Индийским Су-30МКИ исполнилось 20 лет: почему этот суперистребитель по-прежнему лучший в Южной Азии
Су-30МКИ был разработан на базе Су-27 специально для нужд Индии и сегодня составляет костяк ее ВВС, пишет MWM. Хотя этот истребитель в строю уже 20 лет, ожидается, что он прослужит еще несколько десятилетий.
Фото: © CC BY-SA 2.0 / Alan Wilson
Су-30МКИ был принят на вооружение в сентябре 2002 года, а последние заказы на дополнительные истребители были сделаны в 2020 году. Самолет разработан специально для нужд Индии и сегодня составляет костяк ее ВВС: на вооружении находится 11 эскадрилий. Он представляет собой модификацию Су-27, который считается самым боеспособным истребителем для завоевания воздушного господства во времена холодной войны. Индийская адаптация включает в себя ряд революционных технологий следующего поколения, которые Россия не могла себе позволить для собственных ВВС. Су-30МКИ объединил в себе возможности дальнего перехватчика Су-30, который из-за постсоветского экономического спада был заказан лишь в экспериментальных количествах, с технологиями отмененных проектов Су-27М и Су-37 — тоже усовершенствованных производных Су-27, которые оказались не по карману российским ВВС.
В частности, самолет получил одну из первых в истории бортовую РЛС Н-О11М с Су-37, а также управляемое носовое оперение Су-35 и двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. В результате в ходе имитации воздушного боя истребитель обеспечил себе комфортное преимущество по ряду характеристик перед конкурентами вроде британского Eurofighter и американского F-15 — и даже спустя два десятилетия после ввода в эксплуатацию остается самым боеспособным в своем регионе.
Су-30МКИ унаследовал большой потолок и высокую скорость Су-27, но значительно нарастил дальность полета, увеличив и без того высокую маневренность на всех скоростях. Главными его коньками считается авионика с современными датчиками и сетецентрическими возможностями ведения войны, также способность эффективно поражать не только самолеты, но и сухопутные, и морские цели противника. За время службы истребитель развивался и впитал в себя ряд новых технологий, включая боеприпасы совместной российско-индийской разработки — ракету "воздух – воздух" ASTRA и крылатую ракету BrahMos.
Среди нероссийских технологий следует отметить французскую и израильскую авионику, израильские управляемые бомбы SPICE для поражения сухопутных целей и возможность установки британских ракет ближнего боя AIM-132 ASRAAM. Боеприпасы российского производства включают Р-27 и Р-77 для боя на дальних дистанциях, Р-73 для высокоманевренного ближнего боя, а также "убийцу ДРЛО" К-100, — причем Индия стала его единственным оператором.
Солидный размер Су-30МКИ, хотя и требует высоких эксплуатационных расходов, позволяет истребителю преодолевать большие расстояния, недостижимые для западных аналогов, и нести большое количество боеприпасов и огромный набор датчиков, повышающих ситуационную осведомленность. В настоящее время ВВС Индии имеют на вооружении свыше 270 единиц, большинство из которых местной сборки, при этом Иркутский завод поставляет самолетокомплекты. Истребитель превосходит варианты Су-30 с завода в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке: у Су-30МКК, МК2 и М2 отсутствуют технологии с Су-37 и Су-35. Их производство прекратилось примерно в 2010 году, когда завод перешел на выпуск более мощных Су-35С.
Су-30МКИ оказался настолько успешным, что лег в основу будущих вариантов Су-30 для Малайзии, Алжира, Казахстана, Армении, Белоруссии и Мьянмы. Сами российские ВВС получили вариант Су-30СМ с модернизированной конструкцией. Он поступил на вооружение спустя десять лет после индийского спецзаказа и явно ему наследует. Без программы Су-30МКИ, приспособленной под нужды Индии, Су-30СМ, рабочая лошадка российских ВВС, мог и не появиться.