Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 23.06.2022
Источник: "Военное обозрение"

Пушки, бомбы и помехи. Боевые возможности военно-транспортного самолета Ил-76

Главная функция военно-транспортного самолета Ил-76 заключается в перевозке людей и разнообразных грузов. При этом он имеет и другие возможности, прямо связанные с военным применением. Так, на борту самолета имеется набор систем и вооружений, при помощи которых он может защититься от нападения или атаковать намеченную наземную цель.
Фото с сайт russian.rt.com
Для защиты и ударов

Будущий Ил-76 разрабатывался в конце шестидесятых годов по заказу ВВС СССР. Войска нуждались в самолете большой грузоподъемности, способном перевозить разнообразные грузы и обеспечивать высадку воздушных десантов. Предполагаемые функции и задачи оказали самое заметное влияние на облик, оснащение и характеристики получившегося самолета.

В частности, считалось, что в ходе десантной операции транспортному самолету придется прорывать противовоздушную оборону противника. В связи с этим ему требовались средства для самозащиты от радиолокационных средств, истребительной авиации и зенитных ракет. Кроме того, было предложено дать самолету ограниченные ударные возможности. Все эти требования были учтены в проекте.

Для предотвращения или затруднения обнаружения различными средствами самолет оснастили устройствами для отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей. Бороться с истребителями или ракетами предлагалось при помощи кормовой пушечной установки. Также предусмотрели возможность применения свободнопадающих бомб.

Серийное производство Ил-76 стартовало в начале семидесятых, и одновременно с ним запустили процесс создания новых модификаций, продолжающийся до сих пор. В ходе развития базовой версии самолета выполнялась доработка конструкции, заменялись различные системы и приборы. Также совершенствовались средства защиты. Впрочем, кардинальные изменения не внедрялись.

Кроме того, в последние десятилетия наметился курс на отказ от некоторых систем защиты. Так, последний на данный момент вариант самолета Ил-76МД-90А не имеет кормовой пушечной установки. Кроме того, демонстрировавшиеся образцы этого типа, уходя с завода, не имели устройств отстрела ДО и ЛТЦ. Неясен и точный состав радиоэлектронного оборудования.

Четыре ствола

Самым заметным средством самозащиты Ил-76 является пушечная установка 9-А-503. Она размещена в хвосте фюзеляжа, под остеклением кабины, и предназначается для поражения воздушных и наземных целей в задней полусфере. Установка имеет дистанционно управляемые приводы наведения и несет две 23-мм двуствольные пушки ГШ-23. Каждое такое орудие показывает скорострельность 3-4 тыс. выстр./мин.

Кормовая установка управляется старшим воздушным стрелком, работающим в кабине рядом с ней. На его рабочем месте имеется оптическая прицельная станция с коллиматорным прицелом и пультом дистанционного управления. Также предусмотрен радиолокационный прицел "Криптон" с баллистическим вычислителем, упрощающий поражение скоростных целей. Антенна "Криптона" размещается внутри собственного обтекателя над остеклением кабины.

Пушечная установка предназначается для самозащиты от истребителей или ракет, атакующих из задней полусферы. Высокие характеристики двух пушек и наличие развитых систем управления обеспечивают высокую вероятность поражения такой цели. Кроме того, при полете на малой высоте ГШ-23 могут применяться по наземным целям, входящим в поле зрение стрелка. Однако в таком случае затрудняется поиск целей и сокращается время для атаки.

Защита от обнаружения

Уже в первых версиях проекта Ил-76 были предусмотрены меры по защите от радиолокационных и инфракрасных средств обнаружения и/или наведения. При дальнейшей модернизации такие системы сохранялись, но несколько раз менялся их состав и конфигурация.

Неизменным компонентом Ил-76 разных модификаций и серий, построенных для ВВС, являлась станция предупреждения об облучении СПО-10. По ее сигналам экипаж должен был использовать имеющиеся средства противодействия, состав которых менялся в разных сериях. В последних проектах модернизации ее планировалось дополнить ультрафиолетовыми датчиками предупреждения о ракетных пусках.

