Российские вертолеты улетят в оффшор
Поставки новой отечественной оффшорной винтокрылой машины Ми-171А3 отечественным заказчикам начнутся в 2024 году. Среди покупателей — естественная монополия и региональная авиакомпания.
Фото: helicopter.su
Из Подмосковья в Питер - полет нормальный
Как пресс-служба ГК "Ростех", оффшорный вертолет Ми-171А3, созданный входящим в контур госкорпорации холдингом "Вертолеты России", совершил первый самостоятельный межрегиональный полет в рамках программы летных испытаний. Новейшая машина в поисково-спасательной конфигурации прибыла из Подмосковья в Северную Пальмиру для демонстрации на Петербургском международном газовом форуме ПМГФ-2022. Полет Ми-171А3 прошел штатно, все системы машины отработали без замечаний.
Указывается, что данный вертолет - первый, предназначенный для выполнения оффшорных операций, то есть перевозки пассажиров и грузов над морем. Ми-171А3 может выполнять полеты над акваториями на удаленные от береговой черты шельфовые буровые платформы, а также выполнять поисковые и спасательные операции. Конструкция вертолета обеспечивает его конвертацию из поисково-спасательного в грузопассажирский силами эксплуатанта.
"Длительный междугородний перелет стал продолжением насыщенной программы летных испытаний для Ми-171А3. Машина благополучно преодолела расстояние более 800 км, - приводит пресс-служба "Ростеха" слова индустриального директора авиационного кластера госкорпорации Анатолия Сердюкова. - Успешное завершение очередного этапа тестирования подтвердило качество всех узлов и систем, а также общую техническую готовность первого образца оффшорного вертолета к длительным перелетам. Сегодняшнее событие стало важной частью масштабных работ, результатом которых станет получение сертификата типа на эту машину".
Летчик-испытатель Салават Садриев, принимавший участие в испытаниях, рассказал, что в длительном полете экипаж наглядно убедился в том, насколько хорошо продумана эргономика новой кабины Ми-171А3. "Удобные места летчиков, хороший обзор, высокая информативность пилотажно-навигационного комплекса, четкая работа автоматики - эти факторы существенно снижают нагрузку на экипаж, что очень важно для вертолета, основным назначением которого являются протяженные полеты в сложной навигационной обстановке", - рассказал летчик.
Дополнительно сообщается, что вертолет обладает уникальными характеристиками в своем классе: максимальная взлетная масса машины - 13 тонн, вместимость - до 24 пассажиров, максимальная дальность полета - до 1000 км с основными топливными баками. Ми-171А3 пригоден для всепогодной эксплуатации в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климат, при температурах окружающего воздуха от -50 до +50 °С. Помимо этого, вертолет оснащен системой аварийного приводнения при уровне волны до 5 метров. Вертолет соответствует стандартам IOGP (Международная ассоциация производителей нефти и газа) и отвечает повышенным требованиям по обеспечению полетов над водной поверхностью. Серийное производство вертолета будет развернуто на Улан-Удэнском авиационном заводе.
Авариестойкий геликоптер
"Эксперт" выяснил подробности прошедших испытаний, а также узнал какими преимуществами обладает новая винтокрылая машина по сравнению с зарубежными аналогами и каковы перспективы использования нового вертолета.
"Специалистами "Ростеха" успешно проведен этап испытаний на резонанс и изгибно-крутильный флаттер вертолета. По итогам уже проведенных испытаний можно отметить, что все системы работают штатно и без замечаний. Испытания вертолета подразделяются на заводские и сертификационные. На очереди завершение заводских летных испытаний и проведение совместных сертификационных летных испытаний с участием авиационных властей", - рассказали корреспонденту "Эксперта" в госкорпорации.
По словам представителей ГК, отечественные предшественники нового вертолета - это Ми-8, а также амфибия Ми-14. Новый вертолет создавался с учетом всех современных требований, осуществляющим полеты над морской поверхностью. Ключевое требование здесь - авариестойкость конструкции вертолета, в частности, наличие авариестойкой топливной системы, не допускающей разлива топлива из баков вертолета при аварийной посадке. Увеличена дальность полета для выполнения оффшорных операций. Вертолет оснащен средствами обеспечения аварийной плавучести, средствами спасения экипажа и пассажиров в случае аварийной посадки в море, а также оборудован навигационной системой, облегчающей решение штурманских задач и управление вертолетом при выполнении протяженных полетов наш безориентирной морской поверхностью, в том числе при потере спутникового сигнала.
