Композитные закрылки отделили от крыла

В Казани будут изготавливаться композиционные агрегаты для крыла и оперения — в частности закрылки, рули высоты, руль оперения. "До конца июня мы рассчитываем подписать соглашение с правительством Татарстана, как подписывали с администрацией Ульяновской области, где создается производство по выпуску кессона крыла, центроплана, а также будет осуществляться сборка крыла", — сказал директор технологического центра ОАК Юрий Тарасов. В пресс-службе ОАК уточнили, что также до конца июня будет подписано трехстороннее соглашение с правительством Татарстана и правительством РФ о загрузке ОАО "Казанское авиационное производственное объединение" (КАПО).
Акционером нового казанского производства может стать австрийская Fischer Composite, подписавшая предварительное соглашение с ОАК. "Fischer Composite возьмет на себя обязательства по привлечению программ Boeing и Airbus, мы ориентируем будущий завод по механизации не только на поставки для МС-21 и SSJ, но и на программы для иностранных заказчиков, поэтому производство будет сертифицировано по западным стандартам", — подчеркнул президент ЗАО "АэроКомпозит" Анатолий Гайданский.
Генеральный директор ОАО "КАПО" Васил Каюмов подтвердил сотрудничество с Fischer Composite по проекту создания производства по выпуску механизации крыла. "Представители австрийской компании приезжали в Казань, вместе с руководством "АэроКомпозита" мы осмотрели корпуса. Непосредственный старт проекта будет зависеть от того, когда "АэроКомпозит" определится со схемой финансирования и окончательно оформит отношения с Fischer Composite", — отметил он.
Что же касается Ульяновска, то, как рассказал А.Гайданский, начата работа с профильными институтами по выбору проекта реконструкции заводского корпуса, который сейчас принадлежит "Авиастар-СП", но будет передан "АэроКомпозиту" как вклад ОАК в уставный капитал. При подписании соглашения с Ульяновской областью глава ОАК Алексей Федоров заявил, что объем инвестиций в организацию композитного производства на территории "Авиастара-СП" составит $250 млн. "Окончательная цифра будет утверждена советом директоров, который будет рассматривать наш инвестиционный план", — пояснил президент "АэроКомпозита".
При этом до конца июня ОАК и "АэроКомпозит" рассчитывают сформировать шорт-лист, в который войдут по две зарубежные компании — потенциальные партнеры проектов в Ульяновске и в Казани, которые предоставят инжиниринговые услуги. В октябре-ноябре из двух шорт-листов будет выбрано по одной компании-победителю, каждая из них будет интегратором создания композитных производств на своей площадке. "В соответствии с условиями конкурса, компания-победитель обязана поставить оборудование, выстроить весь технологический процесс, ввести оборудование в эксплуатацию и осуществлять первые годы контроль за соблюдением всех процедур и регламентов. И отвечать, в том числе и финансово, если производственные показатели, которые нам были гарантированы по качеству, по энергоемкости, по трудоемкости, не будут достигнуты. В этом году мы планируем начать контрактацию оборудования, а также проектные работы с участием иностранных компаний, — пояснил А.Гайданский. — Также в ближайшее время будет открыт конкурс среди российских проектных институтов. В результате мы получим конгломерат, в котором российская компания поможет иностранному партнеру "привязать" проект к площадке, к энергоресурсам". В тендере, объявленном ОАК и "Аэрокомпозитом", участвуют BRОTJE-Automation GmbH, Comau France, Fischer Composit, ThyssenKrupp Krause GmbH, Diamond Aircraft Industries GmbH, MAG Cincinnati.
Ранее в числе зарубежных партнеров проекта А.Федоров называл в части поставки материалов американские Cytec и Hexcel. "С Cytec мы уже подписали соглашение, где выразили заинтересованность в нескольких материалах, которые они нам собираются поставлять как для кессона крыла, так и для механизации крыла", — пояснил А.Гайданский.
По его словам, изготовление усеченного прототипа углекомпозитного крыла для МС-21 должно быть закончено до конца 2010 года, затем прототип поступит на испытание в ЦАГИ. "Контракты на разработку прототипов были заключены в октябре 2009 года с Diamond Aircraft Industries GmbH и Fischer Composite. В соответствии с заключенными контрактами, в октябре 2010 года прототипы должны быть представлены на испытания. Решение о сроках производства опытного крыла будет приниматься чуть позже, на основании результатов испытаний прототипа. Пока по графику опытное крыло должно быть произведено в 2012 году, однако этот график может быть скорректирован", — пояснил президент "АэроКомпозита". Производство будет рассчитано на выпуск до ста комплектов в год.
Ключевыми проектами "АэроКомпозита" должны стать разработки крыла для МС-21 и SSJ-130, и срок создания среднемагистрального лайнера во многом зависит от того, удастся ли вовремя освоить "черное крыло" — ведь именно этот элемент во многом определяет степень его технического совершенства. А до 2016 года, помимо проектирования, испытания и запуска в производство нового крыла, необходимо будет подготовить эксплуатирующие структуры, передав им технологии ремонта узлов из композиционных материалов.