Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 30.11.2021
Источник: Госкорпорация Ростех

Лед, птицы и пепел: как испытывают двигатели для самолетов

От надежной работы авиационных двигателей в любых погодных условиях зависит безопасность полетов. Поэтому прежде чем двигатель будет установлен на самолет, его серьезно испытывают на прочность. Кроме проверки основных характеристик, ресурса и надежности, силовую установку заливают водой, закидывают кусками льда, стреляют в нее тушками птиц и даже засыпают вулканическим пеплом. О некоторых неординарных испытаниях, которые проходят двигатели, прежде чем займут свое место на крыле самолета, - в нашем материале.

Фото: Антон Тушин
Крещение льдом

Одной из проблем, часто приводящей к авариям летательных аппаратов, является обледенение их элементов во время полета. По данным мировой статистики, причиной около 40% авиакатастроф, связанных с климатическими условиями, становится именно обледенение. Оно происходит, когда самолет поднимается на высоту до 5000 м и попадает в холодное облако высокой влажности. Даже при низкой температуре около -40°С такое облако может состоять из жидких капель, которые за минуту способны покрыть поверхности самолета ледяной коркой толщиной от 1 до 6 мм.

Для газотурбинного двигателя основная опасность заключается в пластинах льда, наросших на воздухозаборнике силовой установки. Если противообледенительная система по каким-то причинам не справляется, наросты льда становятся все больше и больше. Набрав критическую массу, они срываются и попадают в двигатель, что может привести к повреждению его лопаток и выключению. Кроме того, обледенению подвержены вентилятор и сами лопатки. Образующийся на них лед может ухудшать характеристики двигателя и мешать полету.

Температура воздуха на разных высотах полета сильно колеблется, поэтому самолет может попасть в условия обледенения даже при плюсовой температуре на земле. И если для планера самолета существуют эффективные системы предупреждения о ледяной проблеме, то обледенение двигателя пилоты часто обнаруживают только по косвенным признакам, и это может быть уже слишком поздно. Поэтому основной выход для конструкторов авиадвигателей - создавать силовые установки, устойчивые к процессам обледенения.

Параметры, которым должна соответствовать двигательная установка воздушного судна, описаны в части 33 Авиационных правил Российской Федерации. Испытания на обледенение двигателя проводятся в специальной установке, оборудованной морозильной камерой и системой подмешивания водяного аэрозоля в воздушный поток, подающийся к двигателю. Это дорогостоящий и довольно трудоемкий процесс, в ходе которого специалисты проверяют все параметры работы установки, а после исследуют двигатель на предмет повреждений.

В России такими испытаниями занимается Научно-испытательный центр Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ). Стенды института позволяют проводить сертификационные климатические испытания. Так, новейший российский авиадвигатель ПД-14 прошел здесь испытания классическим обледенением и попаданием льда в 2018 году и подтвердил свое соответствие требованиям Авиационных правил России.

Одно из новых требований для двигателей - испытание ледяными кристаллами. Сталкиваясь в компрессоре двигателя с нагретыми деталями, такие кристаллы прилипают к ним, формируя ледяные наросты. Сложность заключается в том, что кристаллы проникают в глубину двигателя, накапливаются и слипаются на элементах двигателя, не имеющих специальную защиту от обледенения, а после отрыва ледяные наросты повреждают элементы двигателя. В 2020 году специалисты ЦИАМ и "ОДК-Авиадвигатель" разработали методику подтверждения работоспособности двигателя при попадании в условия кристаллического обледенения. В 2021 году методика была проверена при испытаниях двигателя ПД-14 на открытом испытательном стенде ПАО "ОДК-Сатурн" в Полуево, а в 2022 году будет проведено сертификационное испытание.

Тест-драйв на птицестойкость

Столкновение летательного аппарата с птицами − очень неприятное происшествие, которое при этом случается не так уж и редко. Птица может попасть в двигатель и вывести его из строя, но для современного самолета это не критично - он может лететь, садится и даже взлетать с одним двигателем. Однако, птицы часто летают стаям и, соответственно, пострадать могут сразу все двигатели, что неоднократно приводило к серьезным авариям. Кроме повреждения самой силовой установки, столкновение с птицей может привести к поражению деталями двигателя корпуса самолета, к возгоранию или даже обрыву гондолы.

