Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 27.05.2021
Источник: ТАСС

Петр Балабуев. Юбилей создателя самых больших самолетов в мире

23 мая 1931 года родился авиаконструктор Петр Васильевич Балабуев. Под его руководством были созданы Ан-22 "Антей", Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия" (в переводе с украинского "мечта"), который стал частью грандиозного космического проекта "Энергия" — "Буран". Трудно было даже представить, что "Мрия" с размахом крыльев 88 м и весом 640 т вообще сможет подняться в воздух, но Балабуеву удалось преодолеть законы гравитации. Рассказываем о легендарном конструкторе и его крылатых грузовиках.
Визит великана

Французский авиасалон "Ле-Бурже" 1965 года был полон сенсаций: на открытие выставки прилетел едва ли не главный человек планеты того времени - Юрий Гагарин, СССР впервые показал свои вертолеты Ми?6, Ми?8 и Ми?10, но самым большим во всех смыслах сюрпризом авиасалона стал Ан-22 "Антей". В греческой мифологии так звали великана — сына Посейдона.

"Советский Ан-22 ожидали увидеть чудовищным, бесформенным, пузатым, но он оказался настоящим джентльменом — элегантным и "породистым", касающимся земли очень мягко, без малейшей тряски" (Заголовок газеты The Times от 07.06.1965).

Это был настоящий прорыв, ведь рекордсмен того времени - американский С-141 Starlifter мог поднять на борт всего 30 т груза, в то время как наш советский воздушный исполин мог перевезти свыше 60 т на расстояние 5 тыс. км. Его параметры поражали.

Создание "Антея" ознаменовало новую эру тяжелых широкофюзеляжных самолетов. Автором мировой сенсации стало ОКБ Олега Константиновича Антонова. Позднее запускать великана в серийное производство Антонов доверит одному из своих самых талантливых учеников — авиаконструктору Петру Балабуеву.

Встреча с судьбой

Петр Балабуев родился 23 мая 1931 года на Луганщине. Во время Великой Отечественной его отец погиб в партизанском отряде, и Пете пришлось содержать мать и двух сестер. Выбирая профессию, он представлял себя и военным, и судостроителем и, конечно, как все мальчишки того времени, думал о небе и авиации. Но не летать, а строить крылатые машины мечтал будущий авиаконструктор. По воспоминаниям близких, окончательное решение он принял осенью 1946-го, когда неподалеку от его родного хутора прямо в поле приземлился У-2. Местная молодежь обступила "кукурузник" и долго рассматривала его как нечто сверхъестественное.

Несмотря на только что отгремевшую Великую Отечественную, так близко настоящий самолет они еще не видели. На Петра Балабуева крылатая машина произвела неизгладимое впечатление. Он поступил в Харьковский авиационный институт, а оттуда по распределению попал в конструкторское бюро (ОКБ) к знаменитому Антонову. Олег Константинович любил настоящих фанатов авиации и старался задействовать их во всех важных проектах.

"В таких условиях невозможно было работать без порыва, жаловаться на трудности, отступать перед сложным заданием. О.К. Антонов личным примером утверждал творческий поиск, добросовестный труд, изобретательность, истинное горение" (из воспоминаний П.В. Балабуева).

После работы в мастерских над деталями Ан-8 и Ан-12 в карьере молодого авиаконструктора произошел стремительный взлет. Антонов назначил Петра Балабуева своим заместителем и отправил на один из крупнейших в СССР заводов — Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ) — налаживать серийное производство великана "Антея".

Ан-22 создавался для парашютного и посадочного десантирования до 300 солдат, баллистических и крылатых ракет, танков, включая Т-54 и Т-10М, самоходных ракетных установок. Советская промышленность, в свою очередь, требовала от КБ Антонова самолет, который мог бы перевозить нефтяные вышки и мачты электростанций в отдаленные районы Севера, Сибири и Дальнего Востока, где шло освоение новых месторождений. Еще одним важным условием была возможность использовать при посадке Ан-22 грунтовые аэродромы.

"Петр Балабуев был жестким и целеустремленным руководителем. Он сам "жил" работой и на работе и требовал максимальной отдачи от других. Благодаря такому отношению к делу коллективу инженеров ТАПОиЧ удалось в кратчайшие сроки наладить изготовление крупногабаритных штампованных деталей, заменив алюминиевые сплавы на дюралевые. Это снизило массу планера более чем на две тонны. В итоге получился изумительный самолет, который превосходил мировые аналоги не только по своей грузоподъемности, но и многозадачности"(из воспоминаний коллег П.В. Балабуева).

