Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 17.07.2024
Источник: Госкорпорация Ростех

Истребитель Су-30СМ2: господство в воздухе

Команда программы "Военная приемка" телеканала "Звезда" побывала в ОКБ Сухого и на Иркутском авиазаводе (входят в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха), чтобы рассказать о том, как создавался и производится самолет Су-30СМ2. Это новейшая модификация многофункционального истребителя Су-30, которая сегодня применяется в зоне СВО.

Об истории и производстве "тридцатки", а также о том, чем отличается новая версия знаменитого многоцелевого истребителя − в нашем материале.
Фото: ОАК
Из Сибири в Индию

Первым представителем семейства Су-30 был истребитель Су-30МКИ. Этот самолет, построенный по заказу Индии, в тяжелые 1990-е принес бюджету страны больше денег, чем все остальное экспортное вооружение, вместе взятое.

Генеральный директор Иркутского авиазавода Александр Вепрев рассказал, что в 1990-е годы ситуация на предприятии была очень сложная: падала загрузка, госзаказ был практически минимальным, и тот сводился в основном к поставке комплектующих для поддержки эксплуатации. По экспортным контрактам были только разовые заказы, и как результат - неполный режим работы завода, сокращенный график.

Стояла очень важная задача по загрузке предприятий. В этих сложнейших условиях Алексеем Федоровым, генеральным директором завода тех лет, и Михаилом Симоновым, генеральным конструктором ОКБ Сухого, было принято решение о создании на базе самолета Су-27 принципиально новой машины с новыми свойствами.

Разработали Су-30МКИ в КБ Сухого в Москве, сборку освоили в Иркутске, на заводе, у которого за спиной был более чем 60-летний опыт авиастроения. Сегодня Иркутский авиационный завод - филиал ПАО "Яковлев", входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации, которая, в свою очередь, входит в Госкорпорацию Ростех. Именно ИАЗ стал главным местом сборки "тридцаток", а благодаря зарубежным партнерам у нового на тот момент самолета были "вылечены" все детские болезни.

Су-30СМ2: что нового

У истребителя Су-30СМ2, сборку которого в Иркутске показала команда "Военной приемки", есть ряд интересных особенностей. Например, отделяемая часть крыла, внутри которой располагается топливный бак, выполнена съемной. Сделано это для того, чтобы истребители можно было грузить на борт транспортника, это позволяет быстро перебрасывать их в любую точку мира.

Алексей Чечельницкий, начальник отдела агрегатно-сборочного производства ИАЗа, рассказал, насколько ювелирная и ответственная работа по соединению крыла с центральным отсеком фюзеляжа. Нужно совместить более ста отверстий. После этого контрольный работник должен проверить не только диаметр отверстий, но и шероховатость, а также как совпали центры отверстий. Все это должно быть идеально сведено.

В хвостовой части фюзеляжа, внутри которой также есть топливный бак, герметизации добиваются с помощью специального герметика, промазываются все заклепочные швы. Гарантийный срок службы таких швов равен сроку эксплуатации самого самолета - 30 лет баки не должны течь.

В той же хвостовой части самолета, где устанавливаются двигатели, используется уже не дюралюминий, а титан, так как там действуют огромные температуры. Планер, который показали в "Военной приемке", готовится под новый, более мощный двигатель. Такие сейчас стоят на всех Су-35 и даже на многих истребителях пятого поколения Су-57. Скоро они встанут и на "тридцатку".

С новой силовой установкой самолет выиграет в скороподъемности, радиусе разворота и ресурсе двигателя. По словам Олега Панкова, главного конструктора программы Су-30, уже в следующем году самолет пойдет в серию с новым двигателем. Первая "тридцатка" с таким двигателем только проходит испытания.

Чем еще отличается модификация Су-30СМ2 от предыдущей? Во-первых, оружием большой дальности. Как отметил Олег Панков, практически все, что сегодня имеет Российская Федерация по авиационному вооружению, на Су-30СМ2 применяется.

Во-вторых, у истребителя существенно изменились характеристики радара. Поскольку есть дальнее оружие, то нужны и дальнее обнаружение, и сопровождение, и все режимы, которые обеспечивают работу этого оружия. Дальность обнаружения была увеличена почти в два раза по сравнению с Су-30СМ как по наземным целям, так и по воздушным, и по морским.

Главный конструктор рассказал, что, когда одна из воинских частей получила этот самолет и современное противорадиолокационное оружие, буквально на третий день она поразила "Пэтриот" − лучший комплекс ПВО НАТО.

Олег Панков также отметил, что сейчас ведутся работы над новым этапом программного обеспечения, которое будет внедряться уже в следующем году. В частности, возможно, появится обнаружение низкоскоростных и гиперзвуковых целей.

Впрочем, борьба с гиперзвуком - это работа на перспективу, поскольку у противника пока нет гиперзвуковых целей, а сейчас фронту нужны новые самолеты. Не когда-то потом, а здесь и сейчас, и много. В таком темпе и работает завод в Иркутске, отмечающий в этом году 90 лет работы новыми трудовыми подвигами.

