Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 30.05.2023
Источник: Информационное агентство «РБК»

Очень малая авиация: кто создает беспилотные летательные аппараты

Беспилотная авиация совсем недавно вышла за пределы военного применения, но сейчас ее коммерческий сегмент задает тренд развития всей отрасли. Рассказываем о том, кто создает беспилотники и где этому научиться.
Фото с сайта mintrans.samregion.ru
Кто такой инженер беспилотной авиации

Инженерная деятельность - очень широкое понятие. В самом общем смысле это практическое применение научных знаний на пользу человека. Это одна из самых древних профессий и в то же время она всегда ультрасовременная. В основании египетских пирамид и космических кораблей лежит инженерная мысль.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА, БЛА) представляют собой единство двух больших слагаемых - программной и аппаратной частей. Исходя из этого, инженеров беспилотной авиации можно разделить на две группы: инженеры-программисты и инженеры-техники. В идеальной ситуации эти две группы должны работать в очень тесной связке и понимать принципы работы друг друга.

Инженер-программист БЛА занимается проектированием программного обеспечения интерфейсов и машин под конкретные задачи и с учетом конструктивных особенностей летательного аппарата.

Задача инженера-техника - собрать летательный аппарат и систему управления им так, чтобы он мог выполнять поставленные задачи, отвечал необходимым требованиям эксплуатации, а управление им было ясным и понятным. Кто важнее, программист или техник, - проблема курицы и яйца.

И те, и другие инженеры нуждаются в знаниях по авиации, электронике, электротехнике, механике и робототехнике.

Оператор роботизированных систем - одна из профессий будущего.

Тренды и направления в профессии

Область применения БЛА очень широка. Изначально дроны разрабатывались для военных нужд, но сейчас они применяются в гражданских и коммерческих целях.

Кроме потребительских дронов, которые каждый покупатель использует согласно собственным предпочтениям, БЛА используются в народном хозяйстве (например, для оценки ущерба после стихийных бедствий, для разметки участков при строительстве и создании планов по развитию местности, для мониторинга экологической обстановки), кинематографе, службах доставки, журналистике, в страховом бизнесе и разработке офшорных месторождений газа и нефти. Дроны использует полиция, береговые, таможенные, пограничные и пожарные службы.

Разумеется, крупнейшим рынком БЛА остается оборонная отрасль. Из этих трех сегментов рынка: военного, гражданского и коммерческого - складываются области применения инженеров и профессиональные требования к ним.

Современные БЛА превзошли пилотируемые самолеты с точки зрения дальности автономного полета, безопасности и экономической эффективности. Но никто не станет утверждать, что они достигли потолка своего развития. Каждое новое поколение дронов увеличивает разрыв между пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами. Основные направления совершенствования БЛА - увеличение дальности полета и полезной нагрузки, автономности, а также развитие скрытности полета (что важно не только для разведки, но и для того, чтобы не тревожить естественную среду), способности дронов собирать информацию, анализировать ее и в соответствии с актуальными условиями среды принимать решения. По мере увеличения дальности полета встают задачи развития связи дрона с модулем управления.

Откуда пришла профессия

Для военных целей беспилотники разрабатываются с середины XIX века. Тогда это были аэростаты с часовым механизмом.

Открытие электричества и изобретение радио дали толчок для развития беспилотной авиации. В разное время к строительству беспилотников приложили руку Томас Эдисон, Никола Тесла, Элмер Сперри и даже Мерилин Монро (до карьеры в Голливуде она работала на фабрике Radioplane). Это не считая менее известных и подчас засекреченных фамилий, входивших в коллективы конструкторских бюро Лавочкина, Туполева, Королева.

Чем занимается инженер беспилотной авиации

Беспилотники чаще всего состоят из двух частей: собственно летательный аппарат и модуль управления. Впрочем, бывают и полностью автономные аппараты, действующие на автопилоте в соответствии с заданной программой и не нуждающиеся в операторах.