Крыло на крыле

В 1968 году американцы объявили о создании нового сверхтяжелого транспортника. Lockheed C-5 Galaxy мог поднять в воздух на несколько десятков тонн грузов больше, чем "Антей". По одной из версий руководства Минобороны СССР, это могла быть подготовка к масштабной переброске войск потенциального противника. КБ Антонова приказали во что бы то ни стало вернуть советской авиации первенство в тяжелом авиационном весе. В те годы для строительства нового грузовика Ан-124 "Руслан" пришлось модернизировать едва ли не всю авиапромышленность. "Руслан" требовал более мощные двигатели, современную электронику, улучшенные материалы для крыльев и фюзеляжа. По воспоминаниям коллег Петра Балабуева, на столе авиаконструктора лежало свыше 500 возможных вариантов компоновки самолета и 36 эскизов крыла. Он координировал работу почти тысячи различных предприятий.

На финальном этапе разработки "Руслана" возникла еще одна проблема — логистика. Крылья и центроплан самолета делали там же, где и Ан-22, — в Ташкенте, а сборочные комплексы находились в Киеве и Ульяновске. Огромные детали "Руслана" не помещались ни на армейские тягачи, ни на специальные железнодорожные платформы. На помощь пришел "Антей", который Балабуев предложил использовать в качестве основного перевозчика. Авиаконструктору напомнили, что комплектующие "Руслана" в "Антей" попросту не поместятся. И тогда Балабуев поручает разработать для Ан-22 специальные багажные крепления, как на крыше обычного легкового автомобиля. К удивлению авиаторов всего мира, идея сработала. Так на своей "спине" "Антей" и возил старшего брата "Руслана" на окончательную сборку.

"Воздушная перевозка центропланов и крыльев была поставлена на поток с обязательным использованием самолета-лидировщика, чтобы избежать попадания в зоны с опасными погодными явлениями (болтанка, обледенение). На всякий случай Ан-22 оборудовали специальной противообледенительной системой, защищавшей перевозимый на внешней подвеске груз". (Из воспоминаний заслуженного летчика-испытателя СССР, первого пилота Ан-22 В.И. Терского)

Главная конструктивная особенность "Руслана", во многом определившая его успех, - два грузовых люка: хвостовой и носовой (откидывающийся вверх). Ноу-хау балабуевцев позволяет организовать сквозной проезд техники и значительно уменьшить время погрузки-выгрузки. Специальное шасси, умеющее "приседать", уменьшает угол въезда на носовую рампу и дает меньшую нагрузку на покрытие аэродрома. По некоторым данным, создатель американского Lockheed, конструктор Роберт Ормсби позднее признал, что тоже работал над подобной системой, но довести ее до внедрения в самолет так и не смог.

"Мы летели с грузом в Австралию на "Руслане", его пилотировал легендарный летчик Юрий Курлин. Мы заходили на посадку, когда в аэропорту проходило авиационное шоу. Диспетчер запросил показательный полет, Курлин согласился - выполнил несколько крутых виражей и разворотов, прошел на малой высоте над публикой, потом резко набрал высоту. После этого мы планово сели и стали разгружаться - аккуратно через носовой люк выкатили из самолета локомотив. Показательные маневры мы делали с тепловозом на борту. Зрители пришли в восторг. Но особенно "счастлив" был заказчик груза" (из воспоминаний инженера-радиста АНТК им. Антонова Ильи Егорычева)

Рождение мечты

В 1984-1988 годах на киевском заводе АНТК им. Антонова под руководством Петра Балабуева был спроектирован и построен самый большой самолет в мире - Ан-225 "Мрия". Свою "мечту" авиаконструктор создавал для перевозки на дальние расстояния крупногабаритных грузов не только в грузовой кабине, но и на внешней подвеске (технология Петра Балабуева, которая ранее была опробована на Ан-22). Этот гигант разрабатывался специально для перевозки уникального космического корабля "Буран" и использования в качестве первой ступени при запуске, что требовало большой грузоподъемности.

22 марта 1989 года Ан-225 совершил полет с грузом 156,3 т, побив одновременно 110 мировых авиационных рекордов. 3 мая 1989 года транспортник впервые выполнил свою основную работу - стартовал с аэродрома Байконур, неся на "спине" воздушно-космический самолет "Буран" массой более 60 т. Уникальный тандем выполнил беспосадочный перелет по 2700-километровому маршруту Байконур - Киев за 4 часа 25 минут.

"Такое невозможно забыть. Я был командиром "Мрии", я ее поднимал. Реакция и специалистов, и обывателей была невероятной — наш суперсамолет произвел фурор", — Александр Галуненко, первый пилот самолета Ан-225 "Мрия".

Петр Балабуев умер 17 мая 2007 года. За полувековую карьеру авиаконструктор принял участие в создании около 100 самолетов семейства "Ан". Его мечта "Мрия" до сих пор жива. В апреле 2020-го самолет доставил из Китая на Украину средства защиты от короновируса. Другие богатыри — "Антей" и "Руслан" и по сей день незаменимы при доставке тяжелых грузов как в армии, так и на гражданке. В период пандемии легендарные транспортники развозят по всему миру российскую вакцину "Спутник V".

