Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 29.12.2021
Источник: "Военно-промышленный курьер"

Первым делом вертолеты

Винтокрылые машины могут заменить самолеты-штурмовики, вести поиск субмарин и спасать раненых с поля боя.
Фото: bmpd.livejournal.com
Вертолеты теперь являются неотъемлемой частью всех армий мира. Ударные отчасти стали заменителями самолетов-штурмовиков, машины других типов широко используются для разведки и главное - в качестве транспортного средства, обеспечивающего пехоте недостижимую ранее степень мобильности и маневренности. Постоянно воюющие и имеющие мощнейшую авиационную промышленность США, разумеется, оказались в этой области на передовой.

В ВС США имеется несколько тысяч геликоптеров. Наименьшая их доля приходится на ВВС, которые используют только вертолеты спасательные и ССО. Абсолютное большинство американских вертолетов делится между армейской авиацией сухопутных войск и морской авиацией (включая авиацию морской пехоты).

Впервые США использовали вертолеты в ходе корейской войны. Это были крайне примитивные машины - ОН-13, Н-5, Н-23, Н-19. Их применяли для разведки, наблюдения, перевозки грузов и людей, эвакуации раненых. Несмотря на низкие ТТХ, американское командование очень высоко оценило их боевые возможности. Если на начало войны армейская авиация США имела всего 56 вертолетов, то к концу - более 1,1 тысячи.

Вьетнамская война стала первым ТВД, в котором винтокрылые машины применялись по-настоящему массово. США использовали множество типов вертолетов, самым знаменитым и многочисленным из них стал UH-1 "Ирокез", созданный на базе гражданского "Белл-205". Их собирают с конца 50-х до сих пор, выпущено более 16 тысяч машин. Потери во Вьетнаме составили 3305 "Ирокезов" (общие потери Штатов в этой войне - около 4,9 тысячи геликоптеров). В конце 60-х на основе UH-1 создан боевой вертолет АН-1 "Кобра", ставший первым носителем ПТРК BGM-71 "Тоу" (дальность стрельбы - около четырех километров, наведение командное по проводам). Во Вьетнаме было потеряно как минимум 295 АН-1. На счету американских "Кобр" и аналогичных вертолетов ВВС Израиля числится несколько сотен вьетнамских, египетских, сирийских и иракских танков (в основном они были уничтожены именно "Тоу"). Последние модификации АН-1 и UH-1 до сих пор поступают на вооружение авиации морской пехоты США. На основе гражданского "Белл-206" был создан легкий разведывательный ОН-58 "Кайова", который мог использоваться и в ударном варианте. Во Вьетнаме было потеряно до 45 вертолетов этого типа, во второй иракской войне - не менее 19, в Афганистане - не менее 8. В варианте ОН-58D машина производилась до начала 90-х годов, в начале 2010-х все варианты "Кайовы" сняты с вооружения армейской авиации США, но остаются на вооружении во многих странах мира. Другим легким разведывательным вертолетом, созданным на основе гражданского "Хьюз-369", стал ОН-6 "Кейюс" (производился также по лицензии в Японии). Из 1419 произведенных машин 842 уничтожены во Вьетнаме. Тем не менее созданные для ССО МН-6 эксплуатируются американцами до сих пор. Кроме того, в развитие "Хьюз-369"/ОН-6 было создано семейство MD500/520/530, которое в больших количествах и множестве модификаций поставляется за рубеж в военном и гражданском вариантах. В частности, MD530F в последнее время поступал на вооружение ВВС Ирака и Афганистана (последние частично достались талибам). Имеются вертолеты данного семейства даже в ВВС КНДР.

Другими наиболее популярными вертолетами 60-х стали СН-46 "Си Найт", разработанный для морской авиации, а затем созданный на его основе гораздо больший по размерам и грузоподъемности (более 12 тонн против 4-5 тонн или 55 человек против 26) СН-47 "Чинук". Оба геликоптера построены по продольной схеме и изначально рассматривались как чисто транспортные. Однако позже был создан МН-47 для американских ССО, способный нести вооружение и специальное оборудование. Во Вьетнаме США потеряли 160 СН-46 и 136 СН-47, во второй иракской войне - пять и семь соответственно, в Афганистане - 26 СН-47 (а также погибли два голландских "Чинука", по одному британскому и австралийскому).

