Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 15.05.2024
Источник: "РТ на русском"

Воздушные гиганты Сикорского: как в Российской империи был создан первый тяжёлый бомбардировщик

110 лет назад впервые поднялась в небо поплавковая модификация российского самолета "Илья Муромец". Испытания этого воздушного судна были признаны успешными, и оно было принято на вооружение. В дальнейшем гидросамолеты "Илья Муромец", как и одноименные самолеты аэродромного базирования, принимали активное участие в Первой мировой войне в качестве бомбардировщиков и разведчиков. По словам аналитиков, сконструированный Игорем Сикорским "Илья Муромец" стал важной вехой в истории российской и мировой авиации.
Репродукция фотографии пробного полёта аэроплана "Илья Муромец", построенного на Русско-Балтийском вагонном заводе РИА Новости © Н. Пащин
14 мая 1914 года состоялся первый полет поплавковой модификации российского самолета "Илья Муромец". Этот вариант воздушного судна предназначался для взлета и посадки на водную поверхность.

Для его создания в гидросамолет был переделан первый образец "Ильи Муромца", который был собран в декабре 1913 года на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ). Машина была спроектирована Игорем Сикорским, занимавшим в те годы должность главного конструктора авиационного отдела РБВЗ.

На гидроварианте было установлено четыре двигателя: два французских агрегата Salmson мощностью по 200 л. с. каждый и еще два немецких двигателя Argus по 115 л. с. В дальнейшем на самолеты ставились российские моторы.

Поплавков, которые заменили шасси, было три: два главных и один хвостовой. Поплавки были короткие, плоскодонные, с небольшим запасом плавучести и отличались простотой конструкции.

Первый полет поплавкового самолета проходил с полной нагрузкой и продлился 12 минут. Машиной управлял сам Сикорский совместно с лейтенантом Георгием Лавровым. Испытания закончились успехом - мореходность "Ильи Муромца" была признана удовлетворительной. Кроме того, разработчики положительно оценили управляемость судна на воде.

Вскоре после испытаний морское ведомство приняло поплавковую версию "Ильи Муромца" на вооружение. На тот момент это был самый крупный гидросамолет в мире.

"Поплавковые "Ильи Муромцы" в годы Первой мировой войны выполняли задачи на море, прежде всего на Балтийском театре военных действий. Наряду с ними наша морская авиация также использовала летающие лодки, созданные еще одним русским конструктором - Дмитрием Григоровичем. Это позволило Российской империи обеспечить на Балтийском театре военных действий достаточно интенсивное использование авиации", - рассказал в беседе с RT исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Наследник "Русского витязя"

Напомним, базовая модель "Ильи Муромца" была создана Сикорским на основе опыта, полученного при разработке самолета "Русский витязь".

За недолгую историю эксплуатации "Русский витязь" успел совершить более 50 вылетов и поставил мировой рекорд по продолжительности полета - 1 час 54 минуты. С машиной Сикорского ознакомился император Николай II - государь высоко оценил результаты работы конструктора и наградил его золотыми часами.

При проектировании "Ильи Муромца" Сикорский решил исправить недочеты, выявленные при эксплуатации "Витязя". От прежней конструкции в новой машине осталась только общая схема и двигатели, а все остальное было переделано.

В частности, Сикорский вдвое увеличил грузоподъемность (около 1,4 т) и максимальную высоту полета (порядка 2 тыс. м) нового аппарата. Увеличились и его габариты: "Илья Муромец" весил почти 5 т, размах крыльев достигал 31 м.

Во время разведывательных полетов (без бомбовой нагрузки) "Муромец" мог находиться в воздухе девять-десять часов, что для тех лет было выдающимся показателем.

Кабина "Ильи Муромца" стала комфортнее: в ней появились большие окна со всех сторон фюзеляжа, для пилотов и пассажиров были оборудованы спальня и туалет. Салон самолета обогревался за счет выхлопных газов двигателей, а освещение обеспечивалось ветряными электрогенераторами.

В феврале 1914 года "Илья Муромец" совершил полет над Санкт-Петербургом с 16 пассажирами на борту, а в июне 1914 года осуществил перелет по маршруту Санкт-Петербург - Киев протяженностью 1,1 тыс. км. Для этого ему потребовалось сделать всего одну посадку для дозаправки.