Василий Кучушев

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
7 мая 2025
С 80-Й ГОДОВЩИНОЙ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ!
7 мая 2025
В Москве в рамках XII Евразийского международного форума "Беспилотная авиация - 2025" состоялась Церемония награждения Евразийской премии в области беспилотных авиационных систем (БАС)
7 мая 2025
В ПИШ ВШАД Пермского Политеха рассказали, как готовят инженеров нового поколения для авиационной отрасли
7 мая 2025
США провели второе успешное испытание многоразового гиперзвукового аппарата
6 мая 2025
Сертификационные полеты отечественного МС-21 завершатся летом 2026 года
6 мая 2025
Конструктор Нарышкин: самолет МС-21 будет комфортабельнее Boeing и Airbus
6 мая 2025
В Оренбуржье ожидают трех крупных резидентов в НПЦ беспилотных авиасистем
6 мая 2025
Минпромторг отметил стремительный рост интереса инвесторов к беспилотникам в России
6 мая 2025
Государство на 90% оплачивает обучение по работе с беспилотниками в вузах
5 мая 2025
Сертификационные полеты частично импортозамещенного МС-21 начнутся в мае
5 мая 2025
Путин: РФ готова заложить совместный с Белоруссией авиазавод
5 мая 2025
Срок службы самолетов Як-40 запланировали продлить до 60 лет
5 мая 2025
В МАИ создали цифровую платформу для автоматического контроля и анализа состояния парка БЛА
5 мая 2025
МАИ: МС-21 сможет заместить зарубежные самолеты в России и дружественных странах
5 мая 2025
Крылья с советом: в РФ создали систему для автоматического техосмотра БПЛА
5 мая 2025
Румыния намерена производить семь типов беспилотников
30 апр 2025
НОВИКОМ наращивает сотрудничество с производителем деталей для МС-21
30 апр 2025
В России впервые в мире провели испытания для сверхзвукового гражданского самолета
30 апр 2025
На опытном «Суперджете» проверили российский автопилот
30 апр 2025
«Калашников» представил «Легионера» в Центральной Азии
30 апр 2025
"Калашников" представил свою продукцию на выставке "День инноваций ВДВ"
30 апр 2025
Airbus купит активы производителя авиакомпонентов Spirit, задействованные в ее программах
29 апр 2025
Россия создала мировой авиационный прецедент
29 апр 2025
Михаил Мишустин: России нужно наращивать импортозамещение в области авиастроения
7 мая 2025
«Яковлев» переоборудовал девять SSJ-100 авиакомпании «Россия»
7 мая 2025
«Вертолеты России» впервые провели акцию «Бессмертный полк» в небе
7 мая 2025
На ПК "Салют" отметили 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне
7 мая 2025
Студенты-целевики получили первые профессии на предприятии ОДК-Сатурн
7 мая 2025
ОДК-УМПО посетили почти 12 тысяч школьников и студентов в рамках акции «Неделя без турникетов»
6 мая 2025
Самолеты Н.Н. Поликарпова: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
5 мая 2025
«Яковлев» запустил линейную станцию технического обслуживания самолетов SSJ-100 в аэропорту Самары
5 мая 2025
Генеральный директор ЦИАМ рассказал о создании сверхзвукового двигателя
5 мая 2025
Разработки НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского» для сверхзвукового гражданского самолета испытали в составе летающей лаборатории
5 мая 2025
ОДК-Кузнецов открыл двери для школьников
30 апр 2025
Лайнер МС-21 с новыми российскими системами совершил первый полет
30 апр 2025
ОДК предложила системное решение для обеспечения технологического суверенитета в энергетике
30 апр 2025
ОДК готова поставить оборудование для модернизации газотранспортной системы Узбекистана
30 апр 2025
В ЦАГИ подвели итоги конкурса детского рисунка, посвящённого Дню Великой Победы
29 апр 2025
Объявлены победители XI корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству в авиастроении
29 апр 2025
ОДК развивает систему подготовки наставников
29 апр 2025
Пилоты из Индии прошли обучение на предприятии «Вертолетов России» в Улан-Удэ
29 апр 2025
ОДК представляет передовые промышленные двигатели на выставке «ИННОПРОМ»
28 апр 2025
ОДК-Кузнецов и Самарский Политех развивают сотрудничество
28 апр 2025
Студенты МИРЭА посетили ГосНИИАС
28 апр 2025
Десятки предприятий Ростеха внедрили систему «Антиконтрафакт» для борьбы с недобросовестными поставщиками
28 апр 2025
ОДК-Сатурн открывает набор студентов по программам целевого обучения Ростеха
25 апр 2025
В ОДК выбрали лучших специалистов в обслуживании авиационных двигателей
25 апр 2025
ЦИАМ отмечен Благодарностью Всероссийской ярмарки трудоустройства
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».