В производстве до сих пор находится модификация СН-47F, вертолет состоит на вооружении во многих странах мира. СН-46 сняты с вооружения. В середине 60-х был принят на вооружение тяжелый транспортник СН-53, на основе которого позже были созданы спасатель НН-53, вертолеты-тральщики для ВМС RH-53 и МН-53. Машина прошла множество модернизаций, благодаря которым его грузоподъемность возросла в четыре раза (с 4 до 16 тонн). Последняя модификация - СН-53К в настоящее время поступает на вооружение авиации морской пехоты США.

С конца 50-х в морскую авиацию начал поступать противолодочный SH-3 "Си Кинг", способный садиться не только на сушу, но и на воду. Мог нести глубинные бомбы (в том числе ядерные), противолодочные торпеды Мк44 и Мк46, а также оборудование для обнаружения ПЛ (в первую очередь РГБ и опускаемые ГАС). Производился по лицензии в Канаде (как СН-124), Японии, Италии (как AS-61 и ASH-3), Великобритании. Были также созданы спасательный вариант НН-3 и транспортный СН-3. В США выведен из боевого состава морской авиации в начале ХХI века, во многих странах эксплуатируется до сих пор.

В первой половине 80-х на вооружение армейской авиации США начал поступать АН-64 "Апач", на данный момент ставший самым массовым в мире ударным вертолетом. Основным его вооружением является сверхзвуковая ПТУР AGM-114 "Хеллфайр" с лазерным наведением (в модификации AGM-114L - с активной радиолокационной ГСН) и дальностью стрельбы 10 километров. Также может нести НУРС или ПЗРК "Стингер" (в роли ракет "воздух-воздух"). В США было выпущено 937 машин АН-64А (не считая наземных стендов), из которых 140 ушли в другие страны, а 713 переделаны в вариант AH-64D (остальные потеряны, переведены в наземные стенды, музейные экспонаты и памятники). Затем было выпущено 265 новых АН-64D, в том числе 169 на экспорт, а также 293 АН-64Е, 63 ушли на экспорт, производство АН-64Е продолжается (как для американской армии, так и на экспортные поставки), причем производство планеров этих машин, видимо, будет передано в Индию. Одновременно начался процесс переделки всех имеющихся АН-64D (как бывших АН-64А, так и новой постройки) в АН-64Е. Каждая из модернизаций подразумевает установку новой авионики и двигателей. Считается, что в ходе первой иракской войны американские "Апачи" уничтожили 278 танков противника и несколько сотен единиц другой техники, при этом было потеряно три вертолета. Как минимум 24 АН-64 потеряно в ходе второй иракской войны, не менее 10 американских и один голландский - в Афганистане. До семи "Апачей" потеряли ВВС Саудовской Аравии и ОАЭ в ходе интервенции в Йемене.

Если "Апач" стал заменителем "Кобры", то место "Ирокеза" занял многоцелевой UH-60 "Блэк Хок", начавший поступать на вооружение в конце 70-х. В основном варианте способен перевозить 11 военнослужащих, может нести "Хеллфайры", НУРС и "Стингеры", а также вооружен двумя пулеметами. Создан спасательный вариант НН-60 - противолодочный SH-60 для морской авиации (он заменил "Си Кинга"), МН-60 для ССО, вариант вертолета РЭБ ЕН-60, ударный вариант АН-60 (для ВС Колумбии, позже приобретен Австралией и ОАЭ), чисто экспортный S-70, причем каждый из вариантов существует во множестве модификаций. Экспортировался во многие страны, S-70 состоит на вооружении даже в армейской авиации НОАК, модификация S-70i производится по лицензии в Польше. Общее количество произведенных машин превысило четыре тысячи, производство продолжается (в части армейской авиации США сейчас поступает UH-60М). В первой иракской войне США потеряли два UH-60, во второй - не менее 18 "Блэк Хоков", в Афганистане - семь, два вертолета было потеряно в ходе операции в Сомали в 1993 году.

Совершенно особой машиной является конвертоплан V-22 "Оспри". Он имеет два турбовинтовых двигателя на концах крыльев, которые могут поворачиваться на 98 градусов. Это обеспечивает вертолетный взлет (винты повернуты вверх), а затем "самолетный" горизонтальный полет (винты повернуты вперед) с максимальной скоростью 565 километров в час. Может перевозить от 24 до 32 человек. В основном используется в морской пехоте США (в варианте MV-22), в меньшем количестве - в ССО (СV-22). Производство "Оспри" продолжается. Считается не слишком удачной машиной, поэтому концепция конвертоплана, видимо, не получит дальнейшего развития.