В отличие от радиоуправляемых игрушек, сигнал между БЛА и модулем управления идет в обе стороны. Поскольку летательный аппарат в большинстве случаев находится вне зоны видимости оператора, для управления полетом очень важно в режиме реального времени собирать как визуальную информацию, так и различные данные об условиях полета. А если речь идет о дронах-курьерах, то такие машины должны быть совершенно самостоятельны: их надо наделить умением распознавать объекты и оценивать расстояние, отличать движущиеся объекты от статичных, ориентироваться не только по карте, но и находить нужную точку в трехмерном пространстве (например, окно заказчика) и аккуратно произвести доставку.

Если говорить об управляемых машинах, инженеры БЛА кроме заботы об аэродинамике, автономности, максимальной высоте и дальности полета разрабатывают модули управления, которые были бы удобны, давали возможность собирать и оперировать всей необходимой информацией и были бы интуитивно понятны.

Сигнал, идущий между передатчиком и приемником, должен быть защищен от помех и постороннего вмешательства, то есть должен быть зашифрован. Это уже сфера деятельности проектировщика интерфейсов БЛА. Этот человек разрабатывает программный технологический пакет для управления дронами и отвечает за программирование и работу систем навигации, обеспечения и безопасности.

Обычно рабочий день инженера БЛА проходит в помещении, но возможны выезды в поле для испытаний и обслуживания. Поскольку индустрия (за исключением военного крыла) достаточно молода, часто вакансии операторов БЛА содержат требования, схожие с профессиональными обязанностями инженеров, и подразумевают похожий набор знаний и навыков, так что инженер, которому надоело работать в четырех стенах, вполне может переквалифицироваться в операторы и уйти работать в поле.

Сфера применения беспилотников сейчас расширяется, поэтому спектр задач, которые будут стоять перед инженерами, очень широк. От все более новых и совершенных пользовательских дронов - легковесных и при этом рассчитанных на длительные полеты или дронов-курьеров, способных брать несколько килограммов полезной нагрузки, - до крупных автономных машин для бизнеса и государства, способных пролетать тысячи километров.

Ключевые навыки инженера беспилотной авиации

Инженер должен обладать знаниями основ конструкции и эксплуатации уже разработанных БЛА - это не всегда так называемые мультироторные (многовинтовые) дроны, как продукция компании DJI или их конкурентов, но также и беспилотники самолетного типа. Самое важное - это знания в области аэродинамики для инженеров-техников и умение работать с программным кодом для инженеров-программистов. Но и тем, и другим желательно иметь представление о возможностях и ограничениях, которые накладывает на их работу и работу коллег и та, и другая область знаний. Необходимо иметь знакомство с основами воздушной навигации, радиотехники, метеорологии, геодезии и картографии. Часто не лишними окажутся и знания основ аэрофотосъемки.

Разумеется, каждый инженер (не только БЛА) должен уметь составлять и читать техническую документацию (в том числе и на английском языке) и работать с чертежами.

Когда появится профессия инженера беспилотной авиации

На данный момент представителей профессии не так уж и много. Потребительский рынок в значительной степени захвачен несколькими брендами - DJI, Autel Robotics, Syma. Это значит, что ассортимент будет расширяться и, скорее всего, на рынок выйдут новые бренды - не только под эгидой крупных корпораций, но и независимые стартапы.

Согласно исследованию, проведенному Международной ассоциацией беспилотных транспортных систем, к 2025 году только в США прогнозируется создание более 100 тыс. рабочих мест в области беспилотных летательных аппаратов. Экономический эффект этого роста составит $82 млрд. Исследование включает военную, государственную, энергетическую, транспортную, телекоммуникационную и даже развлекательную отрасли. Экономическое влияние в глобальных масштабах пока не оценивалось.

Наибольшее количество рабочих мест будет создано в США. Но отрасль развивается очень стремительно, и количество производителей растет.

