Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 15.03.2023
Источник: "Военное обозрение"

Китай продолжает разработку нового боевого вертолета

В настоящее время Народно-освободительная армия Китая располагает достаточно крупным парком боевых вертолетов. Кроме того, ведутся работы по созданию новой винтокрылой машины ударного назначения. В этом проекте планируют использовать современные и перспективные решения, благодаря которым вертолет сможет продолжать службу и оставаться актуальным в течение нескольких следующих десятилетий.
Фото с сайта daytimenews.ru
Новый проект

В первых числах марта китайская телекомпания CCTV взяла интервью у главного конструктора вертолета Z-10, ныне политического советника Компартии Китая, Ву Симина. Он рассказал об основных направлениях развития вертолетной отрасли, а также упомянул разработку нового проекта в военной сфере.

Ву Симин сообщил, что промышленность уже разрабатывает перспективный вертолет для НОАК. Не исключается возможность ускорения этих работ, и для этого планируют приложить все усилия. При этом будет использоваться методика разработки техники, созданная ранее. Она предусматривает несколько этапов создания проекта - исследование нового поколения техники, предварительное изучение поколения, а также его проектирование и производство. Одновременно в разработке может быть несколько проектов.

Представитель CAIC также отметил специфику первых стадий создания проектов. По его словам, не следует просто перенимать и применять иностранные идеи из области вертолетостроения. Нужно брать в развитие только то, что подходит Китаю. Одновременно с этим нужно сделать правильные оценки и найти пути развития, чтобы созданные наработки оставались актуальными в течение следующих 20-30 лет.

К сожалению, Ву Симин и CCTV не стали раскрывать технические подробности разрабатываемого проекта. Пока известно только о самом факте проведения работ. Каким будет новый вертолет, и когда НОАК получит его, не сообщается.

По известным данным

Следует напомнить, что китайская промышленность уже не впервые рассказывает о разработке перспективного боевого вертолета для НОАК. По известным данным, корпорация CAIC и институт China Helicopter Research and Development Institute с 2019 г. в инициативном порядке занимаются таким проектом, и к настоящему времени он прошел ряд первых стадий.

Так, в апреле 2022 г. сообщили, что проект успешно дошел до этапа летных испытаний. Основные решения проекта были реализованы в виде макетного образца, который к тому времени совершил свой первый полет. После отработки при помощи такой летающей лаборатории новые идеи получат развитие и лягут в основу полноценного проекта боевого вертолета.

По данным китайской прессы, новый вертолет должен существенно отличаться от существующих образцов. Применяются новые компоновочные решения, изменена аэродинамика и т.д. За счет этого удастся улучшить летно-технические характеристики, повысить массу и грузоподъемность, а также снизить заметность.

К сожалению, какие-либо материалы по проекту CAIC и CHRDI пока не публиковались. Его разработка уже дошла до той стадии, когда можно рассказывать о проводимых работах, но технические подробности пока не разглашаются. Возможно, продолжение работ и достигнутые успехи позволят в обозримом будущем раскрыть хотя бы основные особенности проекта.

Предполагаемый облик

Несмотря на отсутствие официальных данных, можно попробовать угадать облик перспективного проекта от CAIG. В основу такого прогноза лягут как известные сведения о других вертолетах, в т.ч. иностранных, так и любопытные намеки от китайской промышленности.

Очевидно, что разработка нового вертолетного ударного комплекса для НОАК разделяется на три основных направления. Создается непосредственно платформа в виде вертолета, а также комплекс радиоэлектронного оснащения и набор вооружений для нее. С электроникой и оружием в целом все понятно - будут разработаны новые РЛС, ОЛС, СУО, ракеты и т.д. с повышенными техническими характеристиками. В случае с платформой, однако, ясность пока отсутствует.

В интервью для CCTV Ву Симин упомянул возможность заимствования иностранных наработок, но только с учетом собственных потребностей. Это может быть намеком на некоторые особенности перспективного проекта. Вполне возможно, что будущий боевой вертолет создается с оглядкой на передовые иностранные разработки.

Так, "источником вдохновения" может быть американская программа FVL, целью которой является создание нескольких вертолетов с повышенными летно-техническими характеристиками. При этом следует вспомнить, что в прошлом году в качестве одного из гипотетических преимуществ нового китайского вертолета упоминалась именно повышенная скорость полета.

