Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 20.01.2023
Источник: Госкорпорация Ростех

Сделано в Ростехе: сотовые заполнители

Человек издавна с восхищением и удивлением наблюдал за трудолюбием, рациональностью и изобретательностью пчел. Шестиугольная форма сот всегда считалась одним из чудес и загадок природы. Многим ученым, художникам, изобретателями хотелось воспроизвести эту форму, использовать ее эстетику и полезные свойства. Согласно древнегреческим мифам, первым это сделал инженер и художник Дедал, изобретатель крыльев, отец того самого Икара. Ему приписывается отливка золотых сот… Это, конечно же легенда, но, действительно, можно сказать, что история идеи сотовых заполнителей началась с античных времен. Расскажем о рукотворных сотах и ноу-хау в этой сфере Обнинского научно-производственного предприятия "Технология" им. А.Г. Ромашина, входящего в Госкорпорацию Ростех.
Фото: ОНПП «Технология»
Идея рукотворных сот

Итак, еще древнегреческие математики Евклид и Зенодор обнаружили, что шестиугольная форма наиболее эффективно использует пространство и материал. Знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей в середине ХVII века обратил внимание на то, что многие природные формы, к которым можно отнести и соты, устроены так, что прочность достигается со значительной экономией массы. Позже английский ученый Роберт Гук выяснил, что пробка − легкий, природный материал − имеет сотовую структуру. В свою очередь Чарльз Дарвин два века спустя пришел к выводу, что пчелиные соты − абсолютно идеальный образец экономии труда и материала.

Первые металлические сотовые конструкции появились в конце позапрошлого века. Немецкий инженер и авиаконструктор Хуго Юнкерс первым исследовал идею применения сотового заполнителя в авиастроении. В 1915 году он запатентовал технологию использования сотового заполнителя при строительстве самолетов. В 1920-е и 1930-е годы идея сотовых заполнителей продолжала развиваться, был изобретен метод складывания сот из алюминиевого листа и запатентована сэндвич-панель, (конструкция, имеющая трехслойную структуру).

Алюминиевые соты для самолетов

Сотовый заполнитель из алюминиевой фольги помещают между композитными обшивками самолета. Его функция − обеспечить устойчивость и прочие заданные физико-механические характеристики элементов несущей части летательного аппарата, сделанных из полимерных композитов. То есть, можно сказать, алюминиевый сотовый заполнитель укрепляет конструкцию в самых нагруженных местах. Речь идет, прежде всего, о перспективных разработках авиационной и ракетно-космической техники.

Для ОНПП "Технология" разработка и налаживание производства сотовых заполнителей из алюминиевой фольги стало важной задачей импортозамещения. Авиастроение должно было получить отечественный материал, не уступающий зарубежным образцам.

В итоге испытания первых партий алюминиевых сотовых заполнителей производства "Технологии" завершились успешно, изделия прошли паспортизацию. Материал изготавливается на основе отечественной алюминиевой фольги с антикоррозионным покрытием. Выпуск алюминиевых сотовых заполнителей начался в конце позапрошлого года. Их уже успешно применяют в производстве комплектующих, которые ОНПП "Технология" изготавливает для летательных аппаратов нового поколения.

Не только металл, но и композиты

ОНПП "Технология" − один из лидеров по производству полимерных композитов - без преувеличения материалов будущего. Ежегодно компания выпускает более 10 тонн изделий из композитов для авиастроения и космической сферы, это до трети всего российского рынка.

Одними из видов композиционных материалов, изготовляемых на предприятии, являются высокопрочные сотовые заполнители из стеклопластика и стеклоткани. Так, сотовый заполнитель из стеклоткани состоит из трех элементов: стеклоткани, клеевой композиции и полимерного связующего. Это радиопрозрачный, легкий и одновременно прочный, термостойкий материал, который может выдержать до 10 тысяч часов эксплуатации при температуре 300 °С. Материал применяется на земле, в воде, в воздухе и в космосе: при создании корпусов космических кораблей, несущих конструкций авиатехники, панелей приборов и звукопоглощающих панелей двигателей, радиопрозрачных укрытий антенных систем. Можно сказать коротко: в воде не тонет, в огне не горит, помех не создает, звук поглощает, приборы защищает.

Расширение сферы применения композитных сотовых заполнителей − само по себе перспективное направление. Можно сказать, они с неба спускаются на землю. К примеру, сотовый заполнитель из стеклопластика, изначально разработанный в Обнинске для авиастроения и космоса, два года назад нашел новое применение в металлургии.

Легкий композитный материал используется в качестве разделителя в составе керамического фильтрующего элемента горно-обогатительного оборудования, применяемого для обезвоживания горных пород. Фильтр сделали по принципу "сэндвич", в котором сотовые заполнители поместили между керамическими секторами, что дало возможность на 36% снизить вес этого элемента (с 44 до 28 кг).