Как стать инженером беспилотной авиации

В России несколько вузов могут подготовить по данному направлению. Часто можно встретить разные обозначения беспилотников в названиях программ - БПЛА (в данном случае слово "беспилотный" сокращено до двух букв) и ДПЛА (дистанционно пилотируемый летальный аппарат).

Главным авиационным вузом России считается Московский авиационный институт (НИУ МАИ). Там подготовка профессионалов беспилотной авиации ведется на 602-й кафедре. Когда кафедра была основана в 1952 году, она получила название "Конструкция беспилотных летательных аппаратов". Сейчас она называется "Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий".

Но специализироваться на беспилотниках можно и обучаясь по более широкому направлению - "Авиационный инженер". В этом случае предложение гораздо шире - обучение по этой специальности предлагают не только в МАИ, но и в МФТИ, МГТУ им. Баумана, МГТУГА, Санкт-Петербургском политехническом университете и многих других вузах.

Есть и более узкие специальности, в которых подразумевается работа с беспилотными летательными аппаратами. Например, инженер по двигателям воздушных судов, инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, инженер по приборам ориентации, навигации и стабилизации летательных аппаратов. Из вузов можно добавить СПбГУ аэрокосмического приборостроения, Новосибирский государственный технический университет, Южно-Уральский государственный университет, Омский государственный технический университет.

Если же речь идет о дальнейшей работе с информационной составляющей беспилотной авиации, то здесь выбор шире: можно получить, например, степень бакалавра по системному программированию, а в магистратуре специализироваться уже по беспилотникам. Такой вариант оставляет возможность сменить профессию, если по какой-то причине беспилотная авиация окажется неверным выбором.

Камиль Айсин
18 сентября 2023 года
Проект новой редакции Положения о Конкурсе
Проект новой редакции Положения о Конкурсе
29 июня 2023 года
Завершается формирование деловой программы Евразийского аэрокосмического конгресса
Завершается формирование деловой программы Евразийского аэрокосмического конгресса
3 мая 2023 года
Союз авиапроизводителей России поздравляет А.А.Иноземцева с присвоением звания Героя Труда
Союз авиапроизводителей России поздравляет А.А.Иноземцева с присвоением звания Героя Труда
10 января 2023 года
Организационный комитет конкурса "Авиастроитель года" объявляет о начале приема заявок на участие в конкурсе по итогам 2022 года
Организационный комитет конкурса "Авиастроитель года" объявляет о начале приема заявок на участие в очередном конкурсе по итогам 2022 года
25 октября 2022 года
Состоялась церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса «Авиастроитель года»
Состоялась церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса «Авиастроитель года»
29 сентября 2022 года
Сергей Леонидович Чернышев избран Вице-президентом Российской академии наук
Сергей Леонидович Чернышев избран Вице-президентом Российской академии наук
13 июля 2022 года
Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли

Статья в журнале "АвиаСоюз"