Стоит отметить, что "Илья Муромец" изначально предназначался для перевозки пассажиров, однако Сикорский при проектировании также предусмотрел возможность переоборудования самолета для военных целей.

Из-за начала Первой мировой войны поработать авиалайнером "Илье Муромцу" практически не довелось и в историю он вошел как первый русский тяжелый бомбардировщик. Всего на РБВЗ было собрано 85 "Муромцев" различных модификаций. Большая часть из них вошла в первую в мире авиационную бомбардировочную эскадру.

"После начала войны его оснастили пулеметами. Причем впервые в мире один из пулеметов был сзади, в хвостовой части. В те годы существовала проблема: при заходе сзади любой самолет можно было легко подбить. "Илья Муромец" в этом отношении был защищен. Стоит отметить, что этот самолет также отличался высокой для тех лет грузоподъемностью. В целом его важность для истории отечественной и мировой авиации совершенно очевидна", - отметил в беседе с RT автор книги о Сикорском в серии ЖЗЛ Петр Образцов.

В годы войны Россия наладила выпуск отечественных двигателей РБВЗ-6 и МРБ-6, что позволило отказаться от импортных комплектующих. Агрегаты производились на Механическом заводе на Васильевском острове. Именно с российскими моторами РБВЗ-6 осенью 1915 года "Илья Муромец" установил рекорд, впервые в мире подняв учебную бомбу весом 410 кг.

Игорь Сикорский также работал над различными проектами усовершенствования самолета. В частности, "Илья Муромец" серии Д по его замыслу должен был использоваться не только для бомбардировок, но и для боевого прикрытия других самолетов, из-за чего этот проект также именовался "Муромцем-истребителем".

Всего было построено три образца новых машин, однако завершить этот проект так и не удалось из-за революции 1917 года.

"Вклад в развитие авиации просто невероятен"

После прихода большевиков к власти "Илья Муромец" еще некоторое время применялся в военных целях, а затем использовался в почтово-пассажирской авиации.

"Илья Муромец" еще немного полетал, в том числе как пассажирский самолет. В 1922 году на нем даже был осуществлен перелет из Москвы в Баку", - рассказал Петр Образцов.

По некоторым данным, последний полет "Илья Муромец" совершил в 1923 году, после чего его эксплуатация была прекращена.

После октябрьского переворота работа РБВЗ фактически остановилась. Контракт Сикорского с предприятием к тому моменту уже истек.

В условиях наступившей анархии перспективы развития авиации в стране были туманны. Как отмечается в книге "Крылья Сикорского" (авторы Геннадий Катышев и Вадим Михеев), в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в тот момент не отдавали себе отчета в важности развития этой отрасли промышленности.

В условиях профессиональной невостребованности и угрозы репрессий Сикорский принял решение уехать во Францию, которая на тот момент все еще оставалась союзницей России по Антанте. Позже конструктор перебрался в США.

По мнению Олега Пантелеева, опасность ареста для Сикорского после захвата власти большевиками была вполне реальна.

"Учитывая происхождение Сикорского, вполне вероятно, что он мог быть репрессирован новыми властями. В результате его отъезда Россия потеряла очень талантливого конструктора и изобретателя. В дальнейшем за рубежом он создал целый ряд очень успешных моделей авиатехники и внес колоссальный вклад в развитие вертолетостроения. Это был новатор, один из наиболее талантливых конструкторов в истории мировой авиации", - отметил Олег Пантелеев.

Аналогичной точки зрения придерживается и Петр Образцов.

