Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 10.04.2024
Источник: "Военное обозрение"

БПЛА "Джокер-10" для усиления ПВО

Для борьбы с беспилотными летательными аппаратами противника используются самые разные огневые и радиотехнические средства. Хорошие перспективы в этом контексте также имеет идея перехвата БПЛА при помощи другого беспилотника с соответствующими летными характеристиками и боевой нагрузкой. Недавно ее реализовали в проекте FPV-беспилотника "Джокер-10", и теперь это изделие может поражать как наземные, так и воздушные цели.
Фото с сайта topwar.ru
Беспилотный перехват

Напомним, беспилотники-камикадзе серии "Джокер" разрабатываются и производятся ООО "Центр комплексных беспилотных решений" (ЦКБР) из г. Жуковский (Московская обл.) Первое изделие этой линейки представили менее года назад, в конце мая 2023 г. В дальнейшем создали и довели до производства несколько новых БПЛА такого рода. Так, в конце марта сообщили о появлении беспилотника "Джокер-10" с расширенными возможностями.

"Джокеры" всех модификаций представляют собой квадрокоптеры с радиоуправлением и курсовой камерой. Они имеют высокие для своего класса летные характеристики и могут нести боевые части. Первые модели семейства предназначались для работы по наземным целям, а в последнем проекте предусмотрели новые боевые задачи.

Как сообщается, при разработке "Джокера-10" продумали и реализовали возможность атаки воздушных целей – теперь БПЛА может использоваться в качестве средства противовоздушной обороны. Для этого разработана новая боевая нагрузка особого рода. Поражение воздушной цели осуществляется потоком осколков от необычного боеприпаса собственной разработки.

Беспилотник-перехватчик уже прошел испытания на базе Государственного казенного Научно-испытательного полигона авиационных систем и подтвердил свои характеристики. В рамках испытаний в качестве учебной цели использовались БПЛА самолетного типа. "Джокер-10" под управлением подготовленного оператора успешно наводился на такую цель и применял БЧ. Используя боевую нагрузку, сам беспилотник оставался цел и сохранял устойчивость.

В ЦКБР считают, что "Джокер-10" с противовоздушной нагрузкой имеет большие перспективы и должен заинтересовать заказчиков, а также найти применение на фронте. Как сообщается, некоторые организации уже обратили внимание на эту разработку, и в ходе недавних испытаний их представители осваивали технику.

Материальная часть

Как и другие FPV-беспилотники, "Джокер-10" отличается определенной простотой конструкции. Он построен по схеме квадрокоптера и собирается из доступных на рынке компонентов и деталей собственного производства. Получившаяся воздушная платформа способна нести до 5 кг полезной нагрузки. С полным грузом беспилотник развивает скорость до 100 км/ч, без нагрузки – вдвое больше.

ЦКБР разработал обновленную систему управления БПЛА и включил в нее т.н. гибернатор. При необходимости, беспилотник в боевом положении может переходить в режим ожидания и оставаться на месте до поступления команды на взлет. Время ожидания летом достигает 1 месяца, в холодное время года – до 1 недели. При этом обнаружить "спящий" БПЛА крайне трудно.

Беспилотник-камикадзе "Джокер-10" может нести разные варианты боевой нагрузки. Для борьбы с воздушными целями создан оригинальный боеприпас. Его выполнили на основе гильзы от авиационной ложной тепловой цели. Вместо пиротехнического состава в нее поместили заряд взрывчатого вещества и готовые поражающие элементы. По команде оператора производится зажигание и происходит выстрел. Точные параметры боеприпаса пока не сообщаются.

В ходе недавних испытаний БПЛА "Джокер-10" нес шесть таких боеприпасов. Опытный беспилотник показал возможность применения такой нагрузки без риска для собственной конструкции. Кроме того, выстрел не нарушал устойчивость и позволял продолжать полет и выполнение задач. После израсходования боекомплекта БПЛА может совершить таран.

В составе ПВО

В настоящее время для борьбы с разведывательными и ударными БПЛА противника применяются зенитные комплексы разных типов, а также средства радиоэлектронной борьбы. В ходе текущей Спецоперации ЗРК / ЗРПК и РЭБ самым наглядным образом показывают свои возможности – украинские формирования массово запускают различные БПЛА, и лишь единицы пробиваются через нашу ПВО.

