Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 29.11.2021
Источник: Сайт "110 км"

Легенда советской истории: самый большой в мире вертолет В-12

Это был самый грузоподъемный вертолет в истории мировой авиации. Американцы верили, что он создан для секретной переброски баллистических ракет. Однако в итоге проект самого тяжелого в мире вертолета с грузоподъемностью 30 тонн был закрыт менее чем через 10 лет после первого полета гиганта.
Фото: wiki2.org
Франкенштейн в мире авиации: разработка В-12 М.Миля

В разгар Холодной войны в СССР началась разработка нового большого вертолета для транспортировки межконтинентальных баллистических ракет, по крайне мере в этом были уверена в США. На тот момент на вооружении советской армии уже были мощные и довольно большие вертолеты, в их числе Ми-6, поэтому новая концепция не была полной неожиданностью. Новый транспортник должен был стать чем-то вроде американского Боинг СН-47 "Чинук", который поступил в арсенал армии США в 1962 году.

Но то, что в итоге предложил конструктор Михаил Миль, было настоящим монстром, затмившим абсолютно все вертолеты, которые и сейчас используются в мире. Прототип машины, которая могла бы стать Ми-12, в итоге получила имя В-12.

Детали проекта летающего монстра

Благодаря своей поперечной конфигурации В-12 не нуждался в хвостовом винте, а на каждом крыле обратного сужения размещался несущий винт вертолета. Да, их было два. Оба винта вращались в противоположных направлениях, обеспечивая стабильность вертолета и балансируя реактивный крутящий момент. Большой хвост от самолета существенно повышал маневренность В-12 на высоких скоростях, а еще у него был просто невероятных размеров грузовой отсек. В нем легко можно было перевозить грузовики и танки, солдат и всевозможные припасы. При желании В-12 легко могли превратить в гражданский вертолет, его пассажировместимость составляла 196 человек, плюс 10 человек экипажа. Но он был создан для других задач.

Предполагалось, что военные самолеты будут доставлять боеголовки на самые отдаленные аэродромы, а уже оттуда силами В-12 они будут переправляться на тайные базы в бескрайних российских таежных лесах. Если бы ракеты бесследно исчезали в сибирской глуши так, что американцы бы не имели понятия о том, где находится советский арсенал баллистических ракет, то это бы вызвало немалую панику в командовании США.

Первый свой полет В-12 совершил в июле 1968 года, его четыре газотурбиновых двигателя имели совокупную мощность 26000 л.с.

Первое появление Гиганта Гомера

Второй прототип В-12 впервые поднялся в воздух лишь в 1973 году, до этого он целый год ожидал поступления новых экспериментальных двигателей. Но уже в 1971 году состоялась демонстрация первого прототипа В-12 на Парижском авиасалоне, где он установил несколько рекордов, в том числе по грузоподъемности - 44 тонны. В НАТО этого гиганта тут же прозвали Гомером. Изначально новая разработка казалась очень многообещающей, все говорило о том, что ОКБ Миля создало потрясающую машину, но, оказалось, что не все так радужно.

Во-первых, прототип слишком долго ждал своего первого полета - он был задуман еще в 1959 году, а впервые поднялся в воздух лишь в 1968. Не обошлось без ряда проблем с летными характеристиками. Но по большей части они были устранены. А во-вторых, и это главное, военная карьера вертолета так и не успела начаться, поскольку в нем просто исчезла необходимость. Американские спутники-шпионы кружили на орбите земли и могли делать снимки военных объектов СССР с гораздо большей эффективностью, чем самолет разведчик. Так что планы секретной переброски ракет на таежные базы провалились бы. К тому же в 70-е годы в СССР уже выпускались настолько "миниатюрные" ракеты, что их легко и незаметно можно было транспортировать куда угодно на грузовиках.

Завершение грандиозного проекта

В 1974 Советский союз окончательно закрыл проект вертолетов В-12, позднее был разработан Ми-26, который больше соответствовал текущим нуждам СССР. Проект В-12 не канул в небытие, оба прототипа до сих пор целы, причем первый служит музейным экспонатом на территории Московского вертолетного завода. Этот вертолет до сих пор считается самым большим и грузоподъемным из всех, что когда-либо создавались, и служит напоминанием о мощи Советского союза.

