Первым делом вертолеты
Винтокрылые машины могут заменить самолеты-штурмовики, вести поиск субмарин и спасать раненых с поля боя.
Фото: bmpd.livejournal.com
Вертолеты теперь являются неотъемлемой частью всех армий мира. Ударные отчасти стали заменителями самолетов-штурмовиков, машины других типов широко используются для разведки и главное - в качестве транспортного средства, обеспечивающего пехоте недостижимую ранее степень мобильности и маневренности. Постоянно воюющие и имеющие мощнейшую авиационную промышленность США, разумеется, оказались в этой области на передовой.
В ВС США имеется несколько тысяч геликоптеров. Наименьшая их доля приходится на ВВС, которые используют только вертолеты спасательные и ССО. Абсолютное большинство американских вертолетов делится между армейской авиацией сухопутных войск и морской авиацией (включая авиацию морской пехоты).
Впервые США использовали вертолеты в ходе корейской войны. Это были крайне примитивные машины - ОН-13, Н-5, Н-23, Н-19. Их применяли для разведки, наблюдения, перевозки грузов и людей, эвакуации раненых. Несмотря на низкие ТТХ, американское командование очень высоко оценило их боевые возможности. Если на начало войны армейская авиация США имела всего 56 вертолетов, то к концу - более 1,1 тысячи.
Вьетнамская война стала первым ТВД, в котором винтокрылые машины применялись по-настоящему массово. США использовали множество типов вертолетов, самым знаменитым и многочисленным из них стал UH-1 "Ирокез", созданный на базе гражданского "Белл-205". Их собирают с конца 50-х до сих пор, выпущено более 16 тысяч машин. Потери во Вьетнаме составили 3305 "Ирокезов" (общие потери Штатов в этой войне - около 4,9 тысячи геликоптеров). В конце 60-х на основе UH-1 создан боевой вертолет АН-1 "Кобра", ставший первым носителем ПТРК BGM-71 "Тоу" (дальность стрельбы - около четырех километров, наведение командное по проводам). Во Вьетнаме было потеряно как минимум 295 АН-1. На счету американских "Кобр" и аналогичных вертолетов ВВС Израиля числится несколько сотен вьетнамских, египетских, сирийских и иракских танков (в основном они были уничтожены именно "Тоу"). Последние модификации АН-1 и UH-1 до сих пор поступают на вооружение авиации морской пехоты США. На основе гражданского "Белл-206" был создан легкий разведывательный ОН-58 "Кайова", который мог использоваться и в ударном варианте. Во Вьетнаме было потеряно до 45 вертолетов этого типа, во второй иракской войне - не менее 19, в Афганистане - не менее 8. В варианте ОН-58D машина производилась до начала 90-х годов, в начале 2010-х все варианты "Кайовы" сняты с вооружения армейской авиации США, но остаются на вооружении во многих странах мира. Другим легким разведывательным вертолетом, созданным на основе гражданского "Хьюз-369", стал ОН-6 "Кейюс" (производился также по лицензии в Японии). Из 1419 произведенных машин 842 уничтожены во Вьетнаме. Тем не менее созданные для ССО МН-6 эксплуатируются американцами до сих пор. Кроме того, в развитие "Хьюз-369"/ОН-6 было создано семейство MD500/520/530, которое в больших количествах и множестве модификаций поставляется за рубеж в военном и гражданском вариантах. В частности, MD530F в последнее время поступал на вооружение ВВС Ирака и Афганистана (последние частично достались талибам). Имеются вертолеты данного семейства даже в ВВС КНДР.
Другими наиболее популярными вертолетами 60-х стали СН-46 "Си Найт", разработанный для морской авиации, а затем созданный на его основе гораздо больший по размерам и грузоподъемности (более 12 тонн против 4-5 тонн или 55 человек против 26) СН-47 "Чинук". Оба геликоптера построены по продольной схеме и изначально рассматривались как чисто транспортные. Однако позже был создан МН-47 для американских ССО, способный нести вооружение и специальное оборудование. Во Вьетнаме США потеряли 160 СН-46 и 136 СН-47, во второй иракской войне - пять и семь соответственно, в Афганистане - 26 СН-47 (а также погибли два голландских "Чинука", по одному британскому и австралийскому).
В производстве до сих пор находится модификация СН-47F, вертолет состоит на вооружении во многих странах мира. СН-46 сняты с вооружения. В середине 60-х был принят на вооружение тяжелый транспортник СН-53, на основе которого позже были созданы спасатель НН-53, вертолеты-тральщики для ВМС RH-53 и МН-53. Машина прошла множество модернизаций, благодаря которым его грузоподъемность возросла в четыре раза (с 4 до 16 тонн). Последняя модификация - СН-53К в настоящее время поступает на вооружение авиации морской пехоты США.
