"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
Тенденции развития вертолетной техники требуют от разработчиков глубоко решать задачи, связанные с аэродинамикой, повышением летно-технических характеристик (скорость, дальность, продолжительность полета), а также эксплуатационных и функциональных характеристик, отвечающих за безопасность полета. В последние годы перед разработчиками винтокрылых летательных аппаратов также стоит задача обеспечить транспортную доступность и перевозки в отдаленные регионы России. Комплексную подготовку специалистов для создания винтокрылых летательных аппаратов нового поколения осуществляют на обновленной кафедре 102 "Проектирование вертолетов" института №1 "Авиационная техника" Московского авиационного института (МАИ) в интересах холдинга "Вертолеты России" Госкорпорации Ростех.
Фото: rostec.ru
Сегодня кафедра "Проектирование вертолетов" МАИ отвечает актуальным трендам развития вертолетной техники на перспективу до 2050 года. Ее основной задачей стало создание современной научно-образовательной среды на единой интегрированной проектно-исследовательской платформе кафедры и АО "НЦВ Миль и Камов" (входит в холдинг "Вертолеты России"). Возглавил кафедру заместитель исполнительного директора по науке и инновационному развитию АО "НЦВ Миль и Камов", доктор технических наук, профессор Александр Бельский.
"МАИ имеет богатую историю в подготовке первоклассных специалистов в области авиации и является центром академического и технологического превосходства. У Корпорации Ростех и Московского авиационного института выстроено многолетнее, плодотворное сотрудничество. Для студентов и исследователей МАИ это партнерство предоставляет уникальную возможность работать над реальными задачами и вносить свой вклад в передовые технологии. Совместные научно-исследовательские работы сосредоточены на различных направлениях, таких как разработка новых технологий и материалов для авиации, повышение безопасности и эффективности полетов, исследование будущих тенденций в авиации, а также работа над космическими технологиями. Работа на кафедре "Проектирование вертолетов" строится на совершенствовании образовательного, научно-исследовательского и инновационного направлений", - сказала управляющий директор по кооперации науки и бизнеса Госкорпорации Ростех Елена Дружинина.
Специалисты кафедры занимаются проведением аэродинамических расчетов, формированием конструктивно-компоновочных решений технических обликов вертолетов, специальными расчетами для критических режимов эксплуатации техники, например срывное обтекание лопастей, левое вращение, посадка на палубу и т.д.
"Подготовка высококвалифицированных специалистов, способных стать лидерами изменений в авиационно-космической отрасли, - это комплексная задача, решить которую можно лишь в постоянном взаимодействии системы образования с индустрией. Этот принцип лежит в основе образовательных подходов МАИ. Тесная кооперация с индустрией позволяет нашим студентам уже на этапе обучения погружаться в реальные задачи и проекты, получая компетенции, которые будут необходимы им в профессиональной деятельности. Важно отметить, что сегодня продуктом становится не летательный аппарат, а весь жизненный цикл изделия. И от выпускников требуется умение управлять всем жизненным циклом: необходимо уже на начальном этапе оценивать стоимость и эксплуатационные возможности летательного аппарата, создавать систему сервиса. В этом направлении мы и работаем с нашими партнерами при реализации образовательных программ кафедры", - говорит ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян.
В 2024-2025 годах на кафедре планируется создать четыре новые лаборатории: по аэродинамике и динамике полета винтокрылых летательных аппаратов, по комбинированным электроэнергетическим силовым установкам и трансмиссиям, по комплексным системам диагностики и прогностики технического состояния винтокрылых летательных аппаратов и по комплексным системам управления.
Для совершенствования учебного процесса, организации и проведения научных и предпроектных исследований в 2023 году холдинг "Вертолеты России" передал для размещения в лабораторном корпусе кафедры МАИ образцы современной вертолетной техники: вертолет "Ансат" (АО "Казанский вертолетный завод"), вертолет Ка-226Т (АО "НЦВ Миль и Камов"), салон вертолета Ми-38 (АО "НЦВ Миль и Камов"), моделирующий комплекс - кабину вертолета Ми-28. Все образцы работоспособны и будут использованы как в учебной, так и в научной деятельности кафедры.
Большие планы у специалистов кафедры и на расширение взаимодействия с научными центрами других вузов. Уже ведутся предварительные обсуждения по проведению совместных работ с МФТИ в части внедрения искусственного интеллекта и нейросетевых технологий в перспективные системы бортового оборудования вертолетов, с МГТУ им. Н.Э. Баумана в части внедрения многоспектральных комбинированных систем технического зрения и роботизации вертолетных комплексов, с МГУ им. М.В. Ломоносова в части развития математического аппарата для применения в численных методах при аэродинамических и прочностных расчетах.
Кроме того, в настоящее время уже подготовлены две новые программы дополнительного профессионального образования "Проектирование, аэродинамика и прочность винтокрылых летательных аппаратов классических и перспективных схем" и "Этапы жизненного цикла современных и винтокрылых летательных аппаратов".
"В 2025-2026 годах указанные программы дополнительного образования будем актуализировать и расширять в соответствии с тенденциями развития винтокрылой техники и эксплуатационными требованиями к ней. С учетом дальнейшего развития кафедры 102 в 2025-2027 годах у МАИ есть планы развивать филиалы кафедры 102 в интересах ПАО "Роствертол" и АО "ААК "Прогресс", а также АО "КумАПП". Все предприятия являются серийными заводами холдинга "Вертолеты России", - рассказывает Александр Бельский.
Совместно с АО "НЦВ Миль и Камов" на кафедре будет сформировано студенческое научно-конструкторское бюро, где будут выполняться комплексные предпроектные исследования и научно-исследовательские проекты по формированию обликов перспективных беспилотных и опционально-пилотируемых вертолетов. Кроме того, планируется существенно расширить учебно-методическую деятельность кафедры в области как базового образования, так и дополнительного профессионального образования. Также в планах - активно включиться в процесс формирования обликов линейки скоростных ВКЛА, разработка которых началась в АО "НЦВ Миль и Камов".