Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 26.01.2023
Источник: "Военное обозрение"

Новый принцип управления: экспериментальный проект DARPA / Aurora CRANE

С 2019 г. американское агентство перспективных разработок DARPA занимается экспериментальной программой CRANE. Ее целью является создание и испытания летательного аппарата самолетного типа с необычным способом управления полетом. До недавнего времени программа находилась на конкурсной стадии, и несколько компаний разрабатывали свои предварительные проекты. Теперь же DARPA выбрало победителя, которому предстоит продолжать работу.
Фото с сайта topwar.ru / Предполагаемый облик истребителя GCAP
Конкурсная стадия

В августе 2019 г. агентство DARPA объявило о старте работ по теме CRANE (Control of Revolutionary Aircraft with Novel Effecters - "Управление при помощи новых устройств для перспективных летательных аппаратов"). Сообщалось, что целью этой программы станут исследования и освоение технологии т.н. активного управления воздушным потоком (Active Flow Control - AFC). Этот принцип собирались изучить в лаборатории и при помощи экспериментального летательного аппарата.

На тот момент агентство планировало пригласить потенциальных разработчиков и провести с их участием "день технических предложений". После этого программа могла переходить на стадию предварительных исследований и конкурсного проектирования. Эту часть работ обозначили как Phase 1.

Желание участвовать в экспериментальной программе выразили несколько крупных разработчиков авиационной техники. Одним из конкурсантов стала компания Aurora Flight Sciences - дочерняя организация Boeing. В 2019-20 гг. она присоединилась к CRANE и начала проводить необходимые исследования.

Исследовательская и конкурсная "фаза-1" программы продолжалась до недавнего времени. В конце прошлого года заказчик в лице DARPA получил результаты работ четырех конкурсантов, изучил их и вынес свое решение. Победителем этого этапа была признана компания Aurora Flight Sciences. Ее проект посчитали наиболее успешным и перспективным с точки зрения выполнения поставленных задач.

Планы на будущее

Результаты "фазы 1" были объявлены 17 января. В этот же день агентство DARPA выдало компании-победителю контракт на выполнение последующих работ. Стоимость контракта и сроки его выполнения не сообщаются. При этом заказчик и исполнитель опубликовали пресс-релизы, в которых раскрыли часть своих планов на ближайшее будущее.

На предыдущем этапе специалисты Aurora Flight Science провели теоретические исследования и выработали несколько вариантов облика самолета с AFC. Затем изготовили модели и провели испытания в аэродинамической трубе. В ходе этой работы нашли оптимальный вариант конструкции, подтвердили его потенциал и выявили пути дальнейшего совершенствования.

Теперь проект CRANE от Aurora переходит на следующий этап Phase 2. Его целью является создание технического проекта с отработкой всех ключевых элементов и технологий. Исполнитель должен создать планер самолета характерной конструкции, а также завершить разработку полноценной и работоспособной системы управления AFC со всеми программными и аппаратными средствами.

В рамках следующей "фазы-3" компания-разработчик должна будет построить демонстратор технологий и провести его летные испытания. Aurora уже сообщает, что такой летательный аппарат будет иметь крыло размахом 30 футов (9,1 м) и взлетную массу на уровне 7 тыс. фунтов (ок. 3180 кг). За счет этого удастся более полно определить потенциал новой технологии применительно к полноразмерным самолетам и БПЛА.

Компания Aurora Flight Science и DARPA планируют собрать большой объем данных, который позволит сделать окончательные выводы. Если в ходе трех фаз активное управление потоком оправдает ожидания, то эта технология получит дальнейшее развитие и даже дойдет до использования на летательных аппаратах. Впрочем, появление перспективных самолетов или БПЛА с AFC пока остается делом неопределенного будущего.

Технические решения

Aurora и DARPA ранее показывали продувочные модели для "фазы-1" и компьютерную графику с перспективным летательным аппаратом. Опубликованные материалы в целом позволяют понять, каким может быть будущий демонстратор технологий, а затем и полноценный самолет.

Все варианты моделей для испытаний строились с использованием обтекаемого фюзеляжа с заостренным носом и плоским днищем. Снизу на таком фюзеляже, перед корневой частью крыла, располагался воздухозаборник. Турбореактивный двигатель размещается в хвосте фюзеляжа; сопло выведено за заднюю кромку крыла. По мере проведения исследований и развития проекта, форма фюзеляжа изменялась, но основные решения оставались прежними.

Изделие CRANE от Aurora получило необычное крыло, как по виду, так и по конструкции. Уже на ранних этапах было использовано ромбовидное в плане крыло. Характерной особенностью является его "рамная" конструкция - каждая плоскость имеет переднюю и заднюю кромку, между которыми находится треугольное окно.

По результатам первых исследований такое крыло дополнили прямыми консолями на законцовках треугольных плоскостей. Также решили отказаться от схемы "летающее крыло" и установили на фюзеляж разваленные кили. Как сообщается, проверялись разные варианты дополнительных плоскостей и оперения.

Крыло и оперение показанных моделей не имеют традиционных аэродинамических рулей, и вместо них используется система AFC. На верхней поверхности крыла вдоль лонжеронов помещены четыре набора форсунок, подающих сжатый воздух назад по направлению полета. Работа форсунок обеспечивается воздухозаборником, компрессором и приборами управления.

