Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 14.01.2022
Источник: "Военное обозрение"

Новый концепт гиперзвукового самолета от Boeing

Компания Boeing продолжает исследования в области гиперзвуковых летательных аппаратов и показывает новые их результаты. Несколько дней назад она впервые представила материалы по очередному концепту многоразового гиперзвукового самолета, потенциально пригодного для применения в военной сфере. Однако пока речь идет только о самых общих идеях и решениях, на развитие которых потребуется немало времени и сил.
Фото: Guy Norris
Гиперзвуковая программа

Необходимо напомнить, что компания "Боинг" достаточно давно занимается темой гиперзвуковых самолетов, и в последние годы были сделаны новые шаги в этом направлении. Прорабатываются новые технологии, осуществляется поиск необходимых материалов, а также создаются различные узлы и агрегаты. В частности, с 2016 г. Boeing и Orbital ATK ведут совместную разработку перспективного воздушно-реактивного двигателя для гиперзвукового ЛА.

В январе 2018 г. на научно-техническом форуме SciTech Forum and Exposition Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA) компания Boeing впервые показала макет своего гиперзвукового самолета под названием Valkyrie. Этот концепт предусматривал строительство беспилотной машины с крылом большой стреловидности и двухдвигательной силовой установкой. Расчетные характеристики не раскрывались.

Проект "Валькирия" закономерно привлек внимание. Его рассматривали самостоятельно и в сравнении с другими современными разработками в гиперзвуковой сфере. Тем не менее, как стало ясно позже, концепт с выставки 2018 г. не был реализован в существующем виде. В то же время, его основные идеи получили развитие и привели к появлению очередного подобного проекта.

Новый вариант гиперзвукового самолета от "Боинг" представили несколько дней назад на очередной конференции AIAA. В профильных СМИ появились фотографии выставочного макета и отрывочные данные о проекте. Сообщается, что новый концепт появился в результате развития ранее показанного проекта. Обновленный проект является "более реалистичным" и создается с прицелом на военное и космическое применение.

Затем компания-разработчик опубликовала короткий комментарий о целях и задачах проекта. Также показали компьютерное изображение нового ЛА в полете. По официальным данным, макет показывает новую концепцию конструкции гиперзвукового многоразового самолета, предназначенного для решения разных задач военного характера. Иные подробности, в т.ч. тактико-технические характеристики, не раскрываются.

Особенности облика

Новый выставочный макет заметно отличается от предыдущего и имеет несколько любопытных особенностей. Он выполнен по схеме интегральной бесхвостки без выраженного фюзеляжа, но с выступающими гондолами двигателей. Предусматривается использование стреловидных консолей и разваленных килей. Окраска макета показывает, что обшивка должна выполняться из разных материалов: нос, кили и рулевые поверхности отличаются цветом и, вероятно, устойчивостью к нагрузкам во время полета.

Для создания подъемной силы ЛА должен использовать фюзеляж и крыло интегральной компоновки. Фюзеляж имеет оживальную в плане переднюю кромку, почти плоское днище и выгнутую верхнюю поверхность. Консоли крыла имеют переменную стреловидность. Любопытно, что передние кромки фюзеляжа и консоли не соединены друг с другом. Для чего нужен такой "уступ", неясно.

Силовая установка самолета состоит из двух воздушно-реактивных двигателей и располагается в хвосте. Использованы две раздельные гондолы, основная часть которых "висит" под фюзеляжем. При этом хвостовая часть гондолы, выполненная в виде конусообразного агрегата, выступает за фюзеляж.

Тип и характеристики двигателей не уточняются. Вероятно, должен использоваться воздушно-реактивный двигатель комбинированного типа. На до- и сверхзвуковых режимах он будет работать по принципу турбореактивного, а для дальнейшего разгона сможет использовать прямоточный цикл. Именно такая конструкция прорабатывается в течение нескольких последних лет.

Управление в полете должно осуществляться аэродинамическим способом. Самолет имеет элевоны на крыле и руль высоты между мотогондолами. Вероятно, использованы цельноповоротные кили.

