Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 17.04.2024
Источник: Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"

Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению

Советник генерального директора НИЦ "Аэроскрипт" Владислав Шифрин поделился своим видением роли деконфликтинга в обеспечении безопасности полетов, а также рассказал, как технологические прорывы могут изменить правила игры в авиационной индустрии. С учетом последних разработок и стандартизации систем DAA, мы обсудили, что требуется от операторов и регуляторов для эффективной интеграции этих систем в Российской Федерации.
При какой интенсивности полетов нужен деконфликтинг?

Следует говорить не об интенсивности ВД, а об уровне рисков. Интенсивность ВД - один из факторов определяющих уровень рисков, а риск - это комбинация интенсивности опасных событий и тяжести последствий. Интенсивность ВД будет определять количество потенциальных конфликтов. Тяжесть последствий будет определяться другими факторами: участниками ВД, наземными объектами, инфраструктурой в зоне полета. Например, если участники - небольшие дроны, а на земле нет людей, тяжесть последствий небольшая. А если в потенциальные конфликты вовлечены пилотируемые ВС или полеты происходят над городом, то риски очень высокие.

Риск-ориентированный подход говорит, в частности, что нет смысла платить за деконфликтинг, если риски небольшие. И наоборот, необходимы очень жесткие меры обеспечения безопасности, если риски высокие.

Также необходимо иметь в виду, что технологические меры деконфликтинга могут предоставляться на разных фазах полета. Чем ближе к точке конфликта, тем, обычно, выше затраты. Поэтому для условий низких рисков достаточно мер стратегического деконфликтинга - только на этапе до взлета.

Для эксплуатационных окружений высоких рисков уже нужны меры предупреждения столкновений в воздухе на основе данных высококачественного наблюдения с гарантированными характеристиками предупреждения и разрешения конфликтов. И эти характеристики должны быть подтверждены в процессе сертификационных испытаний.

На каком уровне в мире сейчас внедрение процедур деконфликтинга? Где оно уже работает?

Если говорить вообще об авиации, то деконфликтинг работает уже несколько десятилетий в составе систем УВД. На тактическом уровне - в виде диспетчерских указаний пилотам на основе данных наземных систем наблюдения (таких как моноимпульсные вторичные радиолокаторы и многопозиционные системы наблюдения). Их цель - обеспечить безопасные интервалы. Если же диспетчерское обслуживание оказалось неэффективным по каким-то причинам, то деконфликтинг обеспечивается обязательными для исполнения рекомендациями бортовых систем предупреждения столкновений (БСПС) в воздухе (TCAS II/ACAS-Xa), которые начинают срабатывать, когда до столкновения остается от 30 до 60 секунд.

Что касается беспилотного воздушного движения, то на тактическом уровне, деконфликтинг должен обеспечиваться системами DAA (Detect-And-Avoid), которые наследуют требования частично от диспетчерского обслуживания и большей частью - от БСПС. Требования к системам DAA определяются эксплуатационным окружением, включая: остаточные риски от мер деконфликтинга предыдущего уровня, требования к интероперабельности с уже существующими системами наблюдения, техническими средствами, обеспечивающими информационные протоколы координации маневров, летно-технические характеристики БВС-носителей, их способность принять на борт аппаратные средства (размер, масса, энергопотребление, стоимость) и др.

Системы DAA находятся в процессе стандартизации с разным успехом для разных назначений.

НИЦ "Аэроскрипт" разрабатывает сервис деконфликтинга для беспилотников, а пользоваться им будут те, кто эксплуатируют дроны, и кто контролируют использование воздушного пространства. Что от них требуется для того, чтобы сервис деконфликтинга работал в РФ?

Прежде всего, необходимо сформулировать правила полетов для беспилотников в разных эксплуатационных окружениях, а также требования к деконфликтингу и правила сертификации (или правила другой процедуры одобрения).

Мы уже некоторое время говорим о том, что бòльшая часть будущих операций БВС будет использовать новые правила полетов (Правила цифрового полета), которые предполагают, что пилот получает информацию деконфликтинга от автоматизированных систем и осуществляет самоэшелонирование. А для автономных операций (совсем без пилота) информация деконфликтинга будет предоставлена напрямую системам управления БВС.

Деконфликтинг - это информационный сервис, его выходная информация - это оповещения о конфликтах и рекомендации по маневрированию. Качественная информация может получиться только из качественных данных. И наоборот - на основе неверных данных принимаются неверные решения.

Поэтому, первоочередная технологическая задача - обеспечить требуемые характеристики технических средств наблюдения, навигации и связи (CNS), которые являются основой для получения базовых данных для алгоритмов тактического деконфликтинга.