Американские проекты серии FVL решают задачу повышения летных характеристик несколькими способами. Предлагаются вертолеты с дополнительными толкающими винтами и полноценные конвертопланы с поворотными винтомоторными группами. Обе архитектуры имеют свои преимущества, но по совокупности параметров лучше выглядит скоростной вертолет с дополнительным винтом. Вероятно, по тому же пути пошли и китайские вертолетостроители.

Требуемый уровень

Если CAIC действительно создает новый вертолет для замены существующих Z-10 и Z-19, то можно представить требуемый для него уровень тактико-технических и боевых характеристик. По всем параметрам эта машина должна превосходить имеющиеся - иначе замена попросту не имеет смысла.

Будущий Z-10 разрабатывался корпорацией CAIC в девяностых и двухтысячных годах, причем на ранних этапах большая роль в проекте возлагалась на российскую фирму "Камов". Z-19 создавали уже в двухтысячных на основе вертолета Z-9 - лицензионной копии европейского Eurocopter Dophin. Несмотря на большую разницу в сроках разработки, оба вертолета были приняты на вооружение НОАК в 2012 г. К настоящему времени армия получила не менее 180-190 машин каждого типа.

Z-10 крупнее и тяжелее Z-19 - его максимальная взлетная масса достигает 7 т. Он оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-9 мощностью по 1250 л.с., с помощью которых может развивать скорость до 270 км/ч. Дальность полета - 800 км. Z-19 во взлетной конфигурации весит не более 4,25 т и использует двигатели WZ-8 мощностью 940 л.с. При этом по летным характеристикам он похож на Z-10.

Оба вертолета управляются парой летчиков, работающих в кабинах тандемной компоновки. В зависимости от модификации, Z-10 и Z-19 оснащаются радиолокационными и оптико-электронными станциями, цифровой системой управления вооружением, средствами радиоэлектронной борьбы и т.д.

Z-10 несет встроенную артиллерийскую установку с 23-мм автоматической пушкой. На крыле имеются четыре точки подвески на 1,5 т нагрузки. Вертолет может нести неуправляемые ракеты калибра до 90 мм, а также различное вооружение "воздух-земля". Прежде всего, это управляемые ракеты с лазерным или радиолокационным наведением. Z-19 не имеет пушки, и отличается меньшей грузоподъемность. Он так же оснащен четырьмя точками подвески и использует ту же номенклатуру ракет.

Таким образом, перспективный вертолет, разрабатываемый для будущей замены Z-10 и Z-19, должен развивать скорость не менее 270-280 км и иметь дальность более 800 км. Также от него требуется возможность нести и применять управляемое и неуправляемое вооружение общей массой не менее 1,5 т. В боекомплект должны будут войти как нынешние, так и перспективные вооружения, в т.ч. с повышенной дальностью, точностью и могуществом.

Задел на будущее

Из новостей последнего времени следует, что китайская авиационная промышленность продолжает разработку нового боевого вертолета для НОАК. К настоящему времени проект прошел первые стадии, и о нем уже можно говорить открыто, хотя основная часть сведений пока не подлежит публикации.

Учитывая обычаи и привычки китайской оборонной промышленности, можно предполагать, что разработка перспективного вертолета успешно продвигается вперед. Уже в течение нескольких следующих лет она может завершиться с желаемым результатом. Возможно, по мере продолжения работ будут те или иные утечки информации или случайные снимки, но официально вертолет покажут только когда он будет полностью готов.

