Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 17.04.2024
Источник: "Военное обозрение"

БПЛА MQ-25A может стать боевым

С 2021 г. авиация военно-морских сил США эксплуатирует тяжелые беспилотные летательные аппараты MQ-25 разработки компании Boeing. Эта техника используется в качестве воздушных заправщиков, обеспечивающих деятельность боевых самолетов. При этом компания-разработчик напоминает о принципиальной возможности расширения круга решаемых задач и превращения беспилотника-танкера в носитель ударного вооружения.
изображение с сайта topwar.ru
Эволюция идей

Проработка концепции перспективного тяжелого палубного БПЛА для ВМС США началась еще в середине двухтысячных годов в рамках программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike). Целью работ являлось создание беспилотника, способного нести разведывательную аппаратуру и вооружения. В целом речь шла о боевой машине, способной дополнить существующие истребители-бомбардировщики морской авиации.

Перед разработчиками UCLASS ставились слишком сложные задачи, что предопределило судьбу программы. Она оказалась слишком сложной и дорогой. Кроме того, участники работ вышли за установленные временные рамки. Из-за всего этого в середине десятых годов программу приостановили, а затем вовсе закрыли.

Впрочем, наработки по UCLASS не пропали. В 2016 году Пентагон запустил аналогичный, но менее сложный проект под обозначением CBARS (Carrier-Based Aerial-Refueling System). Теперь от подрядчиков требовалось создать беспилотник с функцией заправщика, способный передавать топливо другим летательным аппаратам. Заявки на конкурс CBARS подали четыре ведущие авиастроительные компании США. Разработка предварительных проектов для этого не заняла много времени, т.к. использовались решения из предыдущей программы.

В августе 2018 г. победителем конкурса была объявлена компания Boeing. Ей выдали контракт стоимостью более 800 млн долл. на завершение разработки и строительство четырех опытных БПЛА. На эти работы давалось шесть лет. В 2020-м появился дополнительный заказ на три беспилотника со сдачей в середине десятилетия. Будущие летательные аппараты получили индекс MQ-25A и название Stingray ("Морской скат").

Первые успехи

В отличие от UCLASS, программа CBARS оказалась успешной и в целом справляется с поставленными задачами. Так, в сентябре 2019 г. первый опытный MQ-25 впервые поднялся в воздух. С 2020 г. осуществлялись испытательные полеты беспилотников с подвесным агрегатом дозаправки в воздухе. В июне 2021 г. опытный БПЛА впервые передал топливо истребителю F/A-18E/F. В дальнейшем прошли аналогичные испытания с участием другой техники палубной авиации, включая новейший самолет F-35C.

К настоящему времени в составе ВМС США сформирована первая эскадрилья БПЛА MQ-25A. Она достигла начальной оперативной готовности осенью 2021 г., и сейчас с ее помощью нарабатывают опыт эксплуатации новой техники. Также запланировало создание двух новых подразделений. В средней перспективе флот хочет приобрести 76 "Скатов" и сделать их полноценной составляющей морской авиации.

Боевой потенциал

В существующем виде БПЛА Stingray может выполнять только дозаправку в воздухе, для чего несет соответствующее оснащение. В то же время, прямая связь программ CBARS и UCLASS дает принципиальную возможность расширения круга решаемых задач. В первую очередь, беспилотник предлагают сделать ударным.

На днях в США состоялась очередная выставка Sea Air Space, организованная Военно-морской лигой. В ходе этого мероприятия различные организации и компании показали свои последние разработки, как уже известные образцы, так и перспективные концепты. В частности, любопытный экспонат присутствовал на стенде компании Boeing.

Компания представила макет БПЛА MQ-25A с нехарактерным оснащением. Под носовой частью фюзеляжа поместили сферическую оптико-электронную станцию разведки. На подкрыльевых узлах подвески вместо штатных заправочных агрегатов присутствовали две ракеты "воздух-поверхность" AGM-158C LRASM.

Такой макет показывает, что "Боинг" рассматривает возможность дальнейшего развития существующего БПЛА, в т.ч. за счет придания ему новых функций. Первой, предсказуемо, предлагается разведывательно-ударная модификация, способная нести современное ракетное вооружение.