Система AFC предлагает необычный способ управления полетом и серьезно изменяет аэродинамику летательного аппарата. Так, необычное крыло "с окнами" имеет достаточные для полета характеристики, а подача сжатого воздуха из форсунок позволяет управлять его аэродинамикой. За счет изменения давления воздуха в форсунках предлагается управлять скоростью воздушного потока вблизи крыла - и изменять подъемную силу последнего.

Конструкция крыла с четырьмя наборами форсунок позволяет выполнять все основные маневры. Синхронное изменение подъемной силы обеих плоскостей должно обеспечить набор высоты или снижение. Для кренов и соответствующих маневров изменять параметры плоскостей следует дифференцированно. Средства управления потоком могут ставиться не только на крыле, но и на оперении и давать соответствующие возможности маневрирования.

Кирилл Рябов

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
21 мар 2023
Камера сгорания двигателя ВК-800СМ успешно прошла испытания в ЦИАМ
21 мар 2023
Boeing подписал контракты на производство вертолетов AH-64E Apache
21 мар 2023
Украина поставила первые авиационные двигатели для турецкого перспективного ударного тяжелого вертолета T929 ATAK-II
20 мар 2023
В России планируют за пять-семь лет заменить авиапарк отечественными самолетами
20 мар 2023
Ростех в 2022 году дополнительно привлек на свои предприятия свыше 30 тысяч новых сотрудников
20 мар 2023
Новикомбанк предоставит финансирование холдингу "Вертолеты России"
20 мар 2023
На базе самолёта МАИ-411 создадут модель с отечественными комплектующими
20 мар 2023
В МАИ изучат опережение импорта для обновления парка гражданских самолетов
17 мар 2023
Улан-Удэнский авиационный завод заключил контракты на поставку 26 новых вертолетов Ми-171А3
17 мар 2023
МГТУ ГА вошел в пилотную госпрограмму научного наставничества
17 мар 2023
В МАИ создали квадрокоптер, способный непрерывно находиться в воздухе
17 мар 2023
"Ростех" представил дальнобойный комплекс для борьбы с роем дронов
17 мар 2023
Главы Минобороны Японии, Британии и Италии подтвердили партнерство в создании истребителя
16 мар 2023
В СибНИА подтвердили точность работы аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей Т-203
16 мар 2023
В мире: Беспилотники на солнечных батареях
16 мар 2023
Юрий Трутнев призвал Улан-Удэнский авиазавод осваивать выпуск новых типов вертолетов
16 мар 2023
Второй прототип и серийное производство: учебно-тренировочный самолет "Йа Син" (Иран)
15 мар 2023
Посещение Улан-Удэнского авиационного завода
15 мар 2023
Ректор МАИ Михаил Погосян: "Мы оцениваем творчество как важную составляющую подготовки кадров"
15 мар 2023
Китай продолжает разработку нового боевого вертолета
15 мар 2023
ВВС США отказались финансировать разработку альтернативного двигателя для F-35
15 мар 2023
Студент МАИ из Челябинска стал конструктором современных гражданских самолётов
14 мар 2023
"Выдающаяся разработка": какую роль сыграл Ан-26 в развитии отечественной военно-транспортной авиации
14 мар 2023
28-29 марта в Москве состоится X юбилейный форум "Композиты без границ"
21 мар 2023
Отличникам качества на СТАРе вручили необычные нагрудные знаки
21 мар 2023
250 сотрудников ММП имени В.В. Чернышева стали донорами
20 мар 2023
Казанский вертолетный завод посетил губернатор Ульяновской области
20 мар 2023
"РТ-Техприемка" сертифицировала "ОДК-Сатурн"
20 мар 2023
ОДК-Климов посетила Алиса Куквинова - самый молодой командир экипажа вертолета в России
20 мар 2023
Безопасность в приоритете
17 мар 2023
Делегация Общественного совета при Минобороны России посетила Казанский авиационный завод
17 мар 2023
ОДК удвоила число испытательных стендов для агрегатов двигателя ПД-8
17 мар 2023
Цифровая платформа "Небосвод" для беспилотников в строительстве
17 мар 2023
Уважение и почет: на ММП имени В.В. Чернышева состоялась встреча Совета ветеранов предприятия
16 мар 2023
Владимир Путин посетил Улан-Удэнский авиационный завод холдинга "Вертолеты России"
16 мар 2023
Ресурс шасси вертолета "Ансат" увеличен в три раза
16 мар 2023
В ЦИАМ определили лучшие инициативные разработки на 2023 год
16 мар 2023
"Русский витязь": начало эры многомоторных тяжелых самолетов
16 мар 2023
Специалисты ГосНИИАС представили результаты экспериментальных исследований в области человеко-машинного взаимодействия
15 мар 2023
ОДК-Сатурн знакомит студентов проекта "Крылья Ростеха" с инженерной деятельностью
14 мар 2023
ЦАГИ продолжит работу по значимым научно-технологическим проектам в 2023 году
14 мар 2023
16-ая Всероссийская Мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023)
14 мар 2023
ОДК-Сатурн объединил молодых двигателестроителей корпорации
14 мар 2023
ОДК-Сатурн проведет 24 марта в Рыбинске Ярмарку вакансий по рабочим специальностям
13 мар 2023
ОДВФ: авиацию СССР - на крыло
13 мар 2023
ЦИАМ принял участие в съемке видеосюжета телеканала "Россия-1" о деятельности научных центров мирового уровня
13 мар 2023
Интеллектуальный потенциал АПЗ
10 мар 2023
ОДК провела первые испытания компрессора для модернизированного двигателя АИ-222-25
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».