Мария Аникина
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
21 декабря 2021 года
20 декабря 2021 года состоялась церемония награждения
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2020 г. Церемония награждения
24 декабря 2021 года
Читайте в новом номере
Вышел очередной номер журнала "Крылья Родины"
30 ноября 2021 г. состоялось плановое заседание Комитета по стандартизации и унификации Союза авиапроизводителей России 30 ноября 2021 г. состоялось плановое заседание  Комитета по стандартизации и унификации Союза авиапроизводителей России 23 ноября 2021 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков Союза авиапроизводителей России Состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков 30 августа состоялось расширенное совещание Союза авиапроизводителей России 30 августа состоялось расширенное совещание Союза авиапроизводителей России 16 августа состоялось расширенное совещание руководства Комитетов САП России Расширенное совещание руководства Комитетов Союза авиапроизводителей России
29 июля 2021 года
28 июля 2021 года состоялось Заседание Комитета по безопасности полетов
Состоялось Заседание Комитета по безопасности полетов
19 июля 2021 года
Совместное заседание технического комитета №323 «Авиационная техника» (ТК 323) и технического комитета по стандартизации № 497
Совместное заседание технического комитета №323 «Авиационная техника» (ТК 323) и технического комитета по стандартизации № 497
10 июня 2021 года
Союзом авиапроизводителей России и Техническим комитетом ТК 323 был проведен Семинар
Союзом авиапроизводителей России и Техническим комитетом ТК 323 был проведен Семинар
1 июня 2021 года
Национальные стандарты для беспилотной техники
Национальные стандарты для беспилотной техники
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
17 янв 2022
Путин пообещал поощрить конструктора авиадвигателей Иноземцева
17 янв 2022
Мишустин призвал ускорить работу по установке двигателей ПД-8 на самолеты-амфибии Бе-200
17 янв 2022
Набсовет ФРП одобрил заем "Уральскому заводу гражданской авиации" на реализацию приоритетного проекта
14 янв 2022
Четыре самолета МС-21 примут первых пассажиров в 2022 году
14 янв 2022
"РТ-Техприемка": пять фактов о компании
14 янв 2022
"Деградация" американских дальних бомбардировщиков
14 янв 2022
Новый концепт гиперзвукового самолета от Boeing
13 янв 2022
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
13 янв 2022
ВВС США остались недовольны системой панорамного обзора летающего танкера
13 янв 2022
Авиапроизводитель Boeing уступает Airbus в объемах поставок в 2021 году
13 янв 2022
В США признали F-35 угрозой оборонной промышленности Евросоюза
12 янв 2022
Цель - удвоение за пять лет
12 янв 2022
Ростех создаст VR-тренажер для подготовки авиатехников
12 янв 2022
Airbus нарастил поставки коммерческих самолетов в 2021 году на 8%
11 янв 2022
Винтокрылый «Альпинист»
11 янв 2022
Что получит дальняя авиация РФ в 2022 году. И каковы итоги 2021 года
11 янв 2022
Scaled Composites представила концепт опционально пилотируемого самолета
11 янв 2022
«Настоящий разговор»: двигатель – это «сердце» самолета
9 янв 2022
Памяти коллеги и товарища — Виктора Дмитриевича КУЗНЕЦОВА
29 дек 2021
Поздравление Генерального директора Союза авиапроизводителей России Е.А.Горбунова
29 дек 2021
Владимир Артяков: «Наш потребитель должен быть доволен нашим продуктом»
29 дек 2021
Первым делом вертолеты
29 дек 2021
"Барсук" вооружен и опасен
28 дек 2021
Денис Мантуров объявил о завершении летной сертификации МС-21
17 янв 2022
175 лет со дня рождения основателя ЦАГИ Н.Е. Жуковского
17 янв 2022
Вышел новый номер научно-технического журнала "Авиационные двигатели"
17 янв 2022
Ростех передал парашютную систему "Кадет-100" на государственные испытания
17 янв 2022
Лучшая. Корпоративная. Наша
14 янв 2022
ЦАГИ принял участие в VI Российско-Сингапурском бизнес-диалоге
14 янв 2022
Предприятие "Технодинамики" планирует в 1,5 раза увеличить продажи пластмассовых изделий
13 янв 2022
Первый вновь изготовленный стратегический ракетоносец Ту-160М совершил первый полет
13 янв 2022
Аэроскрипт - финалист премии IT-проектов "Цифровые вершины"
12 янв 2022
В ЦАГИ прошел Международный семинар IFAR по сверхзвуковому транспорту нового поколения
12 янв 2022
Сергей Королев: открывший человечеству путь в космос
12 янв 2022
ЦАГИ награжден дипломом конкурса "Авиастроитель года"
11 янв 2022
Модернизированный вертолет "Альпинист" совершил первый круговой полет
11 янв 2022
ОДК-УМПО выполнило обязательства по ключевым перспективным проектам 2021 года
11 янв 2022
"Ростех-сертификат" подвел итоги года
11 янв 2022
В ЦИАМ подвели итоги деятельности в 2021 году
29 дек 2021
Самолет МС-21-300 получил сертификат типа от Росавиации
29 дек 2021
Поздравление генерального директора ФГУП «ЦАГИ»,члена-корреспондента РАН К.И. Сыпало с Новым годом и Рождеством Христовым
29 дек 2021
Генеральный директор ФГУП «ГосНИИАС» подвел итоги года
29 дек 2021
Презентация Технопарка ЦАГИ прошла для учащихся лицея г.о. Жуковский
29 дек 2021
ОКБ им. А. Люльки стало лидером активности конкурса ОДК "Шторм инноваций"
29 дек 2021
Разработчики беспилотников и тренажеров Технодинамики удостоены стипендий Минпромторга РФ
29 дек 2021
"Музей авиадвигателей ОДК-Климов - это место ТЯГИ"
29 дек 2021
В УГАТУ открыт конференц-зал имени Почетного моторостроителя ОДК-УМПО Владимира Паращенко
29 дек 2021
Двигатели ОДК обеспечили старт ракеты «Союз-2.1б» со спутниками OneWeb
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».