На макете отсутствует выраженный фонарь. Этот факт, а также особенности предыдущего проекта позволяют предполагать, что создается беспилотный летательный аппарат. Впрочем, подробности на этот счет не приводятся.

Компания-разработчик упоминает возможность применения нового ЛА в военной или ракетно-космической сфере. Облик представленного макета не позволяет точно определить потенциальные задачи для самолета в этих областях. Впрочем, на текущей стадии макет не обязан раскрывать все технические и эксплуатационные особенности будущего полноценного самолета.

Сходства и различия

Таким образом, с интервалом в четыре года компания "Боинг" представила два концепта гиперзвукового летательного аппарата. Имеет смысл сравнить более старый макет Valkyrie с новым выставочным изделием и найти различия в их конструкции. Это покажет, как в последние годы развивалась гиперзвуковая программа Boeing, какие идеи были найдены, а от каких решили отказаться.

В общих чертах два варианта ЛА похожи. Они построены по интегральной схеме, имеют несущий фюзеляж, стреловидные консоли, два киля и двухдвигательную силовую установку. При этом общие идеи реализуются по-разному.

Старый вариант планера имел выраженный "горб" фюзеляжа, а теперь планер получает плавные обводы. Ранее передняя кромка крыла была непрерывной и не имела "уступа" между фюзеляжем и консолью. "Валькирия" получила общую крупную мотогондолу, имевшую воздухозаборники с центральным клином. В новом проекте двигатели разнесли по отдельным гондолам, сдвинутым к хвосту.

По всей видимости, наблюдаемые изменения планера свидетельствуют об оптимизации аэродинамического облика с целью решения имеющихся проблем и повышения общих летных характеристик. В частности, отказ от выступающих частей фюзеляжа может говорить о сокращении сопротивления воздуха и снижении механических и тепловых нагрузок. В то же время, такие доработки сокращают внутренние объемы летательного аппарата.

Кардинальная перекомпоновка двигательной установки и гондол могла преследовать те же цели. Кроме того, некие выгоды должно дать вынесение соплового аппарата за хвостовую кромку фюзеляжа и применение новых обтекателей.

Следует отметить, что сравнение двух макетов позволяет оценить только процессы развития планера и аэродинамического облика. Очевидно, что в "Боинге" работают и над совершенствованием внутреннего оснащения перспективного ЛА, но подробности такого рода остаются неизвестными.

В процессе развития

Таким образом, компания Boeing продолжает исследовательские и конструкторские работы в области гиперзвуковых летательных аппаратов. Один из основных проектов такого рода предусматривает создание полноразмерного самолета с высокими летно-техническими характеристиками и возможностью выполнения широкого круга задач.

Из доступных данных следует, что на данный момент это направление находится на стадии исследований и поиска оптимальных решений, технологий и т.д. Это позволяет прорабатывать и демонстрировать различные концепты, но разработка полноценного проекта остается делом будущего. Соответственно, строительство и испытания полноценного летательного аппарата-прототипа откладывается на неопределенный срок.

Несмотря на недостаточную техническую и технологическую зрелость своей гиперзвуковой программы, компания "Боинг" уже определилась со сферами применения будущей техники. В качестве потенциального заказчика перспективного самолета или БПЛА рассматриваются вооруженные силы, и причины этого очевидны. Только ВВС смогут в полной мере использовать потенциал гиперзвукового ЛА, а кроме того, только Пентагон способен оказать финансовую, организационную и иную поддержку, необходимую для завершения столь сложного проекта.

Таким образом, новый макет с недавней выставки должен не только показать разработки и возможности компании Boeing, но и привлечь внимание Пентагона. От успеха последнего начинания может зависеть судьба всей программы. Если она получит полноценную поддержку военных, то следующий вариант концепта не придется ждать четыре года, а затем появится и полноценный опытный самолет. Однако пока не стоит исключать и иной сценарий, при котором гиперзвуковые проекты "Боинга" уступят разработкам конкурентов и не смогут продвинуться дальше выставок.

Кирилл Рябов

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».