Кирилл Рябов

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
6 июн 2023
Заседание Научного отделения "Летная годность и безопасность на воздушном транспорте" Академии наук авиации и воздухоплавания
6 июн 2023
Студенты МАИ отправятся на учёбу в Пекинский технологический институт
5 июн 2023
Качества российского самолета Су-25 оценили
5 июн 2023
В регионе создадут научно-производственный центр беспилотников
5 июн 2023
МАИ поможет снизить уровень шума в салоне пассажирского самолета
2 июн 2023
НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" осуществил научно-методическое обеспечение этапа "Авиационная работа" всероссийского конкурса "Кибердром"
2 июн 2023
Минпромторг назвал сроки сертификации российского авиадвигателя ПД-8
2 июн 2023
Bombardier работает над прототипом самолета со "смешанным крылом"
2 июн 2023
День Военно-транспортной авиации
1 июн 2023
Уральский завод гражданской авиации представит самолеты "Байкал" и "Ладога" на "Иннопроме"
1 июн 2023
Дагестанский завод провел испытания вертолета собственной разработки
1 июн 2023
Boeing увеличит объемы производства лайнеров 787 Dreamliner
1 июн 2023
В Минпромторге заявили, что дата первого полета Sukhoi Superjet New пока не определена
1 июн 2023
"Иркут" готов обсуждать ремоторизацию SSJ100 при желании собственника самолета
31 май 2023
В разработке сверхзвукового пассажирского самолета мы можем опередить Запад - член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало
31 май 2023
Проблемные двигатели самолетов F-35 могут обойтись Пентагону в $38 млрд
31 май 2023
Студент МАИ из Курска создал модель для вычисления мощности деталей самолета
30 май 2023
"Калашников" открывает новое производство БЛА
30 май 2023
"Мы планируем радикально изменить подход к подготовке специалистов" - ректор МАИ о реформе образования
30 май 2023
Инженеры завершили летные испытания российского дрона на водородном топливе
30 май 2023
Китайский самолет C919 совершил первый коммерческий рейс
30 май 2023
Очень малая авиация: кто создает беспилотные летательные аппараты
29 май 2023
В МАИ завершается обучение второго потока руководителей среднего звена из ОАК
29 май 2023
Петербургский ЛЭТИ открыл лабораторию по разработке беспилотников
6 июн 2023
Сотрудники ОДК-УМПО взяли «золото» и «бронзу» корпоративного чемпионата ОДК
6 июн 2023
«ОДК-Авиадвигатель» вручил именные стипендии
6 июн 2023
ОДК-Сатурн и Волковский театр продолжают социально-культурное партнерство
5 июн 2023
"Вертолеты России" провели переподготовку пилотов Ми-171А2
5 июн 2023
Музей истории ГосНИИАС награжден Памятным знаком к 30-летию программы «Памятники науки и техники России»
5 июн 2023
Молодежь объединяется
2 июн 2023
ОАК передала ВКС России очередную партию фронтовых бомбардировщиков Су-34
2 июн 2023
ЦАГИ продолжает исследования в интересах перспективной авиации местных авиалиний
2 июн 2023
СибНИА примет участие в создании Новосибирского научно-производственного центра беспилотников
2 июн 2023
«ОДК-Сатурн» завершил четвертый этап проекта «Комплексное внедрение цифровой платформы «Умный цех»
2 июн 2023
Двенадцать студентов трудоустроились в АО "Навигатор" по итогам практики
1 июн 2023
На авиазаводе ОАК создана базовая кафедра Казанского университета
1 июн 2023
ЦИАМ принял участие в круглом столе «Критические технологии для систем электродвижения»
1 июн 2023
В ОДК-Сатурн соревнуются работники в сфере метрологического обеспечения
1 июн 2023
Сотрудники У-УАЗ стали лучшими в трех компетенциях на чемпионате профмастерства
1 июн 2023
В ОДК-УМПО прошли профориентационные занятия для школьников инженерных классов
31 май 2023
Очередной серийный Ил-76МД-90А передан в эксплуатацию
31 май 2023
ЦАГИ принял участие в международной конференции по гражданской авиации
31 май 2023
ЦИАМ провел мастер-класс по проектированию авиадвигателей с использованием "цифровых двойников"
30 май 2023
В ГосНИИАС обсудили вопросы критических технологий для систем электродвижения
30 май 2023
Ан-26: эпоха в истории тактической военно-транспортной авиации
30 май 2023
Шесть лет со дня первого полета МС-21: инновационные разработки и технологии ГосНИИАС
29 май 2023
Итоги 5-ой Международной научно-технической конференции "Фотограмметрические методы мониторинга окружающей среды и инфраструктуры, биометрии и биомедицины" (ISPRS PSBB23)
29 май 2023
ОДК-Сатурн направит на целевое обучение по программе "Крылья Ростеха" 40 человек
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».