Зато собственно вертолеты будут развиваться и совершенствоваться дальше, БЛА ни в каком обозримом будущем заменить их не смогут.

Александр Храмчихин, независимый военный эксперт

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 май 2022
Сергей Михайлов: Ту-214 не хуже любой зарубежной техники
18 май 2022
Military Watch назвал пять самых опасных самолетов для ВВС США
18 май 2022
МАИ стал одной из площадок IV Московского академического экономического форума
18 май 2022
Появились первые кадры нового российского авиадвигателя ПД-8
18 май 2022
В авиационном центре МГТУ ГА прошел День открытых дверей
17 май 2022
Ростех увеличил ресурс газотурбинных двигателей для самолетов дальней авиации
17 май 2022
Пермское предприятие планирует в 10 раз расширить импортозамещающее производство продукции для двигателей
17 май 2022
ВИАМ подтвердил статус ГНЦ
17 май 2022
В Саратове разработали мобильную систему для посадки самолетов
16 май 2022
Казанский авиазавод обеспечен загрузкой до 2030 года
16 май 2022
В Китае завершились испытания летной пригодности вертолета AC352
16 май 2022
В Турции назвали сроки первого полета перспективного учебно-боевого самолета собственной разработки Hürjet
16 май 2022
Визит руководства "ОДК-УМПО" в Уфимский авиационный техникум
13 май 2022
МАИ представит на выставке HeliRussia стенд для испытания воздушных винтов беспилотников
13 май 2022
Конференция в честь дня основания ВИАМ
13 май 2022
В Москве разработали сверхтонкий оптический кабель широкого применения
13 май 2022
Челябинские инженеры избавятся от импортной техники в аэропортах
12 май 2022
Ростех завершил испытания первого опытного двигателя ПД-8
12 май 2022
Китайская авиакомпания заявила о покупке первых лайнеров Comac C919
12 май 2022
УЗГА подготовит "Байкал" к серийному производству за 3,5 миллиарда
6 май 2022
С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
6 май 2022
19FortyFive: Су-27 оказался еще лучше, чем его задумали
6 май 2022
Самарские ученые акклиматизировали российские беспилотники к жаркому климату Ближнего Востока
6 май 2022
Boeing представил ВВС США первый опытный образец Т-7А Red Hawk
18 май 2022
От студента до академика. Научному руководителю ФАУ «ГосНИИАС» Е.А. Федосову исполнилось 93 года
18 май 2022
ЦАГИ продолжает исследования перспективного административного самолета
18 май 2022
ФАУ «ГосНИИАС» предложит дополнительные меры поддержки ИТ-специалистам
17 май 2022
ЦАГИ определил научные приоритеты на ближайшие годы
17 май 2022
Казанский вертолетный завод удостоен звания "Предприятие трудовой доблести"
17 май 2022
ОДК-Климов подготовил программу для выставки HeliRussia-2022
17 май 2022
На "Салюте" наградили победителей и участников конкурса детского рисунка
16 май 2022
Состоялось заседание Cовета директоров ПАО "Туполев"
16 май 2022
Доступ к воздушному пространству упрощается с помощью цифровых технологий российской платформы "Небосвод"
16 май 2022
На У-УАЗ пройдет корпоративный чемпионат профессионального мастерства холдинга "Вертолеты России"
16 май 2022
Научный руководитель ЦАГИ принял участие в акции "Лес Победы"
13 май 2022
В ЦАГИ разрабатывают термоанемометр, не имеющий отечественных аналогов
13 май 2022
На ММП имени В.В. Чернышева наградили победителей чемпионата "Построй карьеру в ОДК"
13 май 2022
Музей ОДК-Климов открыл свои двери в начале туристского сезона
12 май 2022
ЦАГИ создал генератор звука для отечественных акустических камер
12 май 2022
КВЗ сертифицировал новый тренажер для подготовки пилотов вертолета Ми-38
12 май 2022
ЦАГИ посетил депутат Госдумы Денис Кравченко
12 май 2022
"ОДК-Сатурн" направит на целевое обучение по проекту "Крылья Ростеха" 40 человек
12 май 2022
На "СТАРе" прошла "тройная" "Неделя без турникетов"
6 май 2022
День Победы в истории ЦАГИ
6 май 2022
В ЦИАМ подведены итоги конкурса инициативных проектов
6 май 2022
ОАК объявил победителей корпоративного чемпионата по стандартам WorldSkills
6 май 2022
История одного ордена
6 май 2022
На "СТАРе" впервые прошел конкурс "Защити себя сам!"
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».