Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 27.09.2022
Источник: ОНПП "Технология"

Как создавали "черное крыло" "Беркута"

25 лет назад, в 1997 году, состоялся первый полет "самолета-загадки", как его окрестили в СМИ - Су-47 "Беркут". Обладающая благодаря крылу обратной стреловидности уникальным, легкоузнаваемым силуэтом, машина стала прорывом отечественной конструкторской мысли. По сей день "Беркут" остается "летающей лабораторией", на которой отрабатываются решения, необходимые для создания истребителей пятого поколения.
Перед советскими авиаконструкторами в 1983 году была поставлена задача создать сверхманевренный истребитель. Необходимые летно-технические характеристики могло обеспечить крыло обратной стреловидности - новое для наших авиастроителей конструкционное решение. Причем, было принято создать "черное крыло", крыло из полимерных композиционных материалов. Это стало настоящим вызовом для советских ученых и конструкторов. Колоссальная по объемам задействованных ресурсов задача была успешно решена - в 1999 году: экземпляр Су-47 был представлен публике на авиасалоне МАКС. Машина получилась удачной. По словам испытателей, в отличии от других истребителей, этот был "увертлив" на скоростях от предельно малых до сверхзвуковых. Весомая заслуга в создании углепластикового крыла истребителя принадлежит ОНПП "Технология" им. А.Г. Ромашина.

Композиционный материал и автоматизированная выкладка

О создании крыла "Беркута" в открытом доступе до обидного мало информации. А ведь для реализации этого проекта учеными ОНПП "Технология" им. А.Г. Ромашина и ВИАМ были разработаны технология изготовления композиционного материала с заданным уровнем свойств, основные методологические принципы разработки технологии получения однонаправленных препрегов на основе углеродных жгутовых наполнителей. Сделано это было в уникально короткие сроки. Первые экспериментальные панели из новых материалов были изготовлены и испытаны уже в 1986 году в составе модели кессона крыла длиной около четырех метров, успешно выдержав все положенные испытания. Чтобы максимально реализовать свойства применяемых материалов, впервые в СССР изготовление крыла обратной стреловидности было выполнено методом автоматизированной выкладки. Почему автоматизация была столь важна? Дело в том, что именно автоматическая выкладка обеспечивала максимально точное нанесение лент препрега (углеродных лент, пропитанных связующим) на оснастку, формируя слои углепластиковой панели. Число таких слоев в будущем крыле местами доходило до 120, так что малейшая неточность - и сложная дорогостоящая деталь становилась непригодной.

"Теория о крыле обратной стреловидности появилась еще в 30-х годах, а вот материал только в наши дни. Первоначальный проект самолета с КОС назывался "С-22". Панели консолей создавались с целью испытания новых материалов. В то время у нас была единственная в России установка для автоматизированной выкладки препрегами изделий. Но и ее возможностей было мало для решения задачи создания композитного крыла. Дело в том, что ее программы обеспечивали выкладку только в двух плоскостях. Поэтому мы вручную настраивали станок еще на две координаты. Это была простая, но кропотливая работа: как только подпружиненная "головка", которая катилась по оснастке, "садилась" на концевой выключатель, мы начинали подбирать координаты, чтобы она дальше двигалась, так как нам нужно. Эмоции незабываемые! Месяц работал без выходных. После этого возникла идея самим разработать ПО для оборудования, которое позволит получать управляющие программы для работы одновременно по четырем координатам. Мы написали техническое задание для НИАТ, после чего на основании нашего опыта группа программистов разработала необходимую систему подготовки управляющих программ. С ее помощью в дальнейшем делались программы для реализации проекта крыла для Су-47", - вспоминает начальник отдела автоматизации технических процессов ОНПП "Технология" Валерий Терновой.

"Проба" крыла

"Черное крыло" действительно стало совершенно не абстрактным глобальным вызовом. Практически каждое найденное решение внедрялось впервые в стране. Специалистам ОНПП "Технология" вместе с коллегами из "Сухого" и ВИАМ пришлось в кратчайшие сроки решать задачи, связанные с организацией контроля исходных материалов, рассчитывать температурные деформации в процессе автоклавного формования, рассчитывать эффективные режимы теплового и силового воздействия в зависимости от характеристик связующего и делать много того, что до них в СССР и России никто не делал. На "Технологии" была разработана и методика проектирования толстостенных несимметрично армированных панелей крыла, решена, казалось бы, непосильная задача неразрушающего контроля панелей большой толщины, содержащей металлические листовые усиления и созданы методики испытаний толстостенных образцов-свидетелей, обеспечивающие высокую достоверность и реализацию характеристик углепластика в готовых панелях.