Все ВС, потенциально вовлеченные в конфликты - и беспилотные, и пилотируемые - должны быть оборудованы совместимыми средствами кооперативного наблюдения. Это является необходимым условием. Другим важным фактором является совместимость рекомендаций для участников конфликта и обязательность их исполнения. Это требует определенных правил при разработке и использовании систем деконфликтинга.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
7 фев 2025
Новый отечественный томограф повысит контроль качества аддитивный деталей
7 фев 2025
Началась планетарная "гонка беспилотников"
7 фев 2025
Форум NAIS-2025: Развитие отечественного самолетостроения теперь не остановит даже отмена санкций
7 фев 2025
В Комсомольске-на-Амуре построят центр со сборкой двигателей для SJ-100
7 фев 2025
В Иркутске приступили к проверке систем импортозамещенного самолета МС-21 под током
7 фев 2025
На NAIS обсудили задачи в сфере развития беспилотников на 2025 год
7 фев 2025
В России создали систему на основе искусственного интеллекта для предотвращения авиакатастроф
6 фев 2025
Глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил о запросах из-за рубежа на поставки Ил-76
6 фев 2025
Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов заявил о недопустимости ошибок в строительстве самолетов
6 фев 2025
Первый в России сертифицированный агробеспилотник S-80 показали на выставке NAIS-2025
6 фев 2025
К взлету готовы
5 фев 2025
В филиале ПАО «Ил» – Авиастар увеличился выпуск комплектов реверсивных устройств и сопел для двигателей самолетов
5 фев 2025
На ВАСО запустили современный мобильный центр обработки данных
5 фев 2025
Введен в действие стандарт на цифровые двойники авиадвигателей
5 фев 2025
БГТУ и Московский авиационный институт обсудили взаимодействие при подготовке специалистов по беспилотникам
5 фев 2025
Эксперт оценил перспективы использования биотоплива в авиации
4 фев 2025
Ростех: в авиационном двигателе ПД-14 применены передовые технологии и современные материалы
4 фев 2025
Китай испытал двигатель для военного самолета со скоростью 4 Маха
4 фев 2025
Для Су-27 разобрали стену: что хранит самая необычная лаборатория НГТУ
4 фев 2025
Вячеслав Федорищев поздравил сотрудников "Авиакора" с 95-летием завода
3 фев 2025
Минпромторг: выпуск гражданских беспилотников в 2024 году вырос в 2,5 раза
3 фев 2025
В Казани за год произвели более 50 гражданских вертолетов
3 фев 2025
Оборудование "Росэлектроники" обеспечит пожарную безопасность новых отечественных авиалайнеров
3 фев 2025
Концерн «Калашников» представил гражданские БПЛА на «Технофесте»
7 фев 2025
Новейший Су-57Э впервые примет участие в международной выставке Aero India 2025
7 фев 2025
ОАК принимает участие в НАИС 2025
7 фев 2025
В ОДК-УМПО подготовили почти 1000 специалистов востребованных профессий в 2024 г.
7 фев 2025
ГосНИИАС представил инновационные решения на стратегической сессии по применению искусственного интеллекта
6 фев 2025
ОДК представила новейший двигатель ПД-8 на выставке NAIS-2025
6 фев 2025
КРЭТ впервые представит на NAIS стенд для проверки цифровой связи самолетов
6 фев 2025
Двигатель ОДК обеспечил запуск ракеты «Союз-2.1в» с космодрома Плесецк
5 фев 2025
Научный компас ЦАГИ
5 фев 2025
ЦИАМ приглашает принять участие в ICAM-2025
4 фев 2025
ОДК-СТАР вручили Премию первых за развитие производства
4 фев 2025
В ГосНИИАС стартовал курс факультативных занятий по изучению основ искусственного интеллекта для тверских суворовцев
4 фев 2025
«Хочется приехать еще!»: школьник побывал в центре авиационной науки в рамках акции «Елка желаний»
4 фев 2025
На Саратовском предприятии КРЭТ внедрена жилищная программа
3 фев 2025
ОДК-Сатурн расширяет знания школьников о профессиях в двигателестроении
31 янв 2025
Студенты Высшей школы системного инжиниринга посетили научные лаборатории ГосНИИАС
31 янв 2025
На ПК «Салют» школьники выполнили задания чемпионата по физике «Построй карьеру в ОДК»
30 янв 2025
ОДК-Сатурн готовит высококвалифированных специалистов в передовой инженерной школе РГАТУ
29 янв 2025
Подведены итоги конкурса имени профессора Н.Е. Жуковского за 2024 год
29 янв 2025
ОДК внедряет новый отечественный стандарт по разработке цифровых двойников авиадвигателей
29 янв 2025
Издательство ЦИАМ выпустило две юбилейные книги
29 янв 2025
Цифровое небо Самарской области: новая эра беспилотной авиации
29 янв 2025
В ЦИАМ разработали предварительный национальный стандарт по цифровым двойникам двигателей
28 янв 2025
Новая «Электронная птица» самолета МС-21-310 готовится к выполнению виртуальных полетов в интересах сертификации
28 янв 2025
Предприятие «Салют» импортозамещает оборудование для производства авиадвигателей
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».