Пригодились металлургам и другие свойства сотового заполнителя из стеклопластика: высокая прочность, низкое водопоглощение, устойчивость к кислотам и щелочам. Эти параметры позволили серьезно увеличить производительность и срок службы оборудования. Применение в металлургии и других "земных" областях промышленности таких высокотехнологичных материалов, проверенных в авиации и космонавтике, позволяет повысить эффективность техники и улучшить результаты на производстве.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 мар 2024
ОАК: для увеличения объемов производства нужны новые производственные мощности и высококвалифицированные кадры
18 мар 2024
На ВАСО в ближайшие годы привлекут около 2 тысяч сотрудников
18 мар 2024
Разработка ученых Пермского Политеха ускорит и улучшит производство деталей для снижения веса самолета
18 мар 2024
В Москве впервые показали воздушный винт из кабинета авиаконструктора Владимира Александрова
18 мар 2024
В Новосибирске разработали технологию повышения устойчивости керамики к трещинам
15 мар 2024
Ростех запустил серийное производство модулей управления для беспилотников
15 мар 2024
Авиастроительный завод Сокол отчитался за выполненный гособоронзаказ
15 мар 2024
Турецкие БПЛА научились запускать сверхзвуковые ракеты
15 мар 2024
EASA не исключило отзыва сертификации безопасности на заводах Boeing
15 мар 2024
В Росавиации сообщили о возможности сертификации новой авиатехники в 2025 году
15 мар 2024
Студенческий конкурс авиационного творчества: создать беспилотник и выиграть приз
14 мар 2024
В Ульяновске на модернизацию завода "Авиастар" требуется около 10 млрд рублей
14 мар 2024
НПК «Техновотум» разработала российский блендоскоп для обследования двигателей самолетов
14 мар 2024
Гиперзвуковой беспилотник КНР сравнили с самым совершенным с точки зрения аэродинамики истребителем США
14 мар 2024
В Ульяновске планируют выпускать более 5 тыс. беспилотников "Пиранья" в месяц
14 мар 2024
Омским предприятиям ОДК не хватает 1,3 тысячи сотрудников
14 мар 2024
Удар за ударом. Кризис Boeing бьет по всей авиаотрасли
13 мар 2024
Новый гиперзвуковой самолет впервые испытан в полете и почти в пять раз превысил скорость звука
13 мар 2024
Создана теория для улучшения контроля над полетами на сверхзвуке
13 мар 2024
В Бурятии создали научно-производственный центр беспилотных авиасистем
13 мар 2024
Посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой: Беларусь заинтересована в сотрудничестве с российскими партнерами в области авиастроения
13 мар 2024
Иркутский политех привлекли к изготовлению оснастки нового вертолета Ми-171АЗ
13 мар 2024
В МАИ стартовал финал Национальной технологической олимпиады по профилю «Беспилотные авиационные системы»
13 мар 2024
Пентагон запросил 5,3 миллиарда долларов на создание бомбардировщиков B-21 Raider
18 мар 2024
Сотрудники СибНИА успешно прошли обучение и получили свидетельства специалистов экспериментальной авиации
18 мар 2024
Лидерство подтвердили
18 мар 2024
УКБП передало Симбирской Епархии Русской Православной Церкви здание бывшего музея предприятия
18 мар 2024
"Наш учитель"
18 мар 2024
В ОДК-СТАР появились постаматы для спецодежды
15 мар 2024
От студента до академика: 13 лет назад Евгений Федосов награжден Орденом Почета
15 мар 2024
Рыбинское предприятие ОДК-Сатурн продолжает подготовку мультиспециалистов
15 мар 2024
ОДК-Кузнецов объявил набор 60 студентов на программу «Крылья Ростеха»
14 мар 2024
В ЦАГИ проведены испытания аварийной турбонасосной установки для МС-21
14 мар 2024
Профиль "Беспилотные авиационные системы" проходит в МАИ
14 мар 2024
Идеи рационализаторов помогли саратовскому предприятию КРЭТ сэкономить около 1,6 млн рублей
13 мар 2024
Достижения науки - для прогресса отрасли: ЦАГИ провел ежегодную конференцию по аэродинамике
12 мар 2024
Ростех передал ГТЛК пять вертолетов Ми-8МТВ-1
12 мар 2024
«Вертолеты России» представили инновационные проекты на Всемирном фестивале молодежи
12 мар 2024
ЦАГИ представил передовые разработки на Всемирном фестивале молодежи
12 мар 2024
ОДК запустила новый суперкомпьютер для создания цифровых двойников авиадвигателей
12 мар 2024
В ЦИАМ испытания огнем прошли агрегаты двигателя для Ил-114-300
12 мар 2024
К 90-летию Юрия Гагарина: как ЦАГИ помог человеку покорить космос
7 мар 2024
СибНИА представил макет аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей Т-203 в Сириусе
7 мар 2024
ОДК-Климов принимает заявки на целевое обучение в проекте «Крылья Ростеха»
7 мар 2024
Новая импортозамещающая антенна для гражданских воздушных судов одобрена для эксплуатации
7 мар 2024
Сотрудники ОДК-Кузнецов представили авторскую программу обучения школьников 3D-моделированию
7 мар 2024
Команда ОДК-СТАР вышла в полуфинал "Кибердрома"
7 мар 2024
Раменское предприятие КРЭТ получило сертификат на производство гражданской авионики
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».