Испытание авиадвигателей на птицестойкость - обязательное сертификационное требование, которое также предусмотрено в Авиационных правилах. Испытания проводятся на стенде с применением специальной пушки. При этом двигатель выводится в рабочий режим, как правило, взлетный, когда встреча с птицами наиболее опасна. По двигателю производится выстрел тушкой птицы. Чем больше диаметр двигателя, тем больше и тяжелее должна быть птица.

Согласно нормам, испытания с крупной птицей считаются успешными, если разрушения двигателя локализованы. Также двигатели "обстреливаются" мелкими птицами и имитацией стаи птиц. Двигатель ПД-14 для авиалайнера МС-21 успешно выдержал подобный "экзамен" в 2018 году.

По словам испытателей, проверка двигателя на птицестойкость - не самый приятный момент испытаний, ведь для них используются настоящие птицы. По российским требованиям, они должны быть живыми за полчаса до испытаний. Этические дилеммы в этом случае решаются постоянным напоминанием себе о том, что все это делается для безопасности и сохранения жизни людей.

Турбина против вулкана

Попадание самолета в облако вулканического пепла не часто, но все же встречается в авиационной практике. По статистике, гражданские самолеты попадают в область загрязнения пеплом вулканов в среднем несколько раз в год. В некоторых из этих случаев наблюдалось нарушение работы двигателей, которое могло привести к катастрофам.

Изучение воздействия вулканического пепла на работу авиации активизировалось после 2010 года, когда Европу накрыли облака, вызванные извержением вулкана Эйяфьядлайекюдль. Тогда были отменены десятки тысяч авиарейсов, компании терпели многомиллионные убытки, а после случившегося начались горячие дискуссии о реальном вреде вулканического пепла для авиации. По европейским нормам все новые двигатели с 2015 года должны проходить испытание пеплом вулкана.

В больших концентрациях вулканический пепел, взвешенный в воздухе, представляет опасность для работы авиадвигателя. Пепел вулкана - это измельченная магма, состоящая из мельчайших частиц твердых горных пород, минералов и стекла. Попадая внутрь, пепел врезается в детали двигателя, а под воздействием высоких температур сплавляется и прилипает к стенкам и деталям, нарушая работу турбин. Это ограничивает потоки воздуха и может привести к потере мощности двигателя. Кроме того, пепел обладает абразивными свойствами и может повреждать поверхности самолета.

