"Один из лучших в своем классе": как развивается программа создания вертолетного двигателя ТВ7-117В
Петербургское предприятие "ОДК-Климов" доработало весь парк авиационных двигателей ТВ7-117В. Об этом сообщил RT генеральный конструктор завода Всеволод Елисеев. По его словам, была повышена надежность работы двигателя. Он добавил, что все изменения, внесенные в конструкцию, одобрены Росавиацией. ТВ7-117В предназначен для оснащения нового многоцелевого вертолета Ми-38 с повышенной грузоподъемностью. По мнению экспертов, завершение доработки ТВ7-117В открывает возможность для запуска масштабного производства востребованной в России машины.
Фото: ОДК
енеральный конструктор "ОДК-Климов" (Санкт-Петербург) Всеволод Елисеев сообщил RT, что в 2023 году предприятие доработало весь парк авиационных двигателей ТВ7-117В, обеспечив продолжение летных испытаний многоцелевого вертолета Ми-38.
По словам Елисеева, внедренные в силовой агрегат конструктивные решения позволили повысить его надежность и исключить стояночную течь.
"Повышена надежность работы маслосистемы и в полете, и на земле, обеспечена герметичность, а титановые детали центробежного компрессора были заменены на детали из хромоникелевого сплава, чем обеспечена безопасность двигателя в соответствии с современными нормами. Все изменения, внесенные в конструкцию двигателя, были одобрены Росавиацией", - заявил в беседе с RT Елисеев.
Надежность выбранных решений была подтверждена стендовыми и летными испытаниями двигателя: в 2022 году по всем двигателям семейства ТВ7-117 дополнительно было проведено более 40 специальных огневых испытаний, которые позволили удостовериться, что силовой агрегат соответствует высоким стандартам противопожарной безопасности, рассказал Елисеев.
Турбовальный ТВ7-117В был сертифицирован Росавиацией в 2018 году. К преимуществам двигателя относят самый низкий расход топлива в классе авиационных моторов мощностью до 4 тыс. л. с., интеграцию новой цифровой системы автоматического управления и контроля типа FADEC, а также отображение основных параметров работы агрегата на панели управления в кабине пилота.
Мощность двигателя на взлетном режиме - 2,80 тыс. л. с., на чрезвычайном - 3,75 тыс. л. с., удельный расход топлива на взлете - 0,205 кг/л. с., сухая масса (масса двигателя без топлива, масла и охлаждающей жидкости) - 435 кг.
Родственниками ТВ7-117В являются самолетные двигатели ТВ7-117СТ-01 для ближнемагистрального пассажирского лайнера Ил-114-300 и ТВ7-117СТ-02 для регионального самолета ТВРС-44 "Ладога". В ближайшие годы авиационная промышленность России будет массово выпускать данные машины.
"Повышает безопасность"
Как уточнил Всеволод Елисеев, в результате доработок ТВ7-117В "немного прибавил в массе", но стал более совершенным. В частности, повышенная мощность агрегата позволяет Ми-38 при необходимости поднимать на 1 т груза больше.
"По результатам комплексных сертификационных работ мощность двигателя ТВ7-117В на чрезвычайном режиме была повышена с 3,14 тыс. до 3,75 тыс. л. с. Благодаря этому удалось обеспечить проведение испытаний многоцелевого вертолета Ми-38 с увеличенной массой - до 16,5 т, что позволило повысить летные характеристики и грузоподъемность. При этом по топливной эффективности он остался одним из самых лучших в своем классе, в том числе в сравнении с зарубежными аналогами", - сказал генеральный конструктор.
Как заявил Елисеев, летные испытания ТВ7-117В и эксплуатация на Ми-38 успешно осуществляются с февраля текущего года. Одновременно "ОДК-Климов" работает над увеличением ресурсных характеристик двигателя до 6 тыс. рабочих часов.
Еще одним важным преимуществом двигателя Елисеев назвал применение цифровой системы управления в виде блока автоматического регулирования и контроля (БАРК) разработки и производства "ОДК-Климов". Этот блок управляет двигателем и контролирует параметры его работы.
"В систему внедрены различные защитные функции, в том числе противопомпажная, восстановление режимов двигателя, что повышает безопасность полетов. Также в систему входит комплекс самодиагностики, позволяющий быстро найти и устранить неисправности", - сказал собеседник RT.
Напомним, в июле пресс-служба ОДК сообщила о повышении ресурсных показателей ТВ7-117В. Изменения также были одобрены Росавиацией.
"ОДК-Климов" планово увеличил количество циклов работы мотора для обеспечения программы вертолетов Ми-38 холдинга "Вертолеты России", испытаний и дальнейшей серийной эксплуатации… Одобренные изменения являются очередными этапами плана по улучшению характеристик ТВ7-117В и всего семейства двигателей ТВ7-117", - говорится на сайте ОДК.
