Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 18.06.2021
Источник: Журнал "Наука и техника"

Истребитель Микоян Е-8

Преодоление звукового барьера открывало перед истребительной авиацией новые возможности, но увеличение скорости и высотности привело к ухудшению маневренности и дальности полета, что в определенной мере обесценивало полученные преимущества. Радиус действия можно было увеличить за счет перехода на экономичные высокотемпературные двухвальные турбореактивные двигатели, но решение этой задачи в комплексе требовало и других мер.
Исследования показали, что достижению и маневренности, и дальности сверхзвукового самолета мешает его избыточная статическая устойчивость. Она обеспечивает возврат к прямолинейному полету после воздействия случайных возмущений, например, турбулентности, и достигается путем отклонения расположенного сзади за центром масс горизонтального оперения, которое создает аэродинамическую силу, уравновешивающую это воздействие. Но она направлена вниз и уменьшает общую подъемную силу самолета, создавая к тому же дополнительное балансировочное сопротивление и не позволяя пилоту быстро менять траекторию полета.

Решением проблемы могла стать установка дополнительного переднего горизонтального оперения, которое будет играть роль управляемого дестабилизатора. ПГО понижает степень статической устойчивости, уменьшая балансировочное сопротивление и крейсерский расход топлива за счет перевода двигателя на пониженную тягу. Оно же создает дополнительные управляющие моменты для демпфирования колебаний самолета от воздушных порывов и маневрирования с увеличенными перегрузками.

Это решение опробовали сразу в нескольких ОКБ советской авиапромышленности. Московский машиностроительный завод "Зенит" под руководством Артема Ивановича Микояна построил два опытных истребителя Е-8. Первоначально они считались модификацией серийного МиГ-21ПФ (Е-7) и именовались МиГ-21М, но в их конструкцию были внесены и многие другие изменения, потому самолет отнесли к новому типу и обозначили МиГ-23 — это был уже не первый тип самолета с таким обозначением, и как оказалось — не последний.

От взятого за образец МиГ-21ПФ осталось только крыло, оперение да часть систем, да и то с доработками. Самолет Е-8 получил новый двигатель Р21Ф-300, соответствующий изменившимся режимам полета, и подфюзеляжный воздухозаборник с прямоугольным входным сечением, а освободившееся место в носу заняла мощная РЛС "Сапфир-23". Система вооружения С-23 обеспечивала применение двух ракет малой дальности К-13М с тепловым самонаведением, или УР средней дальности К-23 — по одной с тепловой и радиолокационной ГСН.

Первый опытный самолет Е-8/1 впервые поднял в воздух Георгий Константинович Мосолов 17 апреля 1962 г., а 13 июля Александр Васильевич Федотов облетал и Е-8/2. Хотя они пока не получили всего комплекта вооружения, было ясно, что переход на статически неустойчивую схему значительно повышает боевые качества истребителей. Но вместе с тем стали видны и серьезные проблемы.

Пилотирование таких самолетов усложнялось, а установленные на них средства автоматизации демпфирования и обеспечения искусственной динамической устойчивости были пока несовершенны и не гарантировали безопасность на всех режимах полета. Испытания были прерваны аварией первой машины 11 сентября 1962 г., и хотя она произошла из-за разрушения диска 6-й ступени компрессора двигателя, программа дальнейшего изучения динамики самолетов с пониженной статической устойчивостью на Е-8 была приостановлена. Вместе обе машины выполнили 36 полетов.

На самолете Е-8 не удалось решить еще одну проблему — ухудшение взлетно-посадочных характеристик истребителей. Ему требовался даже больший аэродром, чем обычному МиГ-21, а летать с грунта его нижний воздухозаборник не позволял в принципе.

В то время был выбран другой способ одновременно улучшить весь комплекс тактико-технических данных — путем перехода на крыло изменяемой стреловидности. Оно дало сокращение разбега и пробега, рост дальности, а после устранения недостаточной прочности — и улучшение маневренности. Такое крыло появилось на новом самолете ОКБ Микояна, за которым и закрепилось в войсках обозначение МиГ-23. С ним на смену второму поколению истребителей пришло новое, третье.

Этот самолет получил систему вооружения С-23, но с удвоенным, а затем и с утроенным запасом ракет. Ее, как и другое оборудование для МиГ-23 предварительно испытали именно на Е-8.

Однако проведенные на Е-8 исследования динамики полета с пониженной статической устойчивостью не пропали даром — они стали базой для разработки истребителей поколения IV. Внедрение электро-дистанционных систем управления и цифровой вычислительной техники решило вопрос искусственной устойчивости самолетов и позволило достичь тех целей, о которых мы говорили в начале статьи. Так были созданы истребители МиГ-29 и Су-27 с пониженной или отрицательной статической устойчивостью, а затем сверхманевренные Су-30, Су-33 и Су-34 с ПГО, которое улучшило и их взлетно-посадочные качества. Потому значение Е-8 именно как экспериментального самолета наряду с машинами ОКБ Сухого трудно переоценить.

Двигатель Р21Ф-300, взлетная тяга 7200 кгс. Вес пустого 6800 кг, взлетный — 8300 кг. Скорость у земли 1100 км/ч, на высоте 14750 м — 2230 км/ч. Потолок 20300 м. Размах крыла 7,15 м, площадь крыла 23 м2, длина самолета 14,9 м. Вооружение 2 ракеты К-23Р/Т средней дальности или 2 К-13М малой дальности.



Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
23 июл 2021
Авиасалон МАКС-2021 во второй день его работы посетили свыше 16,5 тыс. человек
23 июл 2021
МАКС-2021: Росавиация вручила одобрительные документы российским компаниям разработчиков и изготовителей авиационной техники
23 июл 2021
Ростех начал разработку авиадвигателей на водороде
23 июл 2021
Дальнобойщик. Российский вертолет вооружили ракетой с дальностью 100 км
23 июл 2021
В США объяснили преимущество российского истребителя Checkmate
23 июл 2021
Подиумная дискуссия на тему: «Интеграция БАС в воздушное пространство России: вопросы, барьеры, решения»
23 июл 2021
Титановые сплавы для SSJ-NEW
22 июл 2021
Совещание по вопросу реализации ключевых проектов гражданского авиастроения
22 июл 2021
Собрание Жуковского: какие контракты подписали на МАКС-2021
22 июл 2021
Доминация "Сухого": чем запомнилось открытие авиасалона МАКС-2021
22 июл 2021
"Шах и мат". Конструктор Стрелец: новый истребитель превзойдет все мировые аналоги
22 июл 2021
"Швабе" представляет разработки для авиации на МАКС-2021
22 июл 2021
«Рособоронэкспорт» подписал на МАКС-2021 контракты более чем на €1 млрд
22 июл 2021
МАИ — участник деловой программы Евразийского аэрокосмического конгресса
21 июл 2021
Путин на МАКСе осмотрел вертолет для тушения небоскребов и поднялся на борт "Байкала"
21 июл 2021
"Иркут" рассказал о планах по выпуску SSJ100
21 июл 2021
Пять стран заинтересовались покупкой российского истребителя Су-57
21 июл 2021
479 участников и громкие премьеры: какая новая техника представлена на авиакосмическом салоне МАКС-2021
21 июл 2021
Мишустин заявил, что российский авиапром успешно справляется со сложностями
21 июл 2021
Подиумная дискуссия на тему: «Перспективные методы разработки и производства современной авиационной техники. Вопросы стандартизации»
21 июл 2021
Путин отметил важность проведения МАКС-2021 в форматах онлайн и офлайн
20 июл 2021
Путин считает, что будущее авиации - за искусственным интеллектом и беспилотниками
20 июл 2021
Путин на МАКСе осмотрел модель нового однодвигательного истребителя
19 июл 2021
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" представит на авиакосмическом салоне МАКС-2021 инновационные разработки в области перспективной авиации
23 июл 2021
ОАК провела питч-сессию для стартапов в авиации
23 июл 2021
ПАО "ОДК-УМПО" изготовило детали перспективного двигателя ВК-1600В
23 июл 2021
"Вертолеты России" подписали контракт на поставку девяти Ми-38 МЧС России
23 июл 2021
В ОАК прошла международная конференция о роли авиации в тушении пожаров
23 июл 2021
КРЭТ впервые представил на МАКС-2021 коммутатор на отечественном процессоре
23 июл 2021
"Газпром" и "Вертолеты России" подписали соглашение о сотрудничестве по поставкам первых российских офшорных вертолетов
23 июл 2021
Перспективы развития авиационного тренажеростроения обсудили на "МАКС-2021"
23 июл 2021
Подписано соглашение на поставку самолетов Ил-114-300
23 июл 2021
Подготовку кадров для предприятий авиационной отрасли Ульяновской области обсудили на МАКС-2021
22 июл 2021
Корпорация "Иркут" заключила контракт и соглашения о поставках 58 самолетов "Суперджет 100" в первый день МАКС-2021
22 июл 2021
БАС-200 "Вертолетов России" станет первым в истории беспилотником в летной программе авиасалона МАКС
22 июл 2021
Технодинамика будет продвигать авиационные тренажеры на рынке Казахстана
22 июл 2021
В производственно-учебном центре Ростеха в Уфе открыта экзаменационная площадка Центра оценки квалификаций СоюзМаш
22 июл 2021
Студенты МАИ посетили ММП имени В. В. Чернышева
22 июл 2021
ММП имени В. В. Чернышева изготовило материальную часть центробежного компрессора двигателя-демонстратора ВК-1600В
22 июл 2021
ОДК-Климов будет ремонтировать двигатели ТВ3-117/ВК-2500 в Орше
22 июл 2021
МАКС-2021: ЦАГИ провел Круглый стол "НЦМУ "Сверхзвук: вызовы сверхзвукового полета"
21 июл 2021
Ростех представил президенту России новый истребитель пятого поколения от компании "Сухой"
21 июл 2021
Гостей МАКС-2021 ожидает ежедневная насыщенная летная программа
21 июл 2021
"Вертолеты России" на МАКС-2021 впервые представили новую модификацию Ка-226Т
21 июл 2021
АО "ОДК-Авиадвигатель" примет участие в авиасалоне "МАКС-2021"
21 июл 2021
КВЗ представляет на МАКС-2021 Ансат-М и пассажирский Ми-38
21 июл 2021
Улан-Удэнский авиационный завод впервые представит на МАКС-2021 новый Ми-171А3
21 июл 2021
Программа мероприятий ОДК МАКС-2021
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».