Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 17.06.2021
Источник: Госкорпорация Ростех

Опережая время: уникальные самолеты Мясищева

14 июня свой 55-летний юбилей отметил Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева. "Мясищевцы" всегда смело брались за казавшиеся нереальными для своего времени проекты. Прогрессивные идеи, заложенные в самолеты предприятия, создали технологический задел в отечественном авиастроении на годы вперед, нашли широкое применение в российской военной авиации и космонавтике.
Фото с сайта rostec.ru
Создатель авиации завтрашнего дня

Во многом облик ЭМЗ определился самой личностью его создателя — генерального конструктора Владимира Михайловича Мясищева. Он был выдающимся новатором, всегда смотревшим в будущее авиации. При этом его имя стоит в тени других прославленных авиастроителей, отчасти в силу природной скромности, отчасти — из-за порой зашкаливающей новизны его работ. Многие из крылатых машин Мясищева остались в виде экспериментальных моделей: промышленность тех лет была не готова к столь высокому полету мысли авиаконструктора.

Экспериментальный машиностроительный завод, образованный в 1966 году, стал логичным продолжением предыдущих ОКБ Мясищева, первое из которых он возглавил в 1942 году. До создания завода Владимир Михайлович успел поработать под началом легендарных В.М. Петлякова и А.Н. Туполева, побывать в "туполевской шараге" и в кресле руководителя ЦАГИ, создать ряд прогрессивных самолетов: дальний скоростной высотный бомбардировщик ДВБ-102, модификацию пикирующего бомбардировщика Пе-2, стратегические бомбардировщики М-4 и 3М, сверхзвуковой стратегический самолет М-50.

М-4 стал первым в мире серийным реактивным межконтинентальным самолетом — носителем ядерного оружия. "Стратеги" Мясищева, способные доставлять атомный заряд до цели, обеспечили паритет нашей страны во времена холодной войны. Эти машины служили Родине вплоть до середины 1990-х годов, в преклонном возрасте работая "воздушными бензоколонками". Прорывные идеи, которые Владимир Михайлович вложил в них, до сих пор применяются в стратегической авиации.

Первые проекты завода

Постановление Совета министров СССР о создании в подмосковном городе Жуковском Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) вышло 14 июня 1966 года. Базой для предприятия стали филиал завода имени М.В. Хруничева и КБ-90 Министерства общего машиностроения. В структуру возглавляемого В.М. Мясищевым завода вошли конструкторское бюро, опытное производство и летно-испытательный комплекс.

Работа ЭМЗ началась с создания летающих лабораторий на базе уже существующих самолетов. Затем был разработан воздушный пункт управления Ил-22 на основе гражданского авиалайнера Ил-18, впервые взлетевший в 1972 году. Его новейшие модификации успешно эксплуатируются ВКС РФ.

После этого ЭМЗ переключился на проектирование легкого военно-транспортного самолета. Работа велась параллельно с КБ О.К. Антонова и КБ Г.М. Бериева по двум вариантам машин: вертикального взлета и посадки и короткого взлета и посадки. "Эмзовцы" доказали реальность обоих вариантов, однако приоритет был отдан киевлянам, в результате чего на свет появился уникальный транспортник Ан-72. Немало других проектов ЭМЗ постигла похожая участь — они оставались только на бумаге.

ЭМЗ на высоте: "Стратосфера" и "Геофизика"

С началом холодной войны беспилотные разведывательные аэростаты стали настоящей головной болью советских ПВО. Для перехвата столь необычных целей не подходили истребители или наземное вооружение — нужна была простая машина, способная летать на высотах до 25 км. Работа над таким самолетом началась на ЭМЗ в 1970 году.

Специалисты завода разработали оригинальную конструкцию крыла, что обеспечило высотный дозвуковой полет. Противоаэростатный самолет М-17 "Стратосфера" взлетел в 1982 году. Всего было изготовлено три единицы, в 1989 году на одной из них было поставлено 25 мировых рекордов. Но по назначению М-17 так и не использовался. К моменту госиспытаний надобность в таких самолетах отпала, так как применение дрейфующих аэростатов прекратилось. На одном из бортов в дальнейшем проводили изучение проблем озоновых дыр.