Летом этого года газогенератор двигателя ПД-14 был испытан на воздействие вулканического пепла. "Сердце" двигателя целый час подвергалось воздействию агрессивной среды, при этом его характеристики практически не изменились. В качестве "раздражителя" использовался пепел камчатского вулкана Шивелуч. Примечательно, что подобные сертификационные испытания в мире и в России проводились впервые.
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
21 декабря 2021 года
20 декабря 2021 года состоялась церемония награждения
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2020 г. Церемония награждения
24 декабря 2021 года
Читайте в новом номере
Вышел очередной номер журнала "Крылья Родины"
30 ноября 2021 г. состоялось плановое заседание Комитета по стандартизации и унификации Союза авиапроизводителей России 30 ноября 2021 г. состоялось плановое заседание  Комитета по стандартизации и унификации Союза авиапроизводителей России 23 ноября 2021 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков Союза авиапроизводителей России Состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков 30 августа состоялось расширенное совещание Союза авиапроизводителей России 30 августа состоялось расширенное совещание Союза авиапроизводителей России 16 августа состоялось расширенное совещание руководства Комитетов САП России Расширенное совещание руководства Комитетов Союза авиапроизводителей России
29 июля 2021 года
28 июля 2021 года состоялось Заседание Комитета по безопасности полетов
Состоялось Заседание Комитета по безопасности полетов
19 июля 2021 года
Совместное заседание технического комитета №323 «Авиационная техника» (ТК 323) и технического комитета по стандартизации № 497
Совместное заседание технического комитета №323 «Авиационная техника» (ТК 323) и технического комитета по стандартизации № 497
10 июня 2021 года
Союзом авиапроизводителей России и Техническим комитетом ТК 323 был проведен Семинар
Союзом авиапроизводителей России и Техническим комитетом ТК 323 был проведен Семинар
1 июня 2021 года
Национальные стандарты для беспилотной техники
Национальные стандарты для беспилотной техники
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
17 янв 2022
Путин пообещал поощрить конструктора авиадвигателей Иноземцева
17 янв 2022
Мишустин призвал ускорить работу по установке двигателей ПД-8 на самолеты-амфибии Бе-200
17 янв 2022
Набсовет ФРП одобрил заем "Уральскому заводу гражданской авиации" на реализацию приоритетного проекта
14 янв 2022
Четыре самолета МС-21 примут первых пассажиров в 2022 году
14 янв 2022
"РТ-Техприемка": пять фактов о компании
14 янв 2022
"Деградация" американских дальних бомбардировщиков
14 янв 2022
Новый концепт гиперзвукового самолета от Boeing
13 янв 2022
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
13 янв 2022
ВВС США остались недовольны системой панорамного обзора летающего танкера
13 янв 2022
Авиапроизводитель Boeing уступает Airbus в объемах поставок в 2021 году
13 янв 2022
В США признали F-35 угрозой оборонной промышленности Евросоюза
12 янв 2022
Цель - удвоение за пять лет
12 янв 2022
Ростех создаст VR-тренажер для подготовки авиатехников
12 янв 2022
Airbus нарастил поставки коммерческих самолетов в 2021 году на 8%
11 янв 2022
Винтокрылый «Альпинист»
11 янв 2022
Что получит дальняя авиация РФ в 2022 году. И каковы итоги 2021 года
11 янв 2022
Scaled Composites представила концепт опционально пилотируемого самолета
11 янв 2022
«Настоящий разговор»: двигатель – это «сердце» самолета
9 янв 2022
Памяти коллеги и товарища — Виктора Дмитриевича КУЗНЕЦОВА
29 дек 2021
Поздравление Генерального директора Союза авиапроизводителей России Е.А.Горбунова
29 дек 2021
Владимир Артяков: «Наш потребитель должен быть доволен нашим продуктом»
29 дек 2021
Первым делом вертолеты
29 дек 2021
"Барсук" вооружен и опасен
28 дек 2021
Денис Мантуров объявил о завершении летной сертификации МС-21
17 янв 2022
175 лет со дня рождения основателя ЦАГИ Н.Е. Жуковского
17 янв 2022
Вышел новый номер научно-технического журнала "Авиационные двигатели"
17 янв 2022
Ростех передал парашютную систему "Кадет-100" на государственные испытания
17 янв 2022
Лучшая. Корпоративная. Наша
14 янв 2022
ЦАГИ принял участие в VI Российско-Сингапурском бизнес-диалоге
14 янв 2022
Предприятие "Технодинамики" планирует в 1,5 раза увеличить продажи пластмассовых изделий
13 янв 2022
Первый вновь изготовленный стратегический ракетоносец Ту-160М совершил первый полет
13 янв 2022
Аэроскрипт - финалист премии IT-проектов "Цифровые вершины"
12 янв 2022
В ЦАГИ прошел Международный семинар IFAR по сверхзвуковому транспорту нового поколения
12 янв 2022
Сергей Королев: открывший человечеству путь в космос
12 янв 2022
ЦАГИ награжден дипломом конкурса "Авиастроитель года"
11 янв 2022
Модернизированный вертолет "Альпинист" совершил первый круговой полет
11 янв 2022
ОДК-УМПО выполнило обязательства по ключевым перспективным проектам 2021 года
11 янв 2022
"Ростех-сертификат" подвел итоги года
11 янв 2022
В ЦИАМ подвели итоги деятельности в 2021 году
29 дек 2021
Самолет МС-21-300 получил сертификат типа от Росавиации
29 дек 2021
Поздравление генерального директора ФГУП «ЦАГИ»,члена-корреспондента РАН К.И. Сыпало с Новым годом и Рождеством Христовым
29 дек 2021
Генеральный директор ФГУП «ГосНИИАС» подвел итоги года
29 дек 2021
Презентация Технопарка ЦАГИ прошла для учащихся лицея г.о. Жуковский
29 дек 2021
ОКБ им. А. Люльки стало лидером активности конкурса ОДК "Шторм инноваций"
29 дек 2021
Разработчики беспилотников и тренажеров Технодинамики удостоены стипендий Минпромторга РФ
29 дек 2021
"Музей авиадвигателей ОДК-Климов - это место ТЯГИ"
29 дек 2021
В УГАТУ открыт конференц-зал имени Почетного моторостроителя ОДК-УМПО Владимира Паращенко
29 дек 2021
Двигатели ОДК обеспечили старт ракеты «Союз-2.1б» со спутниками OneWeb
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».