По всей видимости, ударный вариант MQ-25A пока существует только в виде общей концепции, некоторых наработок и макета для выставок. Дальнейшая судьба такой версии БПЛА зависит от потенциального заказчика в лице ВМС США. Если они решат вернуться к идеям программы UCLASS, то Boeing сможет предложить им боевой беспилотник на готовой базе. Применение существующей и отработанной платформы значительно упростит и ускорит все последующие работы.

Технические аспекты

С технической точки зрения MQ-25 Stingray представляет собой полноразмерный беспилотный самолет с возможностью установки разных полезных нагрузок. Он имеет фюзеляжа характерной формы с максимальным внутренним объемом, стреловидное крыло и V-образное оперение. Для применения на авианосцах крыло выполнено складным.

Общая длина БПЛА достигает 15,5 м, размах крыла - 22,9 м. Масса конструкции не уточняется. При этом сообщается максимальная полезная нагрузка в конфигурации заправщика - 15 тыс. фунтов (6,8 т). При помощи турбореактивного двигателя Rolls-Royce AE 3007N беспилотник развивает скорость более 600-620 км/ч. Боевой радиус при полной нагрузке - 500 морских миль или 925 км.

MQ-25 оснащен системой управления с автономным режимом и возможностью выполнения команд оператора. Авионика аппарата построена с учетом решения задач дозаправки в воздухе - она обеспечивает взаимодействие с заправляемым бортом и передачу ему топлива. Для внедрения других функций, вероятно, требуется обновление программного и аппаратного обеспечения.

Палубные беспилотные заправщики MQ-25A оснащаются заправочным агрегатом Aerial Refueling Store производства компании Cobham; это устройство помещается на пилоне под левым полукрылом. В торпедообразном корпусе такого изделия находятся барабан со шлангом и конусом, а также насос для выдачи топлива. Само топливо перевозится в собственных баках беспилотника, под которые отдана значительная часть объемов фюзеляжа.

Согласно последним сообщениям, пара точек подвески под крылом может использоваться и для размещения вооружения. Макет с недавней выставки показывает возможность подвески ракет LRASM. Вероятно, боевой вариант MQ-25 сможет нести и иное вооружение, если габариты и масса изделия соответствуют возможностям аппарата.

При этом возникают вопросы иного характера. Для применения вооружений, вне зависимости от их класса, нужны средства обнаружения и целеуказания. На малых и средних дальностях БПЛА сможет обойтись штатной ОЭС. Дальнобойное вооружение, в свою очередь, потребует более сложных средств. В частности, для ракеты LRASM заявлена дальность полета более 900 км, и ее носителю требуется известная помощь извне.

Возможно, боевые "Скаты" будут работать группами. В таком случае одни беспилотники возьмут на себя задачи обнаружения и целеуказания, а другие будут нести ракеты. Кроме того, MQ-25 должен будет работать и с другими средствами разведки, получая от них необходимую информацию.

Направления развития

Таким образом, ВМС США проявляют большой интерес к тяжелым БПЛА и стараются развивать это направление. Однако, несмотря на все усилия, пока до эксплуатации дошел только один крупный беспилотник, причем вспомогательного назначения. Не без труда такую технику научили осуществлять дозаправку, тогда как от решения боевых задач отказались.