"Что касается преимуществ перед зарубежными аналогами, то это, прежде всего, вместимость грузопассажирской кабины - она у Ми-171А3 существенно больше", - уточнили в "Ростехе".
Операция "Кооперация"
Рассказали госкорпорации и о процедуре конвертации вертолета из поисково-спасательного режима в грузопассажирский. У машины при этой операции снимается комплект поисково-спасательного оборудования, а затем устанавливаются пассажирские кресла. Все эти действия при необходимости осуществляются в эксплуатирующей организации на месте базирования вертолета в течении одной рабочей смены.
При этом, как было отмечено, налажена широкая производственная кооперация внутри ГК "Ростех". В качестве силовой установки используется двигатель ВК-2500ПС-03 производства АО "ОДК-Климов". Авионика разработана Ульяновским конструкторским бюро приборостроения концерна КРЭТ. Грузовой пол и лопасти изготавливаются на Казанском вертолетом заводе, а композитные элементы фюзеляжа (в том числе и кабина пилотов) - на дальневосточном предприятии "Вертолетов России" ААК "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина.
Производство еще ряда узлов и агрегатов и финальная сборка вертолета осуществляются в Улан-Удэ. Для сборки этого вертолета на У-УАЗ построена производственная линия, которая обеспечит бесперебойность серийных поставок заказчикам вертолета Ми-171А3. "Первые поставки вертолетов запланированы на 2024 год. Они начнутся после завершения всего цикла испытаний и получения сертификата летной годности", - поделились планами производители.
Отдельно коснулись в "Ростехе" перспектив нового вертолета в свете программы импортозамещения в российской гражданской авиации. "Есть основания полагать, что доля импортной техники в России постепенно будет снижаться. В целом доля иностранной вертолетной техники в России невелика. Из 2,5 тысяч вертолетов две трети гражданского вертолетного парка в России - отечественного производства. При этом холдинг "Вертолеты России" полностью закрывает потребности по вертолетам тяжелого класса. Импортные машины в России представлены большей частью в легком классе и частично в среднем. К тому же, по комплексу всех характеристик вертолет Ми-171А3 не имеет зарубежных аналогов. Россия обладает уникальными компетенциями по производству тяжелых вертолетов. За последние 5 лет почти 95% поставленных тяжелых гражданских вертолетов в мире - российские", - подсчитали в ГК.
Вертолет для "Газпрома" и "Авроры"
Помимо заявленных вариантов применения нового вертолета (грузопассажирский и поисково-спасательный) будут, несомненно, разработаны и другие модификации: грузовая, противопожарная, VIP. Но для того, чтобы эти работы перешли в практическое русло, должен проявиться интерес к вертолету со стороны эксплуатантов, а этот интерес, как правило, базируется на опыте практического применения машин.
"Что касается ожидаемого эффекта, то разумеется, мы рассчитываем импортозаместить нишу оффшорных вертолетов", - обозначили перспективы Ми-171А3 в "Ростехе". В настоящий момент первоначальная область применения Ми-171А3 - сфера топливно-энергетического комплекса.
"Вертолет Ми-171А3 был спроектирован с учетом пожеланий компаний ТЭК РФ, в особенности - ПАО "Газпром". С ней подписано рамочное соглашение о поставке 16 вертолетов Ми-171А3. По ее условиям холдинг "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех" обеспечит испытания летного образца Ми-171А3, организует серийный выпуск и сертификацию вертолетов. Будут также созданы сервисные центры по обслуживанию воздушных судов, тренажерные и учебные центры для подготовки летно-технического персонала. Прорабатывается вопрос контрактации и с другими компаниями топливно-энергетического комплекса, заинтересованными в использовании данных вертолетов. Кроме того, с дальневосточной авиакомпанией "Аврора" заключено соглашение на поставку 11 вертолетов Ми-171А3. Производится подготовка к заключению контракта", - заключили в "Ростехе".
Дмитрий Машенских