По задумке разработчиков, изделие "Джокер-10" в версии перехватчика должно дополнять традиционные средства ПВО. Беспилотник в такой комплектации имеет несколько важных особенностей и преимуществ, которые позволят ему эффективно поражать беспилотные воздушные цели и вносить свой вклад в войсковую и объектовую ПВО в целом.

Прежде всего, в ЦКБР упоминают экономическую составляющую. Ударные беспилотники противника зачастую не отличаются сложностью и дороговизной. На их перехват приходится тратить более дорогие зенитные ракеты, и безопасность объектов обходится дороже, чем могла бы. Применение "зенитного" беспилотника позволяет снизить стоимость перехвата до минимума. При этом цена одной зенитной ракеты эквивалентна цене достаточно большого числа БПЛА.

FPV-беспилотники, в основе которых лежат гоночные конструкции, имеют высокие скоростные и маневренные характеристики. За счет этого они способны успешно наводиться на ударные БПЛА, летящие с ограниченной скоростью и неспособные к маневру. Впрочем, эффективность такого наведения зависит, в первую очередь, от навыков оператора. При всем этом, по скорости и маневренности беспилотник-перехватчик проигрывает зенитным ракетам – но их преимущества в летных данных избыточны при борьбе с большинством БПЛА.

Как ракеты, так и беспилотные перехватчики, имеют очевидное преимущество перед системами РЭБ. При помощи помех подавляются радиосигналы спутниковой навигации и связь БПЛА с оператором. Однако воздушная цель может иметь инерциальную навигацию и двигаться по заранее заложенному маршруту. В этом случае она становится невосприимчивой к помехам, и ее можно только сбить.

Очевидно, что перехват воздушных целей при помощи БПЛА имеет и недостатки. В первую очередь, это ограниченная дальность полета FPV-беспилотника. Если он не сможет встретиться с целью или догнать ее, вылет завершится неудачей. Кроме того, возникают вопросы организационного характера. Необходимо обеспечить слежение за воздушным пространством и выдачу целеуказания расчетам беспилотных перехватчиков. Возможно, эти задачи будут решаться при помощи существующих средств управления войсковой ПВО.

Перспективное направление

В целом идея применения БПЛА в качестве дополнительного средства ПВО логична и имеет определенные перспективы. При этом "Джокер-10" от ЦКБР не является единственной отечественной разработкой такого рода. Аналогичные идеи предлагаются и другими организациями. Кроме того, на фронте проводятся собственные эксперименты и полевые испытания.

В последние месяцы из зоны проведения Спецоперации неоднократно поступали видеозаписи, показывающие перехват БПЛА противника при помощи беспилотников. В этих эпизодах целью обычно являлись крупные мультикоптеры с ограниченными летными данными, а их поражение осуществлялось легкими маневренными FPV-аппаратами. Нынешний проект от ЦКБР развивает подобные идеи. При этом необходимые решения закладываются уже на стадии разработки БПЛА, что должно дать известные преимущества.

В недавнем прошлом компания Zala Aero, выпускающая барражирующие боеприпасы "Ланцет", предложила концепцию т.н. воздушного минирования. Эта идея предусматривает боевое дежурство БПЛА в заданном районе с отслеживанием обстановки и поиском целей. При обнаружении воздушной цели, барражирующий боеприпас должен выполнять перехват. Предполагалось, что воздушное минирование будет эффективно как против полноценной авиации, так и против беспилотников.

Таким образом, промышленность и войска уже имеют наработки по теме беспилотников-перехватчиков и готовы реализовывать их, а также доводить до применения на практике. При успешном решении задач производства и поставок, войска смогут получить массовые и достаточно простые средства ПВО принципиально нового типа.

Очевидно, что беспилотники-перехватчики не могут решать все задачи противовоздушной обороны, и в армии должны оставаться системы иных классов. Однако одновременное применение существующих и перспективных РЛС, ЗРК, ЗРПК и РЭБ вместе с БПЛА должно обеспечить прирост эффективности ПВО в ряде характерных ситуаций.

Воспользуется ли наша армия появившейся возможностью, и как именно могут внедряться новые средства, покажет время. Также в будущем станет ясно, насколько эффективным в реальной обстановке является "Джокер-10" с особым противовоздушным боеприпасом.

