Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 17.04.2024
Источник: "Военное обозрение"

БПЛА MQ-25A может стать боевым

С 2021 г. авиация военно-морских сил США эксплуатирует тяжелые беспилотные летательные аппараты MQ-25 разработки компании Boeing. Эта техника используется в качестве воздушных заправщиков, обеспечивающих деятельность боевых самолетов. При этом компания-разработчик напоминает о принципиальной возможности расширения круга решаемых задач и превращения беспилотника-танкера в носитель ударного вооружения.
изображение с сайта topwar.ru
Эволюция идей

Проработка концепции перспективного тяжелого палубного БПЛА для ВМС США началась еще в середине двухтысячных годов в рамках программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike). Целью работ являлось создание беспилотника, способного нести разведывательную аппаратуру и вооружения. В целом речь шла о боевой машине, способной дополнить существующие истребители-бомбардировщики морской авиации.

Перед разработчиками UCLASS ставились слишком сложные задачи, что предопределило судьбу программы. Она оказалась слишком сложной и дорогой. Кроме того, участники работ вышли за установленные временные рамки. Из-за всего этого в середине десятых годов программу приостановили, а затем вовсе закрыли.

Впрочем, наработки по UCLASS не пропали. В 2016 году Пентагон запустил аналогичный, но менее сложный проект под обозначением CBARS (Carrier-Based Aerial-Refueling System). Теперь от подрядчиков требовалось создать беспилотник с функцией заправщика, способный передавать топливо другим летательным аппаратам. Заявки на конкурс CBARS подали четыре ведущие авиастроительные компании США. Разработка предварительных проектов для этого не заняла много времени, т.к. использовались решения из предыдущей программы.

В августе 2018 г. победителем конкурса была объявлена компания Boeing. Ей выдали контракт стоимостью более 800 млн долл. на завершение разработки и строительство четырех опытных БПЛА. На эти работы давалось шесть лет. В 2020-м появился дополнительный заказ на три беспилотника со сдачей в середине десятилетия. Будущие летательные аппараты получили индекс MQ-25A и название Stingray ("Морской скат").

Первые успехи

В отличие от UCLASS, программа CBARS оказалась успешной и в целом справляется с поставленными задачами. Так, в сентябре 2019 г. первый опытный MQ-25 впервые поднялся в воздух. С 2020 г. осуществлялись испытательные полеты беспилотников с подвесным агрегатом дозаправки в воздухе. В июне 2021 г. опытный БПЛА впервые передал топливо истребителю F/A-18E/F. В дальнейшем прошли аналогичные испытания с участием другой техники палубной авиации, включая новейший самолет F-35C.

К настоящему времени в составе ВМС США сформирована первая эскадрилья БПЛА MQ-25A. Она достигла начальной оперативной готовности осенью 2021 г., и сейчас с ее помощью нарабатывают опыт эксплуатации новой техники. Также запланировало создание двух новых подразделений. В средней перспективе флот хочет приобрести 76 "Скатов" и сделать их полноценной составляющей морской авиации.

Боевой потенциал

В существующем виде БПЛА Stingray может выполнять только дозаправку в воздухе, для чего несет соответствующее оснащение. В то же время, прямая связь программ CBARS и UCLASS дает принципиальную возможность расширения круга решаемых задач. В первую очередь, беспилотник предлагают сделать ударным.

На днях в США состоялась очередная выставка Sea Air Space, организованная Военно-морской лигой. В ходе этого мероприятия различные организации и компании показали свои последние разработки, как уже известные образцы, так и перспективные концепты. В частности, любопытный экспонат присутствовал на стенде компании Boeing.

Компания представила макет БПЛА MQ-25A с нехарактерным оснащением. Под носовой частью фюзеляжа поместили сферическую оптико-электронную станцию разведки. На подкрыльевых узлах подвески вместо штатных заправочных агрегатов присутствовали две ракеты "воздух-поверхность" AGM-158C LRASM.

Такой макет показывает, что "Боинг" рассматривает возможность дальнейшего развития существующего БПЛА, в т.ч. за счет придания ему новых функций. Первой, предсказуемо, предлагается разведывательно-ударная модификация, способная нести современное ракетное вооружение.