При облучении РЛС противника или выявлении пуска ракеты самолет должен использовать автоматы отстрела пассивных помех. Изначально Ил-76 получали по четыре автомата АПП-50Р: два на обтекателях основных стоек шасси и два на бортах за ними. Все эти системы вмещали 384 патронов с ложными тепловыми целями или дипольными отражателями. Позже конфигурация и размещение автоматов изменялись. Так, поздние модификации получают пару таких устройств на фюзеляже, причем с сохранением прежнего боекомплекта. Также внедрялись аналогичные автоматы АСО-2И-Е7р.

Часть самолетов из разных серий и разных лет производства получала средства радиоэлектронной борьбы. На них ставились станции активных помех семейства "Сирень" или более поздние системы такого рода. Впрочем, несколько известно, большая часть построенных Ил-76 могла ставить только пассивные помехи.

Транспортник-бомбардировщик

Транспортный Ил-76 способен наносить бомбовые удары по наземным целям. Для этого на консолях крыла предусмотрены четыре универсальных балочных держателя УБД-3ДА. На каждом из них подвешивается по одной свободнопадающей бомбе калибра до 500 кг. Ввиду отсутствия необходимых приборов управления, самолет не может применять управляемое вооружение.

За применение бомб отвечает штурман, работающий в носовой застекленной кабине. Сброс бомб осуществляется с использованием автоматизированного пилотажно-навигационного прицельного комплекса "Купол". Также имеется бомбовый прицел НКБП-7 с ручным управлением.

Оружие и практика

Системы защиты самолетов Ил-76 неоднократно проверялись на практике, как в учебных, так и в боевых условиях. В локальных конфликтах последних десятилетий самолеты сталкивались с угрозой переносных зенитных ракетных комплексов. В связи с этим экипажам приходилось постоянно применять автоматы АПП-50Р и ЛТЦ для них. Такая защита и грамотные действия экипажей дали желаемый результат - потери от ПЗРК за все время были минимальными.

В мирное время экипажи Ил-76 в основном решают задачи перевозки людей и грузов, а также участвуют в различных учениях. Кроме того, они регулярно получают возможность проверить свои навыки применения штатного вооружения. В ходе таких мероприятий штурманы атакуют наземные мишени при помощи учебных бомб, а стрелки ведут огонь из кормовых пушек.

Опыт подобных учений показывает, что Ил-76 имеет определенный потенциал в качестве ударного самолета. Бомбы калибра до 500 кг и 23-мм снаряды способны уничтожать живую силу, технику и постройки противника. Точность стрельбы и бомбометания в целом соответствует поставленным задачам и предъявляемым требованиям. Впрочем, по своим боевым качествам транспортный самолет существенно уступает специализированным бомбардировщикам. Пушечное и бомбовое вооружение рассматривается исключительно как вспомогательное средство.

Развитие продолжается

Военно-транспортный самолет Ил-76 предназначается для работы в сложных условиях и при наличии ряда серьезных угроз. В связи с этим с самого начала он имел средства защиты разного рода. Кроме того, предусмотрели возможность нанесения ударов по наземным целям. Такую конфигурацию и соответствующие возможности имеют почти все самолеты, имеющиеся в ВВС России

Тем не менее, условия работы и требования заказчика меняются. В рамках последней модернизации Ил-76МД-90А было решено отказаться от кормовой пушечной установки. При этом использовали другие агрегаты и получили новые возможности. И есть основания полагать, что выросший уровень защиты полностью компенсировал потери от удаления пушечного вооружения. Как будут развиваться другие элементы защиты и вооружения, покажет время.

Кирилл Рябов
13 июля 2022 года
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Статья в журнале "АвиаСоюз"

Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли
28 июня 2022 года
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
14 апреля 2022 года
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
5 апреля 2022 года
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
19 марта 2022 года
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета управления качеством
Состоялось заседание Комитета управления качеством
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 авг 2022
"Армия-2022": Михаил Погосян рассказал о цифровой кадровой платформе для предприятий ОПК
18 авг 2022
"Самый инновационный проект": в ОДК рассказали о перспективах авиадвигателя ПД-35
18 авг 2022
План создания британо-японского истребителя станет известен в этом году
17 авг 2022
Глава ОАК: планируем рост гражданского сектора и создание боевых платформ нового поколения
17 авг 2022
Ростех рассчитывает в 2022 году получить более 160 млрд рублей прибыли
17 авг 2022
«Калашников» представил серийную версию дрона ZALA 421-24 — устойчивость к глушилкам и скорость до 30 км/ч
17 авг 2022
Беспилотники "Радар ММС" смогут применять для поддержки спецопераций
17 авг 2022
Мантуров допустил замену второго пилота самолета на компьютер
16 авг 2022
Следующий шаг в развитии технологии цифровых двойников - разработка мастер-модели авиационного двигателя
16 авг 2022
Проект создания российско-китайского самолета CR929 планируют актуализировать
16 авг 2022
МГТУ ГА успешно завершил первый этап приемной кампании
15 авг 2022
Владимир Артяков: На «Армии» мы покажем более тысячи образцов военной техники и вооружений
15 авг 2022
Ростех создал высокоскоростные радиомодемы для дронов и роботов
15 авг 2022
Рособоронэкспорт презентует новинки российской оборонной промышленности партнерам из 50 стран на форуме "Армия-2022"
15 авг 2022
МАИ представит на форуме "Армия-2022" беспилотную систему для охраны периметра
15 авг 2022
Доработкой двигателя для самолетов займется крупная корпорация
12 авг 2022
Военно-воздушные силы России: 110 лет на высоте
10 авг 2022
Минпромторг России объявил тендер в сфере авиации на 2,5 млрд рублей
10 авг 2022
Ростех планирует начать поставки вертолетов Ми-171А3 в 2024 году
10 авг 2022
Air Corporate SRL станет первым европейским оператором Bombardier Challenger 3500
9 авг 2022
Светлое будущее «черного крыла»
9 авг 2022
В МАИ создают материал для космических самолетов будущего
8 авг 2022
Ростех разработал систему защиты пассажирских самолетов от птиц
8 авг 2022
КВЗ обещал представить на 100% отечественный вертолет "Ансат"
18 авг 2022
ОДК поставила двигатели для пятого борта Ту-160М
18 авг 2022
Подписан контракт на поставку партии Су-34
18 авг 2022
ЦАГИ - на форуме "Армия-2022": формируя кадровый резерв для ОПК
18 авг 2022
Аэроскрипт испытал в Туле систему контроля воздушного пространства для дронов
18 авг 2022
БАС-200 повысит эффективность проектов "Умный город" и "Умный регион"
18 авг 2022
КРЭТ подписал соглашение о сотрудничестве с КАИ
18 авг 2022
В Подмосковье установлен мемориальный знак, посвященный экипажу самолета Ил-112В
17 авг 2022
Предприятия ОАК переходят на новый единый фирменный стиль
17 авг 2022
Ростех впервые представил на "Армии" многофункциональный беспилотный вертолет с увеличенной грузоподъемностью
17 авг 2022
ОДК и ПСБ будут инвестировать в производство авиационных двигателей
17 авг 2022
"Навигатор" сделает полеты беспилотников безопасными
17 авг 2022
Ростех завершает летные испытания беспилотника БАС-200
17 авг 2022
"ОДК-Сатурн" приоткрыл школьникам мир рабочих специальностей
17 авг 2022
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева вступили в Союз Машиностроителей России
16 авг 2022
В АО "Навигатор" разработали новую бортовую радиостанцию
16 авг 2022
В Демоцентре ЦАГИ открылась выставка "Великие перелеты"
16 авг 2022
"РТ-Техприемка" успешно сертифицировала 810 авиационный ремонтный завод
16 авг 2022
"ОДК-Сатурн" взял шефство над инженерными классами
16 авг 2022
ОАК представит свои разработки на Международном военно-техническом форуме "Армия-2022"
16 авг 2022
В рамках МФД-2022 пройдет Научно-технический конгресс по двигателестроению
16 авг 2022
Первая аэрокосмическая выставка новой России
16 авг 2022
ЦАГИ – полёТу: самолет для рекордов дальности – АНТ-25
15 авг 2022
Юрий Слюсарь посетил предприятия ОАК в Воронеже и Таганроге
15 авг 2022
В ЦАГИ создали модель самолета МС-21 с крылом из отечественных композиционных материалов
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».