"Это было непростое время. Закрывались заводы, в целом ситуация была сложная. А мы получили заказ на изготовление КОС для Су-47. Работа была напряженной, но очень интересной, ведь мы делали крыло методом автоматизированной выкладки первый раз. Сейчас: запустил установку, выставил координаты, она катает то, что надо, остается наблюдать. В тот период, из-за нового оборудования, которого еще ни у кого в стране не было, из-за нового материала, надо было импровизировать. Все параметры мы подгоняли под установку, пробовали, проверяли, как лучше. Иногда из-за "капризов" связующих приходилось убирать слои и накладывать новые, но мы отработали все как надо. Изготовление крыла для "Беркута" - это колоссальный опыт, который послужил прорывом не только для авиации, но и для производства. Был внедрен метод автоматизированной выкладки изделий для авиационной техники, доведены до высокого качества материалы, да и для рабочих это была отличная практика", - вспоминает оператор станков с программным управлением ОНПП "Технология" Александр Конашенков.

Композиты получили оценку "отлично"

Испытания крыла на прочность проходили в зале статических испытаний ОКБ Сухого. Нагружались сразу обе консоли. Это было первое в нашей стране крыло из углепластика, поэтому все участники проекта очень волновались. Нагрузку увеличивали постепенно. При каждом объявлении о приложении новой нагрузки с тревогой прислушивались к малейшему щелчку. Не разговаривали. Особый нервный накал начался с первыми звонкими щелчками, это означало, что внутренние напряжения приближаются к пределу прочности композита. Удивительно было видеть, как крыло сильно прогибается, но спокойно держит нагрузку. Углепластиковое крыло с запасом выдержало расчетное тестирование.

К летным испытаниям Су-47 специалисты ОНПП "Технология" отнеслись спокойно, так как были уверены в надежности углепластиковых панелей. Но всех переполняло чувство гордости за результат, достигнутый в тесном содружестве материаловедов, прочнистов, конструкторов, технологов, испытателей, рабочих и мастеров предприятий ОКБ Сухого, ЦАГИ, ВИАМ и ОНПП "Технология".

"Беркут" стал вехой в развитии отечественного авиастроения. Причем, не только боевой авиации, но и гражданской - разработанные и отлаженные в те годы технологии воплощены в хвостовом оперении и крыльях "МС-21". Для ОНПП "Технология" им. А.Г. Ромашина работа над "черным крылом" стала также основой для успешного внедрения серийного производства элементов конструкции будущего истребителя Т-50 (Су-57), который сейчас поступает в войска.
25 октября 2022 года
Состоялась церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса «Авиастроитель года»
Состоялась церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса «Авиастроитель года»
29 сентября 2022 года
Проект Стратегии развития авиационных поставщиков до 2030 года

Обсуждение до 14 октября 2022 г.

Проект Стратегии развития авиационных поставщиков до 2030 года
29 сентября 2022 года
Сергей Леонидович Чернышев избран Вице-президентом Российской академии наук
Сергей Леонидович Чернышев избран Вице-президентом Российской академии наук
13 июля 2022 года
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Статья в журнале "АвиаСоюз"

Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли
28 июня 2022 года
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
20 июня состоялось Годовое Общее собрание членов Союза авиапроизводителей России
14 апреля 2022 года
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
30 марта 2022 г. состоялось заседание Комитета по развитию поставщиков
5 апреля 2022 года
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
Конференция ГосНИИ ГА: О Плане реализации концепции интеграции БВС в единое пространство
19 марта 2022 года
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 марта 2022 г. состоялось заседание Технического комитета по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета управления качеством
Состоялось заседание Комитета управления качеством
17 февраля 2022 года
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
Состоялось заседание Комитета по стандартизации и унификации
13 января 2022 года
Принимаются заявки на участие в конкурсе "Авиастроитель года" по итогам 2021 года
Конкурс "Авиастроитель года - 2021"
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
8 дек 2022
Airbus не сможет выполнить свой прогноз поставок в 2022 году в 700 авиалайнеров
8 дек 2022
Комитеты Конгресса США одобрили программу стратегического бомбардировщика B-21a
8 дек 2022
Исследователь МГТУ ГА принял участие во II Конгрессе молодых ученых
7 дек 2022
Жар не сломит: новое покрытие повысит срок службы двигателей самолетов
7 дек 2022
Маевцы - призеры всероссийской олимпиады по авиационным двигателям
7 дек 2022
Northrop Grumman B-21 Raider: подробности и неизвестное
7 дек 2022
Пентагон выбрал подрядчика для разработки нового многоцелевого вертолета
7 дек 2022
Количество предзаказов на "Байкал" и Ладогу" превысило 50 самолетов
7 дек 2022
Reuters: Испания выдаст Airbus кредит в €2,14 млрд на программы БЛА и вертолетов
7 дек 2022
Более 1600 московских школьников посетили "Университетские субботы" в МАИ
7 дек 2022
Компания из "Технополиса "Москва" разработала новый чип для гражданской авиации
6 дек 2022
Идти по стопам: на самолетах Superjet 100 импортозаместили тормоза
6 дек 2022
Первый турецкий реактивный беспилотник совершил испытательный полет
6 дек 2022
Рособоронэкспорт представит более 400 образцов российской оборонной продукции на выставке Vietnam Defence 2022 в Ханое
6 дек 2022
В Китае прокомментировали новый американский бомбардировщик B-21
5 дек 2022
Российской отрасли дронов требуется 70-100 тысяч специалистов ежегодно
5 дек 2022
Пентагон представил новый стратегический бомбардировщик B-21 Raider
5 дек 2022
Сроки разработки авиадвигателя ПД-35 перенесут на два года
5 дек 2022
Reuters: Токио, Лондон и Рим могут на следующей неделе объявить о разработке истребителя
5 дек 2022
Конгресс молодых ученых: заведующий кафедрой МАИ рассказал о работах университета по СПС
5 дек 2022
"ОДК-Пермские моторы" станет одним из самых крупных резидентов ОЭЗ в Перми
2 дек 2022
Дрон "Добрыня" можно переделать под задачи Минобороны
2 дек 2022
СМИ: Япония отказалась от сотрудничества с США в разработке истребителя
2 дек 2022
В ОАК заявили, что КБ "Туполев" успешно реализует новые проекты в стратегической авиации
8 дек 2022
Корпорация "Иркут" и ЦАГИ завершили статические испытания МС-21
8 дек 2022
Как зарождалась современная гражданская авиация
8 дек 2022
Лыткаринский машиностроительный завод - филиал ПАО "ОДК-УМПО" стал лауреатом премии "Приоритет-2022"
8 дек 2022
ММП имени В.В. Чернышева активно принимает участие в гуманитарной акции "Всегда рядом"
7 дек 2022
ЦАГИ на экспертной сессии "Интеграция науки и промышленности"
7 дек 2022
Итоги заседания расширенного научно-технического совета ГосНИИАС по выполнению комплексных НИР «Борт-компоненты-2030», «Борт-технологии-2030» и «Борт-функции-2030»
7 дек 2022
ЦАГИ принял участие в заседании рабочей группы ИКАО
7 дек 2022
ОДК-Климов на БРИКС+ поддержал цифровую трансформацию производства
7 дек 2022
В "ОДК-Сатурн" определили лучших молодых работников
6 дек 2022
Российские авиастроители передали Минобороны очередную партию многофункциональных истребителей Су-35С
6 дек 2022
Ученые ЦАГИ выступили на конференции "Механика деформируемого твердого тела в проектировании конструкций"
6 дек 2022
"Навигатор" стал партнером федеральных профориентационных проектов
6 дек 2022
В ЦИАМ состоялось межведомственное совещание по обсуждению подходов к сертификации перспективных ВС с ГСУ и ЭСУ
5 дек 2022
Огромный скачок в развитии сверхлегкой авиации
5 дек 2022
Специалисты ГосНИИАС на Aerospace Science Week
5 дек 2022
ЦАГИ открыл свою программу на II Конгрессе молодых ученых
5 дек 2022
Сертификационный центр ФАУ «ГосНИИАС» аккредитован Росавиацией
5 дек 2022
На предприятии запущен новый участок по производству вертолетных двигателей
5 дек 2022
В ОДК-УМПО проходит чемпионат для старшеклассников "Построй карьеру в ОДК"
5 дек 2022
В ОДК-Климов стартовала Методическая школа с единой программой обучения
5 дек 2022
Специалисты ММП имени В.В. Чернышева удостоены звания "Почетный работник предприятия"
5 дек 2022
Заводская книга вдохновляет
2 дек 2022
Руководство ГосНИИАС приняло участие в профориентационной встрече со студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана
2 дек 2022
ОДК запустила в Москве новый участок по производству вертолетных двигателей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».