В настоящее время "ОДК-Климов" проводит подготовку к наращиванию производства семейства ТВ7-117. Как рассказал Елисеев, с этой целью закупается современное оборудование с программным управлением, подготавливаются кадры - инженеры и специалисты рабочих специальностей. Для изготовления двигателей планируется применять как классические, так и новые производственные технологии, включая 3D-печать.
"Новые методы позволяют снижать массу деталей и сокращать трудозатраты. Например, с помощью 3D-печати или аддитивных технологий была изготовлена лопатка входного аппарата компрессора ТВ7-117В. На одной плите выращивается до 50 лопаток. Необходимо отметить, что внедрение любой производственной технологии - это сложный процесс. Требуется одновременно решать вопросы с обеспечением и паспортизацией материала, сырьем, оборудованием и обучением персонала", - подчеркнул Елисеев.
Как отметил в разговоре с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, ключевой характеристикой ТВ7-117В является мощность на чрезвычайном режиме работы.
"Безусловной заслугой климовцев можно назвать увеличение мощности до 3,75 тыс. л. с. Она необходима не только для повышения грузоподъемности - это имеет значение и для безопасности. Такая мощность дает летчику больше возможностей управлять вертолетом, если происходят нештатные ситуации. При этом была сохранена достойная топливная экономичность, что важно для гражданских заказчиков", - сказал Гусаров.
Также, как полагает эксперт, в процессе доработки специалисты "ОДК-Климов" смогли обеспечить высокие показатели противопожарной безопасности, установив детали из стальных сплавов вместо титановых.
"На ТВ7-117В появились хромоникелевые детали. Это не шаг назад, а ответ на более высокие запросы в плане огнестойкости. Масса двигателя немного увеличилась, но никакого влияния на эффективность это не оказало", - подчеркнул Гусаров.
"Универсальная машина"
Как заявил в комментарии RT управляющий директор делового журнала "Авиатранспортное обозрение" Максим Прядушкин, завершение доработки ТВ7-117В и повышение его ресурсных показателей обеспечит обновление вертолетного парка за счет производства Ми-38. Ранее российский вертолет оснащался североамериканским силовым агрегатом PW-127T/S производства Pratt & Whitney.
"Главное, что Ми-38 получает полностью российский двигатель. В текущих реалиях Россия в принципе не может реализовывать авиастроительные программы без наличия собственных технологий в двигателестроении. ТВ7-117В позволяет развернуть производство Ми-38 в необходимых количествах по завершении летных испытаний", - пояснил Прядушкин.
По словам эксперта, Ми-38 занимает уникальную нишу между Ми-8 и сверхтяжелым транспортным вертолетом Ми-26. Такой вертолет будет удобен для перевозок на сотни километров в труднодоступных районах России.
Как сообщается на сайте холдинга "Вертолеты России", Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, а также использоваться как поисково-спасательная машина и летающий госпиталь.
"Вертолет Ми-38 может эксплуатироваться в широком диапазоне климатических условий, включая морской, тропический и холодный климаты. Благодаря использованным техническим решениям вертолет Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам", - говорится в материалах холдинга.
Пассажировместимость машины достигает 30 человек, количество людей в салоне VIP-класса - 12. Максимальная взлетная масса Ми-38 - 15,6 т, грузоподъемность в транспортной кабине - 5 т, полезная нагрузка на внешней грузовой подвеске - 5 т.
По расчетам, дальность полета Ми-38 с грузом массой 5 т составит 420 км, крейсерская скорость - 250 км/ч, практический потолок - 6,3 тыс. м.
"Благодаря мощной силовой установке, современной несущей системе и бортовому оборудованию вертолет Ми-38 превосходит аналогичные вертолеты среднего класса по летно-техническим и эксплуатационным характеристикам", - говорится в буклете холдинга, посвященном Ми-38.
В конструкции вертолета применены алюминиевые сплавы, сталь, титан и композиционные материалы. Шестилопастный несущий винт Ми-38 обеспечивает высокую тягу и значительно уменьшает вибрацию, а рулевой винт повышает характеристики управляемости и снижает уровень шума.
Как заявил в беседе с RT авиационный эксперт Дмитрий Дрозденко, Ми-38 соответствует требованиям, предъявляемым к современному вертолету.
"Ми-38 - это универсальная машина, она может выпускаться в разных модификациях. Но основополагающая, базовая версия предназначена для грузоперевозок. Прежде всего мы говорим о коммерческих перевозках, где как раз важна топливная эффективность. Сейчас планы нашей промышленности позволяют с оптимизмом смотреть на будущее Ми-38", - заключил Дрозденко.