По всей видимости, ударный вариант MQ-25A пока существует только в виде общей концепции, некоторых наработок и макета для выставок. Дальнейшая судьба такой версии БПЛА зависит от потенциального заказчика в лице ВМС США. Если они решат вернуться к идеям программы UCLASS, то Boeing сможет предложить им боевой беспилотник на готовой базе. Применение существующей и отработанной платформы значительно упростит и ускорит все последующие работы.

Технические аспекты

С технической точки зрения MQ-25 Stingray представляет собой полноразмерный беспилотный самолет с возможностью установки разных полезных нагрузок. Он имеет фюзеляжа характерной формы с максимальным внутренним объемом, стреловидное крыло и V-образное оперение. Для применения на авианосцах крыло выполнено складным.

Общая длина БПЛА достигает 15,5 м, размах крыла - 22,9 м. Масса конструкции не уточняется. При этом сообщается максимальная полезная нагрузка в конфигурации заправщика - 15 тыс. фунтов (6,8 т). При помощи турбореактивного двигателя Rolls-Royce AE 3007N беспилотник развивает скорость более 600-620 км/ч. Боевой радиус при полной нагрузке - 500 морских миль или 925 км.

MQ-25 оснащен системой управления с автономным режимом и возможностью выполнения команд оператора. Авионика аппарата построена с учетом решения задач дозаправки в воздухе - она обеспечивает взаимодействие с заправляемым бортом и передачу ему топлива. Для внедрения других функций, вероятно, требуется обновление программного и аппаратного обеспечения.

Палубные беспилотные заправщики MQ-25A оснащаются заправочным агрегатом Aerial Refueling Store производства компании Cobham; это устройство помещается на пилоне под левым полукрылом. В торпедообразном корпусе такого изделия находятся барабан со шлангом и конусом, а также насос для выдачи топлива. Само топливо перевозится в собственных баках беспилотника, под которые отдана значительная часть объемов фюзеляжа.

Согласно последним сообщениям, пара точек подвески под крылом может использоваться и для размещения вооружения. Макет с недавней выставки показывает возможность подвески ракет LRASM. Вероятно, боевой вариант MQ-25 сможет нести и иное вооружение, если габариты и масса изделия соответствуют возможностям аппарата.

При этом возникают вопросы иного характера. Для применения вооружений, вне зависимости от их класса, нужны средства обнаружения и целеуказания. На малых и средних дальностях БПЛА сможет обойтись штатной ОЭС. Дальнобойное вооружение, в свою очередь, потребует более сложных средств. В частности, для ракеты LRASM заявлена дальность полета более 900 км, и ее носителю требуется известная помощь извне.

Возможно, боевые "Скаты" будут работать группами. В таком случае одни беспилотники возьмут на себя задачи обнаружения и целеуказания, а другие будут нести ракеты. Кроме того, MQ-25 должен будет работать и с другими средствами разведки, получая от них необходимую информацию.

Направления развития

Таким образом, ВМС США проявляют большой интерес к тяжелым БПЛА и стараются развивать это направление. Однако, несмотря на все усилия, пока до эксплуатации дошел только один крупный беспилотник, причем вспомогательного назначения. Не без труда такую технику научили осуществлять дозаправку, тогда как от решения боевых задач отказались.

