Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 25.05.2023
Источник: "Аргументы и факты"

Окрыленные. Как российский авиапром использует господдержку

Одной из наиболее пострадавших от антироссийских санкций отраслей нашей экономики стала гражданская авиация. Многие страны закрыли небо для российских авиакомпаний, им не продают новых самолетов и отказывают в обслуживании уже имеющихся. Учитывая огромные российские расстояния, риск остановки воздушных перевозок для нас неприемлем. Для ускоренного перехода на отечественную авиационную технику Правительство РФ в июне прошлого года утвердило комплексную программу развития авиаотрасли, рассчитанную до 2030 года с объемом госфинансирования в размере 370,3 млрд руб. В документе подробно, по годам, начиная с 2022 года, расписано количество, типы и модели воздушных судов и авиационных двигателей, которые должны быть выпущены нашей авиапромышленностью. Застоявшиеся заводы с трудом восстанавливают кооперацию с поставщиками и запускают производство, большинство сроков, указанных правительством, скорее всего, будет сорвано. Но в целом комплексная программа и госфинансирование имеют все шансы полноценно возродить, пусть и с задержкой, отечественную авиастроительную отрасль.
Фото с сайта daytimenews.ru
"У российской гражданской авиации просто нет выбора - летать или не летать, использовать отечественную авиатехнику или зарубежную, - отмечает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Наш магистральный путь один - выполнять полеты на российских воздушных судах. При этом некоторые отклонения от сроков, обозначенных в 2022 году, возможны. Комплексная программа, утвержденная правительством, корректируется и обновляется, исходя из реальных потребностей авиакомпаний и возможностей производителей, и поэтому эта программа становится все более реализуемой".

Пока российские авиакомпании эксплуатируют в основном иномарки (из 1,23 тыс. общего самолетного парка лишь 470 машин отечественного производства), и на ближайшие 2-3 года этого ресурса хватит. Дальше, согласно госпрограмме, наши авиазаводы должны начать выпускать по 100-160 машин разного класса ежегодно. И как бы это ни выглядело утопично, все предпосылки для этого есть.

"Наша индустриальная, кадровая база во многом сохранилась, - уверен Олег Пантелеев. - Но эта, еще советская база была морально устаревшей. Поэтому корректно говорить о перезапуске российской авиастроительной отрасли, обладающей сейчас всеми необходимыми ресурсами для выпуска современной, качественной и безопасной авиатехники. Единственный ресурс, которого нам не хватает, - это время, поэтому какие-то "сдвижки вправо" по графику производства еще будут, но в конечном итоге мы получим воздушные суда, полностью соответствующие всем международным требованиям и нормам. Никаких поблажек по уровню комфорта или безопасности для авиастроителей никто не делал".

В комплексную госпрограмму включены 8 различных типов самолетов и 9 авиационных двигателей, aif.ru проследил продвижение работ по каждому из них.

Строго по графику

Наиболее реально выглядит запуск серийного производства среднемагистрального SSJ-NEW - это уже известный Superjet 100, но выполненный почти полностью из российских комплектующих и с российским же двигателем ПД-8, его производство также включено в комплексную программу. В объединенной авиастроительной компании (ОАК) рассчитывают, что первый полет этот лайнер совершит летом текущего года, после чего в два этапа пройдет сертификация, и начиная с 2024 года завод в Комсомольске-на-Амуре начнет выпускать, в полном соответствии с правительственной программой, по 20 самолетов ежегодно. Правда, по графику нужно произвести 2 судна уже в 2023 году, что явно нереально, но это отставание можно считать несущественным.

"Пермские моторы", входящие в объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), уже сделали 2 двигателя ПД-8, которыми будет оснащаться SSJ-NEW, и, хотя по плану в 2023 году таких изделий должно быть 6, а начиная с 2024 года - 44 ежегодно, перспективы у обновленного "Суперджета" с отечественными двигателями выглядят оптимистично.