С конца 50-х в морскую авиацию начал поступать противолодочный SH-3 "Си Кинг", способный садиться не только на сушу, но и на воду. Мог нести глубинные бомбы (в том числе ядерные), противолодочные торпеды Мк44 и Мк46, а также оборудование для обнаружения ПЛ (в первую очередь РГБ и опускаемые ГАС). Производился по лицензии в Канаде (как СН-124), Японии, Италии (как AS-61 и ASH-3), Великобритании. Были также созданы спасательный вариант НН-3 и транспортный СН-3. В США выведен из боевого состава морской авиации в начале ХХI века, во многих странах эксплуатируется до сих пор.
В первой половине 80-х на вооружение армейской авиации США начал поступать АН-64 "Апач", на данный момент ставший самым массовым в мире ударным вертолетом. Основным его вооружением является сверхзвуковая ПТУР AGM-114 "Хеллфайр" с лазерным наведением (в модификации AGM-114L - с активной радиолокационной ГСН) и дальностью стрельбы 10 километров. Также может нести НУРС или ПЗРК "Стингер" (в роли ракет "воздух-воздух"). В США было выпущено 937 машин АН-64А (не считая наземных стендов), из которых 140 ушли в другие страны, а 713 переделаны в вариант AH-64D (остальные потеряны, переведены в наземные стенды, музейные экспонаты и памятники). Затем было выпущено 265 новых АН-64D, в том числе 169 на экспорт, а также 293 АН-64Е, 63 ушли на экспорт, производство АН-64Е продолжается (как для американской армии, так и на экспортные поставки), причем производство планеров этих машин, видимо, будет передано в Индию. Одновременно начался процесс переделки всех имеющихся АН-64D (как бывших АН-64А, так и новой постройки) в АН-64Е. Каждая из модернизаций подразумевает установку новой авионики и двигателей. Считается, что в ходе первой иракской войны американские "Апачи" уничтожили 278 танков противника и несколько сотен единиц другой техники, при этом было потеряно три вертолета. Как минимум 24 АН-64 потеряно в ходе второй иракской войны, не менее 10 американских и один голландский - в Афганистане. До семи "Апачей" потеряли ВВС Саудовской Аравии и ОАЭ в ходе интервенции в Йемене.
Если "Апач" стал заменителем "Кобры", то место "Ирокеза" занял многоцелевой UH-60 "Блэк Хок", начавший поступать на вооружение в конце 70-х. В основном варианте способен перевозить 11 военнослужащих, может нести "Хеллфайры", НУРС и "Стингеры", а также вооружен двумя пулеметами. Создан спасательный вариант НН-60 - противолодочный SH-60 для морской авиации (он заменил "Си Кинга"), МН-60 для ССО, вариант вертолета РЭБ ЕН-60, ударный вариант АН-60 (для ВС Колумбии, позже приобретен Австралией и ОАЭ), чисто экспортный S-70, причем каждый из вариантов существует во множестве модификаций. Экспортировался во многие страны, S-70 состоит на вооружении даже в армейской авиации НОАК, модификация S-70i производится по лицензии в Польше. Общее количество произведенных машин превысило четыре тысячи, производство продолжается (в части армейской авиации США сейчас поступает UH-60М). В первой иракской войне США потеряли два UH-60, во второй - не менее 18 "Блэк Хоков", в Афганистане - семь, два вертолета было потеряно в ходе операции в Сомали в 1993 году.
Совершенно особой машиной является конвертоплан V-22 "Оспри". Он имеет два турбовинтовых двигателя на концах крыльев, которые могут поворачиваться на 98 градусов. Это обеспечивает вертолетный взлет (винты повернуты вверх), а затем "самолетный" горизонтальный полет (винты повернуты вперед) с максимальной скоростью 565 километров в час. Может перевозить от 24 до 32 человек. В основном используется в морской пехоте США (в варианте MV-22), в меньшем количестве - в ССО (СV-22). Производство "Оспри" продолжается. Считается не слишком удачной машиной, поэтому концепция конвертоплана, видимо, не получит дальнейшего развития.
Зато собственно вертолеты будут развиваться и совершенствоваться дальше, БЛА ни в каком обозримом будущем заменить их не смогут.
Александр Храмчихин, независимый военный эксперт