Тендер Ростехнологий на поставку самолетов для Аэрофлота выиграл Boeing
Госкорпорация "Ростехнологии" во вторник объявила победителя тендера на поставку среднемагистральных самолетов. Им оказалась корпорация Boeing.
В рамках конкурса были представлены коммерческие предложения от Boeing, Airbus и "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК). "Корпорация Boeing представила лучшую по техническим, операционным и финансовым показателям оферту. В ближайшее время Ростехнологии в сотрудничестве с Аэрофлотом приступают к формированию твердых заказов на поставку конкретных моделей самолетов".
Вместе с тем Ростехнологии обещают, что в долгосрочной перспективе компания будет приобретать у ОАК самолеты отечественного производства моделей МС-21, Ан-148 и SSJ-100.
Тендер Ростехнологий на поставку 50 среднемагистральных самолетов (плюс 15 в опционе) на общую сумму около 2,5 млрд долларов был объявлен еще в августе 2009 года. Его итоги планировалось подвести в декабре 2009 года, однако потом дату перенесли на весну 2010 года.
Связано это было с тем, что самолеты предназначались для новой авиакомпании "Росавиа", которую пытались создать Ростехнологии совместно с правительством Москвы. Однако реализовать этот проект не удалось. В итоге авиационные активы Ростехнологий (пакеты акций шести региональных авиакомпаний, на базе которых планировалось создавать Росавиа) было решено отдать Аэрофлоту. Госкорпорации взамен была обещана доля в крупнейшем национальном перевозчике.
Кроме того, Ростехнологии выторговали себе право на организацию поставок лайнеров для Аэрофлота в рамках ранее объявленного тендера. Согласно этому документу, за корпорацией закрепляется преимущественное право на покупку и лизинг самолетов для Аэрофлота и авиационных активов ГК "Ростехнологии".
Вместе с тем подобное "сотрудничество" Аэрофлота и Ростехнологий вызывает некоторые вопросы. Потенциальные заказчики самолетов пока расходятся в видении будущего авиапарка. Как известно, Аэрофлот заинтересован в создании унифицированного парка воздушных судов от одного производителя для того, чтобы не нужно было создавать и поддерживать дополнительно инфраструктуру для двух самолетов в одной и той же размерности. А исторически сложилось так, что Аэрофлот делает ставку на лайнеры семейства Airbus А320.
"Самой авиакомпании самолеты Boeing-737 нужны гораздо в меньшей степени, чем Airbus. И маловероятно, что Аэрофлот воспользуется услугой Ростехнологий для поставки этих лайнеров”, — предполагает главный редактор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Что же касается выбора Ростехнологий в пользу Boeing, то, по мнению эксперта, победа американской компании была предсказуемой. "То, что победу одержит Boeing, было ожидаемо достаточно давно, — говорит Пантелеев. — Особенно активно об этом говорили после того, как был сделан ряд достаточно громких заявлений после визита американской делегации в Москву".
Однако можно предположить, что крупнейший авиаперевозчик страны будет упорствовать до конца, так как недавно стало известно о новой программе по сокращению затрат Аэрофлота на сумму 1,9 млрд рублей. Сегодня программа по сокращению затрат как никогда актуальна, так как ожидаемый убыток компании от эксплуатационной деятельности в 2010 году — около 700 млн рублей. А если издержки сократятся, то Аэрофлот получит 1,3 млрд рублей прибыли.
Дело в том, что Аэрофлот рассчитывает сэкономить на уменьшении цен на авиакеросин порядка 1,2 млрд рублей. Кроме того, компания планирует добиться экономии за счет проведения тендеров. Еще 351 млн рублей экономии придется на оптимизацию расходов по наземному обслуживанию в аэропортах и 156 млн рублей — расходов по содержанию парка в исправном состоянии.
Олег Пантелеев считает, что это очень серьезное сокращение, "особенно на фоне того, что в предыдущий кризисный год авиакомпания произвела другую мощную программу сокращения издержек". "Сейчас Аэрофлот ставит перед собой цель превратиться из некогда громоздкой структуры в игрока с очень хорошим уровнем издержек, привлекательного для инвестиций со стороны фондового рынка. И пока авиакомпании это удается", — полагает Пантелеев.
При этом эксперт добавляет, что сокращение затрат никак не сказывается на качестве сервиса. "Если авиакомпания на чем-то экономит, в части сервиса она, наоборот, наращивает затраты. Это и делает ее привлекательной на европейском рынке", — резюмирует Олег Пантелеев.