Союз авиапроизводителей: деятельность в интересах отрасли
О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года О реализации в авиационной промышленности Плана мероприятий развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 сен 2023
Шойгу призвал улучшать боевые возможности вертолетов Ка-52М
18 сен 2023
Шойгу проверил выполнение оборонзаказа на заводе "Прогресс"
18 сен 2023
Американский стелс-бомбардировщик нового поколения B-21 Raider выходит на этап летных испытаний
18 сен 2023
В РФ создали дрон "Воробей" весом 1,3 кг с боеприпасом 500 г для поражения бронетехники
18 сен 2023
Представители института наставничества в ОДК-Кузнецов: "Ставим на молодые кадры"
11 сен 2023
Ульяновская область готовится войти в новый национальный проект "Беспилотные авиационные системы"
11 сен 2023
Британские ВМС впервые отработали посадку и взлет БПЛА самолетного типа с авианосца
11 сен 2023
Вырастить новое поколение инженеров - задача государственного масштаба
8 сен 2023
Ростех импортозаместил высокопрочное остекление для "Суперджета"
8 сен 2023
"Навигатор" получил заказы на 300 спутниковых антенн для гражданской авиации
8 сен 2023
Аспирант МАИ разработал перспективный материал для авиации
8 сен 2023
Завод в Бердске вложит 550 млн рублей в модернизацию производства для авиаотрасли
8 сен 2023
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ: Беспилотные Воздушные Суда – AviaSafety
7 сен 2023
Радий Хабиров утвердил создание в Башкирии дирекции по развитию БПЛА
7 сен 2023
Air China и Rolls-Royce создали в Пекине СП по ремонту авиадвигателей
6 сен 2023
Импортозамещение в авиапроме и совершенствование высшего образования: интервью с ректором МАИ
6 сен 2023
Airbus, Rolls-Royce и EasyJet вошли в альянс для внедрения в авиацию водородного топлива
6 сен 2023
Тамбовщина будет развивать беспилотную авиацию вместе с Беларусью
6 сен 2023
В МАИ повысили квалификацию управленцам среднего звена из Объединённой авиастроительной корпорации
5 сен 2023
Импортозамещенный Superjet совершил вторй полет по программе заводских доводочных испытаний
5 сен 2023
Baijiahao: российский бомбардировщик Ту-160 является эффективным грозным оружием
5 сен 2023
Росавиация выдала Сертификат разработчика авиационной техники АО «Научно-производственное предприятие «Радар ММС»
5 сен 2023
На Камчатке произвели первую партию дронов-камикадзе для СВО
5 сен 2023
Иран получил учебно-боевые российские самолеты Як-130
18 сен 2023
Лидер КНДР осмотрел российские заводы в комсомольске-на-Амуре
18 сен 2023
Ученые ЦАГИ приняли участие во встрече Президента РАН с представителями государственных научных центров
18 сен 2023
ГосНИИАС на HOLOEXPO 2023
18 сен 2023
ОДК–Сатурн синтезирует детали для отечественной серийной газовой турбины большой мощности
18 сен 2023
В интересах развития кадрового потенциала высокотехнологичных промышленных отраслей
18 сен 2023
В ОДК-УМПО впервые побывали студенты 1 курса "Крыльев Ростеха"
11 сен 2023
Для гражданской авиации
11 сен 2023
Опубликованы программа и тезисы межотраслевого семинара памяти профессора Т.Д. Каримбаева
11 сен 2023
ОДК-СТАР вновь открывает инженерные классы
11 сен 2023
Во славу Арзамаса
8 сен 2023
ЦАГИ принял участие во Всероссийском съезде по проблемам механики
8 сен 2023
В ОДК-Сатурн вливается новый поток студентов программы "Крылья Ростеха"
8 сен 2023
ГосНИИАС представил исследования в области перспективной сверхзвуковой авиации на конференции «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения»
7 сен 2023
Технопарк ЦАГИ стал точкой притяжения на Технопром-2023
7 сен 2023
Наука глазами молодых ученых: ГосНИИАС на встрече с президентом РАН
5 сен 2023
ЦАГИ принял участие в детском авиакосмическом салоне ДАКС-2023
5 сен 2023
Первый полёт SJ-100: новые высоты российской авиации
5 сен 2023
Специалисты ОДК-Сатурн провели уроки знаний в подшефных школах
5 сен 2023
ОДК-УМПО поздравляет школьников и студентов с Днем знаний
4 сен 2023
Более полувека готовим кадры для наукоёмкой отрасли: к 60-летию образования аспирантуры ГосНИИАС
4 сен 2023
В тройке лучших в авиапроме
4 сен 2023
Удачный дебют
1 сен 2023
ЦАГИ принял участие в X Международном форуме "Технопром-2023"
1 сен 2023
"РТ-Техприемка" подтвердила высокое качество продукции предприятия "Росэлектроники"
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».