"Раньше у нас в стране нередко говорили, что незаменимых нет. Но про Сикорского так сказать нельзя. Его вклад в развитие авиации просто невероятен", - резюмировал специалист.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
21 июн 2024
Сергей Чемезов: Уже сегодня мы формируем заделы для постпобедного периода
21 июн 2024
Россия и Беларусь намерены разработать универсальный самолет
21 июн 2024
Второй беспилотник "Партизан" намерены собрать в Новосибирске в 2024 году
21 июн 2024
На Международном военно-морском салоне показали БПЛА с дронопортом, способный работать автономно 24/7
21 июн 2024
В ПИШ МАИ создают первый отечественный дрон с быстрой водородной заправкой
21 июн 2024
НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ на Международном военно-морском салоне "Флот 2024"
20 июн 2024
Совет федерации одобрил закон для поддержки разработчиков и производителей БПЛА
20 июн 2024
На Казанском авиационном заводе хотят произвести 13 Ту-214 к 2027 году
20 июн 2024
Boeing мог использовать заведомо неисправные детали в своих самолетах
20 июн 2024
"Аллигатор", "Опустошитель", "летающий кран": российские вертолеты на родине и за рубежом
20 июн 2024
Ученые вдвое упрочили алюминиевый сплав для авто- и авиапрома
20 июн 2024
МГТУ ГА принял участие в научной конференции Минтранса РФ и РАН
20 июн 2024
МАИ стал организатором трека «Кадры для БАС» на интенсиве «Остров-2024»
19 июн 2024
Владимир Путин: Россия будет создавать новые центры по развитию беспилотной авиации
19 июн 2024
Инновационное крыло поможет создать сверхманевренные самолеты
19 июн 2024
"Крылья Ростеха": как в МАИ готовят инженерную элиту для российского авиапрома
19 июн 2024
Электрический конвертоплан Midnight впервые полетал по-самолетному
19 июн 2024
Сотрудник Boeing сообщил о нарушениях при изготовлении самолетов
18 июн 2024
В Минобороны разработали уникальный ударно-транспортный беспилотный летательный аппарат «Перун»
18 июн 2024
В Новосибирской области создан научно-производственный центр беспилотных авиасистем
18 июн 2024
Научный парк МГУ представит в Китае российские проекты в сферах биотеха и авиации
18 июн 2024
Ростех не планирует передавать ОАК под контроль других компаний
18 июн 2024
NYT узнала о самолетах Boeing и Airbus с деталями из титана с поддельной сертификацией
18 июн 2024
Самолет электронного контроля А-100 "Премьер" проводит испытательные полеты
21 июн 2024
ОАК развивает сотрудничество с белорусскими предприятиями по программе Ту-214
21 июн 2024
ЦАГИ – на стратегической сессии в МГТУ им. Баумана
21 июн 2024
В ОДК-УМПО увеличен прием абитуриентов на «Крылья Ростеха»
21 июн 2024
Сервисная поддержка ОДК-Климов продлевает срок службы авиадвигателей
21 июн 2024
КРЭТ и СоюзМаш объявляют о начале приема заявок от молодых специалистов на премию В.А. Ревунова
21 июн 2024
В ГосНИИАС заслушали доклады IX научно-технической конференции студентов и аспирантов РТУ МИРЭА
21 июн 2024
Сотруднику ММП имени В.В. Чернышева вручили благодарность за вклад в развитие отрасли
20 июн 2024
ОАК продемонстрирует свои разработки для ВМФ в ходе Международного военно-морского салона «Флот»
20 июн 2024
«РТ-Техприемка» выступила за сохранение отраслевых стандартов
20 июн 2024
Выставка к 85-летию ОКБ Сухого и ОКБ Микояна открылась в Госдуме
20 июн 2024
ОДК-Климов увеличивает количество абитуриентов по проекту «Крылья Ростеха»
20 июн 2024
Сотрудника СибНИА наградили в номинации "Лучшая учебная книга" на конкурсе "Лучшие книги года"
19 июн 2024
Омские студенты «Крыльев Ростеха» освоили азы металлообработки на станках
19 июн 2024
Завод КРЭТ в Тамбове откроет первый в регионе корпоративный класс для будущих инженеров
19 июн 2024
Сотрудник СибНИА стал победителем в личном зачете на Всероссийских соревнованиях по планерному спорту в стандартном классе
18 июн 2024
ОАК поставила Минобороны партию бомбардировщиков Су-34
18 июн 2024
Навстречу научной кооперации: ЦАГИ примет участие в организации международного симпозиума «Рахматулинские чтения»
18 июн 2024
ОДК будет ремонтировать двигатели с помощью новых материалов и технологий
18 июн 2024
На московском предприятии «Салют» студенты «Крыльев Ростеха» освоили рабочие профессии
18 июн 2024
Предприятия КРЭТ в трех регионах принимают участие в ярмарках вакансий для ветеранов СВО
17 июн 2024
«Летающая лаборатория» Ту-214 совершила первый полет
17 июн 2024
На тамбовском заводе КРЭТ создано бюро по обслуживанию изделий для гражданской авиации
14 июн 2024
Директору Иркутского авиационного завода Александру Вепреву присвоено звание Героя Труда
14 июн 2024
В Технопарке ЦАГИ обсудили вопросы развития беспилотной отрасли
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».