  Кирилл Рябов

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Анонс мероприятий
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
16 янв 2025
Пермские ученые придумали новый тест для повышения надежности авиадвигателей
16 янв 2025
Базовый авиаперевозчик Норильска планирует приобрести 10 самолетов МС-21
15 янв 2025
В РФ запустили серийное производство дрона "Князь Вандал" с тепловизором
15 янв 2025
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
15 янв 2025
Российские ученые разработали сверхпластичные титановые сплавы для авиаотрасли и медицины
14 янв 2025
В России тестируют новые технологии для снижения аварийности самолетов
14 янв 2025
Производство самолетов Boeing за год оказалось вдвое ниже Airbus
14 янв 2025
США нарастили импорт из России комплектующих для самолетов
13 янв 2025
Ученые Пермского Политеха разработали способ обшивки авиадвигателя из температуроустойчивого материала
13 янв 2025
Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности
13 янв 2025
Airbus: заказы на лайнеры в 2024 году упали в 2,6 раза – до 878 самолетов
13 янв 2025
«Аэронекст»: жизнь разработчиков БАС упростится при прохождении независимой инспекции
13 янв 2025
Airbus в 2024 году увеличил поставки на 4% до 766 самолетов
10 янв 2025
Первые серийные учебно-тренировочные самолеты УТС-800 переданы в Минобороны России
10 янв 2025
В МАИ разработали стратегию развития университета
10 янв 2025
Новосибирск станет столицей российских беспилотников
28 дек 2024
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
28 дек 2024
Ростех объявил лауреатов III премии Тихомирова
28 дек 2024
Томская область в феврале начнет серийное производство БПЛА в созданном НПЦ
27 дек 2024
С наступающим Новым годом и Рождеством!
27 дек 2024
Минпромторг рекомендовал доработать конструкцию шасси SSJ-100
27 дек 2024
Владимир Гутенёв и Михаил Погосян встретились с победителями Национальной научно-технической конференции
27 дек 2024
Итоги первого года работы передовой инженерной школы подвели в РГАТУ имени П.А. Соловьева
27 дек 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
15 янв 2025
Двигатели ОДК обеспечили 15 пусков ракет-носителей «Союз» в 2024 году
14 янв 2025
НЦМУ «Сверхзвук» - «Искусственный интеллект и безопасность полётов»: итоги работ специалистов ГосНИИАС за 2024 год
13 янв 2025
Губернатор Пермского края встретился с председателем Пермского регионального отделения СоюзМаш России
13 янв 2025
Дети сотрудников ОДК из новых регионов провели зимние каникулы в Москве
30 дек 2024
«Косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
28 дек 2024
Город начинается с ЦАГИ: развивая туристическую привлекательность наукограда Жуковского
28 дек 2024
Будущие инженеры ОДК изучили технологию искусственного интеллекта на стажировке в Китае
28 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС выступили на форуме "Человеческий фактор в авиации"
28 дек 2024
Авиамоделисты ЦАГИ стали лучшими на международном турнире
27 дек 2024
На НАЗ «Сокол» создается корпоративный Центр компетенций по литейному производству
27 дек 2024
ЦАГИ заключил соглашение с Санкт-Петербургским политехническим университетом П
27 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС награждены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени
26 дек 2024
ЦАГИ провел III Научно-практическую конференцию аспирантов
26 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили запуск ракеты-носителя со спутником «Ресурс-П»
25 дек 2024
Эксперты обсудили развитие авиастроительной отрасли
25 дек 2024
Технопарк ЦАГИ продемонстрировал дистанционные технологии обучения студентам РАНХиГС
24 дек 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-57 и Су-34
24 дек 2024
Мера ответственности: подразделению измерительной техники и метрологии ЦАГИ – 80 лет
23 дек 2024
Объявлены победители конкурса «Будущее авиации»
23 дек 2024
Импортозамещение авионики и создание перспективных комплексов БРЭО обсудили на Комитете СоюзМаш России
23 дек 2024
«РТ-Техприемка» обучила сотрудников «Вертолеты России» системе менеджмента бережливого производства
23 дек 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС удостоен ордена Дружбы
20 дек 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в IV Всероссийском форуме "Академические Жуковские чтения"
20 дек 2024
В Госдуме наградили трудовую династию вертолетостроителей из Улан-Удэ
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».