Внушает доверие и программа производства среднемагистрального МС-21-300. Этот самолет с российскими двигателями ПД-14 уже демонстрировался широкой публике на авиасалоне МАКС летом 2021 года, сейчас сертификация машины находится на завершающем этапе. Поэтому правительственные планы по выпуску 6 этих лайнеров в 2024 году (и 14 двигателей к нему) выглядят абсолютно реалистично.

Непроизводственные проблемы

Самолеты Ил-96-300 и Ту-214, включенные в правительственную программу, изначально полностью отечественные машины и не требуют многомиллиардного вливания для импортозамещения и испытаний. Магистральный гигант Ил-96-300 способен перевозить до 300 пассажиров на 13 тыс. км, что особенно ценно, учитывая расстояния в России. Авиазавод в Воронеже обладает всеми необходимыми компетенциями и мощностями по выпуску этого огромного лайнера. Но этому королю неба требуется соответствующая аэродромная инфраструктура, которая у нас слабо развита, поэтому авиакомпании не готовы к его эксплуатации. В графике госпрограммы предусмотрено производство 2 таких машин начиная с 2025 года - возможно, к этому времени наземное оборудование аэропортов модернизируют, и Ил-96-300 окажется востребован, иначе эта машина останется только в парке российского президента.

Кроме того, у этого самолета ограничено количество полетных направлений. "Это дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет, - напоминает Олег Пантелеев. - Наши авиакомпании ранее использовали такой тип машин на зарубежных маршрутах, но теперь, свернув полетные программы из-за санкций, переводят самолеты на внутренние рейсы. В результате у эксплуатантов образовался некоторый запас дальнемагистральных лайнеров, и покупка новых в их планы пока не входит. Для Ил-96-300 просто еще не пришло время".

Самолет Ту-214 в 1-3 экземплярах выпускается на казанском заводе им. Горбунова. План в 3 машины на 2023 год, 7 - 2024 год и далее по 10 машин выглядит сравнительно реалистично с точки зрения производства, но вот со спросом хуже - авиакомпании рассматривают Ту-214 лишь как "замещение" перспективного МС-21, начало серийного производства которого ждут в 2024 году. Туманный сбыт напрямую сказывается на графике выпуска - в 2023 году планируется выпуск лишь 1 самолета, предназначенного для Минпромторга РФ. Добавляет неопределенности в судьбе этой модели и производство двигателей для нее - силовую установку ПС-90 выпускает завод "Пермские моторы", уже загруженный заказами на явно более приоритетные ПД-8 и ПД-14.

Особняком стоит модель Ил-114-300. Согласно госпрограмме, в 2024 году будет выпущено 2 таких самолета, в 2025 - 8 и далее по 10 единиц ежегодно. На данный момент на авиазаводе в подмосковных Луховицах в разной степени готовности находится три лайнера Ил-114-300. Один из них впервые поднялся в воздух 16 декабря 2020 года, второй готов на 80-90%, у третьего собран только планер. Самолет давно уже должен был получить сертификат летной годности, но 17 августа 2021 года при заходе на посадку из-за проблем с мотором потерпел катастрофу военный Ил-112В, оснащенный двигателем ТВ7-117СТ-01, - эта же силовая установка предусмотрена и у гражданского Ил-114-300. С тех пор все работы по этому судну остановились до получения нового двигателя. Его выпускает ОДК-Климов в Санкт-Петербурге, там обещают, что в 2023 году будут изготовлены четыре опытных двигателя ТВ7-117СТ-02, а в серию установка будет запущена лишь в 2025 году (согласно госпрограмме, в 2023 году должно быть выпущено 6 шт., в 2024 году - 8 шт., в 2025 - 16 шт., далее - по 26 шт. ежегодно). Сдвигающиеся "вправо" сроки производства двигателей сорвут и график выпуска самолета.