Теперь компания Boeing предлагает вновь вернуться к идее разведывательно-ударного БПЛА для палубной авиации. С целью экономии она предлагает выполнить его на базе существующего образца и оснастить необходимыми средствами, в т.ч. вооружением. По всей видимости, технические возможности такого рода уже есть, но окончательное решение остается за Пентагоном. Ранее он выразил свое мнение по этому поводу, заменив программу UCLASS более простой CBARS. Изменились ли взгляды ведомства за прошедшие годы, неизвестно.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
8 ноя 2024
В ОАК подвели итоги работы Юрия Слюсаря
8 ноя 2024
Ученые ПНИПУ создают малоразмерную энергоустановку для гибридного авиационного двигателя
8 ноя 2024
В России завершен первый этап испытаний двигателя для будущего тяжелого транспортника
8 ноя 2024
«Рособоронэкспорт» организует показ достижений России в области военной авиации и ПВО на выставке Airshow China 2024
8 ноя 2024
Ученые из калужского Обнинска создали покрытие для авиационного стекла тоньше волоса
8 ноя 2024
Ростех впервые покажет Су-57Э в летной программе за рубежом
8 ноя 2024
Двигателисты РГАТУ имени П.А. Соловьева взяли "бронзу" на всероссийском инженерном чемпионате
8 ноя 2024
Луховицкий авиационный завод набирает учеников на рабочие специальности
8 ноя 2024
ООО "БАС": БПЛА-перехватчики заменят РЭБ в борьбе с дронами
8 ноя 2024
"Теперь начинается работа": акции Boeing падают, несмотря на завершение забастовки
7 ноя 2024
Виталий Савельев: Россия вернется к созданию пассажирских сверхзвуковых самолетов
7 ноя 2024
Новые российские самолеты не уступают по рентабельности зарубежным - "Яковлев"
7 ноя 2024
Поставщик фюзеляжей Spirit "сильно сомневается" в способности продолжать работу
7 ноя 2024
Сертификацию и вывод на рынок новой авиатехники обсудили на заседании Общественного совета при Росавиации
7 ноя 2024
В 2024 году 400 школьников и студентов посетили СибНИА в рамках акции «Неделя без турникетов»
6 ноя 2024
Россия представит беспилотник Supercam S350 на выставке Securex Uzbekistan 2024
6 ноя 2024
Китай впервые покажет стелс-истребитель J-35A на Airshow China 2024
6 ноя 2024
На форуме "Сообщество" обсудили вопросы подготовки инженеров
6 ноя 2024
Двигатель ВК-650В дает второй шанс вертолетам "Ансат", Ка-226 и Ми-34М1
6 ноя 2024
Беспилотникам Supercam обновили систему воздушного сканирования
6 ноя 2024
Директор завода имени Чкалова стал Заслуженным работником оборонно-промышленного комплекса РФ
6 ноя 2024
В Дагестане создали научно-производственный центр беспилотных авиационных систем
5 ноя 2024
Ученые рассказали о будущих российских самолетах и квантовых технологиях
5 ноя 2024
Сильный малый: в России создали учебно-боевой мини-дрон
8 ноя 2024
ОАК впервые представляет за рубежом перспективный многофункциональный истребитель пятого поколения
8 ноя 2024
Четвертая по счету Школа молодых ученых прошла с участием ЦАГИ
8 ноя 2024
Калужское предприятие КРЭТ и Жуковский колледж будут готовить студентов по новой специальности
8 ноя 2024
Сотрудница ММП имени В.В. Чернышева – бронзовый призер чемпионата «Кубок ОДК»
8 ноя 2024
"Пермские моторы" развивают партнерство со школами Перми
7 ноя 2024
Генеральным директором ОАК назначен Вадим Бадеха
7 ноя 2024
Новым руководителем ОДК станет Александр Грачев
7 ноя 2024
Новым руководителем ОДК-Климов назначен Всеволод Елисеев
7 ноя 2024
Правительство отметило ОДК за инициативу по трудоустройству специалистов с особенностями здоровья
7 ноя 2024
ОДК-Сатурн способствует развитию инженерных компетенций школьников
6 ноя 2024
ЦАГИ удостоен наград Союза авиапроизводителей в пяти номинациях
6 ноя 2024
От студента до академика: Е.А. Федосов - "Почетный Аэронавигатор"
6 ноя 2024
Двигатели ОДК обеспечили запуск ракеты-носителя с двумя гелиогеофизическими спутниками «Ионосфера-М»
5 ноя 2024
ЦИАМ представил уровень своих компетенций на МФД-2024
5 ноя 2024
ОДК-Авиадвигатель признан лучшим опытно-конструкторским бюро года
2 ноя 2024
Спортсмены ЦАГИ стали призерами Кубка России по авиамодельному спорту
2 ноя 2024
Вышел в свет очередной номер журнала "Авиационные двигатели"
2 ноя 2024
Специалисты ЦИАМ выиграли конкурс «Авиастроитель года»
2 ноя 2024
Двигатели ОДК обеспечили успешный старт ракеты «Союз-2.1а» с космодрома Плесецк
1 ноя 2024
Премию «Авиастроитель года — 2024» получили три предприятия КРЭТ
1 ноя 2024
ГосНИИАС – Дипломант конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2023 года
1 ноя 2024
Инновационный проект ПК «Салют» отметили наградой на конкурсе «Авиастроитель года»
1 ноя 2024
Авиационный учебный центр гражданской авиации СибНИА объявляет набор на бесплатное обучение по программам подготовки авиационного персонала
31 окт 2024
ОАК реализовала третий этап создания ПО для управления жизненным циклом изделий
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».