Опыт разработки высотников пригодился "эмзовцам" при создании нового разведчика М-17РМ. Для этого потребовалось увеличить дальность полета и грузоподъемность самолета. Первый полет состоялся в 1988 году, всего было выпущено четыре самолета. М-17РМ мог подниматься на высоту до 20 км, на нем было поставлено 18 мировых рекордов. Как и "Стратосфера", новый самолет не использовался по назначению. С 1990-х-2000-х годов самолет применяется в международных геофизических исследованиях под шифром М-55 и названием "Геофизика".

ЭМЗ в космосе: проект "Буран"

Движение в сторону космической тематики было начато В.М. Мясищевым еще в 1950-е годы. Тогда был разработан проект межконтинентальной ракеты и даже были проведены первые испытания опытной модели. На основе ракеты Владимир Михайлович предлагал создать пилотируемые крылатые спутники. Символично, что проект назывался "Буран" — через 20 с лишним лет коллектив Мясищева будет работать над другим "Бураном", прославившимся на весь мир.

В 1976 году ЭМЗ входит в состав НПО "Молния", созданного для разработки космического корабля многоразового использования "Буран". Для первого в мире "челнока" была принята принципиальная аэродинамическая схема, разработанная на ЭМЗ. На базе мясищевского бомбардировщика 3М был создан тяжелый транспортник ВМ-Т "Атлант", который перевозил и элементы ракеты-носителя "Энергия", и самого "Бурана". Кроме того, конструкторами ЭМЗ был разработан уникальный герметичный модуль кабины "Бурана" с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения.

Владимир Михайлович не застал окончания работы по проекту "Буран", скоропостижно скончавшись в 1978 году. Первый полет ВМ-Т "Атлант" состоялся в 1982 году. В течение нескольких лет "Атланты" совершили более 150 полетов, обеспечивая проведение наземных испытаний, а затем и сам космический полет. Успешный полет "Бурана" в 1988 году стал важнейшей вехой в истории освоения космоса. За участие в программе 57 специалистов ЭМЗ, который с 1981 года носит имя В.М. Мясищева, получили правительственные награды.

Гражданское направление ЭМЗ и современные работы

Перестройка и сокращение оборонного заказа стимулируют интерес завода к гражданскому авиастроению, мечту о котором В.М. Мясищев так и не успел реализовать. С 1989 года на заводе разрабатывается легкий самолет бизнес-класса М-101Т "Гжель". Для самолета была выбрана классическая схема, количество пассажиров — до 7 человек. Серийное производство освоено на Нижегородском авиазаводе "Сокол". Всего было выпущено 26 машин.

Этот самолет стал первой гражданской моделью ОКБ Мясищева. Предполагалось использовать его как аэротакси, в том числе в малонаселенных пунктах. Важным преимуществом самолета является возможность работать с грунтовых аэродромов. М-101Т может изготавливаться в следующих вариантах: бизнес-класс, пассажирский, грузо-пассажирский, санитарный, учебный, патрульный, десантный. Разработка ЭМЗ использовалась для аэрофотосъемки и проведения геофизических работ, в том числе при подготовке Олимпиады в Сочи.

В 2011 году ЭМЗ вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Сегодня на предприятии продолжаются работы в рамках планов ОАК по созданию авиационной техники. В прошлом году ЭМЗ завершил модернизацию основного учебно-тренировочного самолета Л-39 и работы по усовершенствованию серийного самолета Ан-140-100 в варианте аэросъемки. Также совместно с Роскосмосом продолжаются работы над перспективными образцами авиационно-космической техники в рамках создания комплекса демонстраторов многоразовых крылатых ракетных блоков.



Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
23 июл 2021
Авиасалон МАКС-2021 во второй день его работы посетили свыше 16,5 тыс. человек
23 июл 2021
МАКС-2021: Росавиация вручила одобрительные документы российским компаниям разработчиков и изготовителей авиационной техники
23 июл 2021
Ростех начал разработку авиадвигателей на водороде
23 июл 2021
Дальнобойщик. Российский вертолет вооружили ракетой с дальностью 100 км
23 июл 2021
В США объяснили преимущество российского истребителя Checkmate
23 июл 2021
Подиумная дискуссия на тему: «Интеграция БАС в воздушное пространство России: вопросы, барьеры, решения»
23 июл 2021
Титановые сплавы для SSJ-NEW
22 июл 2021
Совещание по вопросу реализации ключевых проектов гражданского авиастроения
22 июл 2021
Собрание Жуковского: какие контракты подписали на МАКС-2021
22 июл 2021
Доминация "Сухого": чем запомнилось открытие авиасалона МАКС-2021
22 июл 2021
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
22 июл 2021
"Швабе" представляет разработки для авиации на МАКС-2021
22 июл 2021
«Рособоронэкспорт» подписал на МАКС-2021 контракты более чем на €1 млрд
22 июл 2021
МАИ — участник деловой программы Евразийского аэрокосмического конгресса
21 июл 2021
Путин на МАКСе осмотрел вертолет для тушения небоскребов и поднялся на борт "Байкала"
21 июл 2021
"Иркут" рассказал о планах по выпуску SSJ100
21 июл 2021
Пять стран заинтересовались покупкой российского истребителя Су-57
21 июл 2021
479 участников и громкие премьеры: какая новая техника представлена на авиакосмическом салоне МАКС-2021
21 июл 2021
Мишустин заявил, что российский авиапром успешно справляется со сложностями
21 июл 2021
Подиумная дискуссия на тему: «Перспективные методы разработки и производства современной авиационной техники. Вопросы стандартизации»
21 июл 2021
Путин отметил важность проведения МАКС-2021 в форматах онлайн и офлайн
20 июл 2021
Путин считает, что будущее авиации - за искусственным интеллектом и беспилотниками
20 июл 2021
Путин на МАКСе осмотрел модель нового однодвигательного истребителя
19 июл 2021
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" представит на авиакосмическом салоне МАКС-2021 инновационные разработки в области перспективной авиации
23 июл 2021
ОАК провела питч-сессию для стартапов в авиации
23 июл 2021
ПАО "ОДК-УМПО" изготовило детали перспективного двигателя ВК-1600В
23 июл 2021
"Вертолеты России" подписали контракт на поставку девяти Ми-38 МЧС России
23 июл 2021
В ОАК прошла международная конференция о роли авиации в тушении пожаров
23 июл 2021
КРЭТ впервые представил на МАКС-2021 коммутатор на отечественном процессоре
23 июл 2021
"Газпром" и "Вертолеты России" подписали соглашение о сотрудничестве по поставкам первых российских офшорных вертолетов
23 июл 2021
Перспективы развития авиационного тренажеростроения обсудили на "МАКС-2021"
23 июл 2021
Подписано соглашение на поставку самолетов Ил-114-300
23 июл 2021
Подготовку кадров для предприятий авиационной отрасли Ульяновской области обсудили на МАКС-2021
22 июл 2021
Корпорация "Иркут" заключила контракт и соглашения о поставках 58 самолетов "Суперджет 100" в первый день МАКС-2021
22 июл 2021
БАС-200 "Вертолетов России" станет первым в истории беспилотником в летной программе авиасалона МАКС
22 июл 2021
Технодинамика будет продвигать авиационные тренажеры на рынке Казахстана
22 июл 2021
В производственно-учебном центре Ростеха в Уфе открыта экзаменационная площадка Центра оценки квалификаций СоюзМаш
22 июл 2021
Студенты МАИ посетили ММП имени В. В. Чернышева
22 июл 2021
ММП имени В. В. Чернышева изготовило материальную часть центробежного компрессора двигателя-демонстратора ВК-1600В
22 июл 2021
ОДК-Климов будет ремонтировать двигатели ТВ3-117/ВК-2500 в Орше
22 июл 2021
МАКС-2021: ЦАГИ провел Круглый стол "НЦМУ "Сверхзвук: вызовы сверхзвукового полета"
21 июл 2021
Ростех представил президенту России новый истребитель пятого поколения от компании "Сухой"
21 июл 2021
Гостей МАКС-2021 ожидает ежедневная насыщенная летная программа
21 июл 2021
"Вертолеты России" на МАКС-2021 впервые представили новую модификацию Ка-226Т
21 июл 2021
АО "ОДК-Авиадвигатель" примет участие в авиасалоне "МАКС-2021"
21 июл 2021
КВЗ представляет на МАКС-2021 Ансат-М и пассажирский Ми-38
21 июл 2021
Улан-Удэнский авиационный завод впервые представит на МАКС-2021 новый Ми-171А3
21 июл 2021
Программа мероприятий ОДК МАКС-2021
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».