Отдаленная перспектива

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) выбран основной площадкой по выпуску регионального ТВРС-44 "Ладога" вместимостью до 44 человек и совсем небольшого "Байкал" (ЛМС-901), рассчитанного на 9 пассажиров. Первые 15 экземпляров "Ладоги" должны поступить в эксплуатацию в 2025 году, 14 "Байкалов" - в 2024 году. Эти модели выбиваются из графика главным образом из-за двигателей. Причем "Ладогу" планируется оснастить тем же ТВ7-117СТ-02, что и Ил-114-300.

"По этим самолетам работы идут интенсивно, вопрос в двигателях, - подтверждает Олег Пантелеев. - Отечественные силовые установки будут созданы позже, но зато это будет все свое, независящее от импортных поставок. Запуск серийного производства этих самолетов вполне реалистичен, но не ранее 2026 года". В Минпромторге пока не теряют оптимизма и надеются закончить сертификацию хотя бы "Байкала" до конца 2023 года.

На этом же заводе уже сейчас производится Л-410, самолет чешской разработки, и "Ладога" призвана заместить иномарку на нашем рынке.

Вертолетные двигатели

Госпрограммой предусмотрен выпуск вертолетного двигателя модели ТВ7-117В в количестве 20 шт. уже в 2023 году и постепенное наращивание производства до 25 шт., а также модели ВК-2500/ ТВ3-117 в количестве 276 шт. в 2022 году и 340 в 2023 году. Эти двигатели уже давно выпускаются на ОДК-Климов в Санкт-Петербурге, в 2021 году завод произвел более 300 установок, и никаких сложностей здесь не предвидится.

А вот новейший вертолетный двигатель ВК-650В, согласно планам правительства, должен быть выпущен уже в текущем году в количестве 86 шт. Однако, как сообщили в ОДК, фактически будет произведено лишь 10 экземпляров, предназначенных для летных испытаний на вертолете "Ансат", в течение 2024 года должна пройти сертификация, и лишь в 2025 году, если все пойдет по плану, двигатели будут запущены в серию.

Такая же ситуация и с передовым ВК-1600В, предназначенным для вертолета Ка-62. В правительстве ждут, что это изделие в количестве 12 экземпляров выпустят уже в 2023 году, но в мае были закончены лишь испытания демонстратора нового двигателя, к концу года завершатся стендовые испытания. Весь 2024 год опытные образцы будет тестировать первая машина Ка-62, потом - сертификация, и выход в серию возможен в лучшем случае в 2025 году.

Евгений Никтовенко

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
15 апр 2024
Украинское авиастроительное предприятие "Антонов" стало акционерным обществом
11 апр 2024
На Иркутском авиазаводе приступили к стыковке переднего полуфюзеляжа десятого серийного комплекта МС-21
11 апр 2024
Су-33 ВКС РФ впервые выполнили посадку и взлет с аэродромов на островах Северного Ледовитого океана
11 апр 2024
Инженер Boeing заявил о серьезном дефекте в фюзеляжах у 787 Dreamliner
11 апр 2024
Baijiahao: "Привет из Москвы" - в Китае поплатились за копирование двигателей России
11 апр 2024
В МАИ открылись юбилейные "Гагаринские чтения"
11 апр 2024
Поставки Boeing сократились в 1,5 раза из-за возросшего количества инспекций
10 апр 2024
БПЛА "Джокер-10" для усиления ПВО
10 апр 2024
США ищут способы противостоять возможностям Ирана по созданию беспилотников
10 апр 2024
Бомбардировочная и ракетоносная авиация китайского флота
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
10 апр 2024
ЦАГИ продолжает исследования по созданию регионального самолета нового поколения
10 апр 2024
GEARACL приступает к работе
10 апр 2024
ММП имени В.В. Чернышева и СоюзМаш России: вместе готовим будущее двигателестроения
9 апр 2024
Развитие кадрового потенциала в авиастроении обсудили на Экспертном совете Госдумы и Союзмаша
9 апр 2024
ЦАГИ представил инновационный способ оценки технического состояния воздушных судов
9 апр 2024
Ростех передал два вертолета Ми-8АМТ авиапредприятию "Ельцовка"
9 апр 2024
ОДК-СТАР развивает трудовую инклюзию
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».