Теперь компания Boeing предлагает вновь вернуться к идее разведывательно-ударного БПЛА для палубной авиации. С целью экономии она предлагает выполнить его на базе существующего образца и оснастить необходимыми средствами, в т.ч. вооружением. По всей видимости, технические возможности такого рода уже есть, но окончательное решение остается за Пентагоном. Ранее он выразил свое мнение по этому поводу, заменив программу UCLASS более простой CBARS. Изменились ли взгляды ведомства за прошедшие годы, неизвестно.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
27 мая 2024
МС-21 выполнил автоматическую посадку по категории IIIA ICAO на российских двигателях ПД-14
27 мая 2024
NASA обещает, что экспериментальный сверхзвуковой самолет поднимется в небо в конце года
27 мая 2024
Серийное производство российско-белорусского самолета "Освей" может начаться в 2027 году
27 мая 2024
На Авиастаре побывали студенты Самарского университета
27 мая 2024
Улан-Удэнский авиазавод направит на целевое обучение в 2024 году 90 человек
27 мая 2024
ВВС США опубликовали новые фотографии бомбардировщика-невидимки B-21
27 мая 2024
В Перми нашли способ уменьшения брака при изготовлении лопаток перспективных двигателей
24 мая 2024
В Воронеже на создание проекта мотогондол для российских самолетов направят 10,5 млрд рублей
24 мая 2024
Канадские производители БПЛА Drone Delivery Canada и Volatus Aerospace объединяются
24 мая 2024
Сотрудники ИРНИТУ провели эксперименты по применению запатентованного сверла для сборки агрегатов самолета SJ-100
24 мая 2024
Почти 300 самолетов Boeing 777 могут взорваться в воздухе из-за неисправности
23 мая 2024
ОАК активизирует внедрение отечественной PLM-платформы для проектирования авиационной техники
23 мая 2024
Сергей Лавров: Россия из-за санкций США активно работает над импортозамещением в авиаотрасли
23 мая 2024
Сделано в НГТУ НЭТИ: вуз презентовал беспилотник "САРМА"
23 мая 2024
Н-20 против В-21: кто кого и за сколько?
22 мая 2024
ОАК надеется, что самолеты РФ будут использоваться также долго, как Boeing и Airbus
22 мая 2024
Учёные МАИ предложили новый способ борьбы с обледенением самолётов
22 мая 2024
В России разработают новые полярные беспилотники
22 мая 2024
Эксперты рассказали о возможностях истребителя-бомбардировщика Су-34
21 мая 2024
Почти 1 тыс. самолетов поставят гражданской авиации в России до 2030 года
21 мая 2024
Разработчик сообщил, что БПЛА Supercam S350M стал более устойчив к средствам РЭБ ВСУ
21 мая 2024
РГАТУ имени П.А. Соловьева и РТУ МИРЭА расширяют сотрудничество
21 мая 2024
В ПАО «Яковлев» будут обучать специалистов, не относящихся к авиационному персоналу
21 мая 2024
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков
27 мая 2024
В ОДК заменяют натурные испытания авиадвигателей математическим моделированием
27 мая 2024
В ГосНИИАС пройдет семинар «Средства разработки критических по безопасности систем»
27 мая 2024
В ОДК-СТАР ждут победителей олимпиады «Звезда»
27 мая 2024
Сотрудники ЦАГИ приняли участие в X Казанском марафоне - 2024
24 мая 2024
Ростех поставил два новых Ми-8МТВ-1 для работы в Арктике
24 мая 2024
Научный руководитель ЦАГИ – в программе «Поздняков» телеканала НТВ
24 мая 2024
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в конференции «Транспортное и специальное тренажеростроение»
24 мая 2024
На предприятии "Салют" молодежь вовлекают в решение научных и производственных задач
24 мая 2024
В ОДК-УМПО расширена программа социальной поддержки сотрудников
23 мая 2024
ОАК активизирует внедрение отечественной PLM-платформы для проектирования авиационной техники
23 мая 2024
ОДК представляет проекты по цифровой трансформации на конференции ЦИПР
23 мая 2024
Состоялось празднование юбилея научного руководителя ГосНИИАС Е.А. Федосова
23 мая 2024
Молодые специалисты ГосНИИАС стали призерами «Гагаринских чтений»
23 мая 2024
КВЗ принимает заявки на целевое обучение в проект "Крылья Ростеха"
22 мая 2024
В СибНИА продолжаются работы по исследованию применимости принципов бионического дизайна в авиастроении
22 мая 2024
ЦАГИ продолжает исследования по созданию магистрального самолета нового поколения
22 мая 2024
«Вертолеты России» увеличат набор студентов по проекту «Крылья Ростеха» на 50%
22 мая 2024
Учебный центр РАТА начал подготовку неавиационного персонала на МС-21
21 мая 2024
ОДК начнет «выращивать» крупногабаритные детали для нового авиадвигателя ПД-35
21 мая 2024
ЦАГИ примет участие в работе кластера «Небо» на форуме «Инженеры будущего – 2024»
21 мая 2024
Открыт набор на обучение инженеров-конструкторов по программе "Крылья Ростеха"
21 мая 2024
ОДК будет развивать технологии 3D-печати с петербургским морским университетом
21 мая 2024
В ЦИАМ состоялось торжественное собрание в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне
20 мая 2024
Команда ОДК-СТАР вошла в тройку победителей конкурса проектов "Кибердром.2024"
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».