"Тридцатка" на боевом посту

Штурман, который пока летает на Су-30СМ, но уже прошел обучение на новой модели, рассказал ведущему "Военной приемки" о радикальной разнице между самолетами. По его словам, Су-30СМ2 более точный, на нем установлено более мощное радиолокационное средство обнаружения, позволяющее штурману "видеть" дальше без опоры на наземные комплексы.

Один из главных видов вооружения "тридцатки" − корректируемая авиабомба КАБ-500. Еще на заводе она крепится на мотогондолу, в это время в кабине идет настройка приборов, отвечающих за сброс. Под заглушкой головной части авиабомбы находится камера с гироскопом, которая передает сигнал непосредственно летчику или оператору для работы с изделием. Все, что видит объектив камеры, отображается в кабине.

Командир специальной истребительной группы, участвующий в СВО с ее первых часов, дал свою оценку системам "тридцатки". Он отметил эффективность системы РЭБ, которая позволяет контролировать радиоэлектронную ситуацию вокруг самолета, вести попутно разведку в полете. Вся радиоэлектронная обстановка в ходе полета записывается, а по прилету анализируется с привязкой к карте. Понимая, кто облучал самолет, с каких ракурсов, экипажи получают бесценные данные о средствах ПВО противника. Так что "тридцатка" − не только истребитель и бомбардировщик, но еще и разведчик.

Среди летчиков Су-30СМ считается одним из лучших самолетов. Второй человек в кабине существенно повышает возможности экипажа. Например, особенность работы по беспилотникам - это зачастую дефицит времени. В случае с "тридцаткой" летчику не приходится одновременно и пилотировать, и управлять оружием. Есть штурман, который разгружает его, поэтому все получается делать быстро, на маленьких дальностях и довольно успешно.

По воспоминаниям заслуженного летчика-испытателя Сергея Михайлюка, участвовавшего в испытаниях первых экспортных "тридцаток", в совместных индийско-американских учениях Су-30МКИ одерживал победу во всех боях над техникой США.

Но это были учебные бои, а вполне возможно, что скоро в небе СВО наши экипажи встретятся с американскими F-16 в боях реальных. И они уже готовятся к встрече, чтобы проверить и самолеты, и свои знания и навыки. По словам командира специальной истребительной группы, "тридцатка" по всем параметрам превосходит F-16: и по маневренным характеристикам, и по вооружению, и по прицельному комплексу.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
10 дек 2024
Гиперзвуковой "Кинжал" под крылом: с чем ОКБ Микояна встречает 85 лет
10 дек 2024
В Су-57 внедрили элементы шестого поколения истребителей
10 дек 2024
Под Тамбовом начнут выпускать инерциальные навигационные системы для самолетов
10 дек 2024
Геоскан перенесет в индустриальный парк "Руднево" производство образовательных БАС
10 дек 2024
Прототип уникального британского грузового самолета Conroy Skymonster разберут на части
10 дек 2024
Пересборка нацпроекта, федеральный закон и амбициозный маршрут для БВС: итоги форума АЭРОНЕКСТ 2024
9 дек 2024
Антон Алиханов заявил об экспортном потенциале обновленного Ил-114
9 дек 2024
Ростех испытал российское остекление для МС-21
9 дек 2024
"Стрижи" получили первую партию глубоко модернизированных МиГ-29
6 дек 2024
"Ростех": поставка комплектующих для двигателей ПД-8 в Superjet вырастет вдвое
6 дек 2024
В Минпромторге заявили о необходимости пересмотра подхода к разработке БАС
6 дек 2024
Власти России ищут внебюджетные источники финансирования создания дронов
6 дек 2024
Сергей Чемезов вручил «Технологии» орден «За доблестный труд»
6 дек 2024
Капитан, улыбнитесь: как работает маевская система умного контроля состояния пилота
5 дек 2024
В России создали FPV-дрон для штурма зданий и разведки "Аква-4"
5 дек 2024
Правительство России: самолеты и дроны должны быть оснащены ГЛОНАСС до 2026 года
5 дек 2024
Обгоняя звук: крылатая ракета BrahMos и ее российские "друзья"
5 дек 2024
Шведский стартап Heart Aerospace испытает электрический прототип 30-местного самолета
5 дек 2024
«Я — профессионал» — это возможности: опыт золотого медалиста всероссийской олимпиады студентов
5 дек 2024
МФТИ стал опорным центром федпроекта по кадрам для беспилотных авиасистем
4 дек 2024
Код «Чёрный»: в России представили эксклюзивное крыло для пассажирского самолёта МС-21
4 дек 2024
Ту-214ЛМК. Летающая лаборатория для будущего российской авиации
4 дек 2024
ИТМО создаст ИИ-систему компьютерного зрения для отечественных БПЛА
4 дек 2024
Цена ошибки возрастает: как языковые модели трансформируют авиацию
10 дек 2024
"Яковлев" разработал автопилот и автомат тяги для импортозамещенного самолета SJ-100
10 дек 2024
ОДК привлекает стартапы и научные команды для решения актуальных задач двигателестроения
10 дек 2024
Активисты ОДК-Сатурн дали старт патриотическим мероприятиям к 80-летию Великой Победы
6 дек 2024
ОДК победитель премии «Компания будущего — 2024» в номинации «Технологический суверенитет»
6 дек 2024
На ПК «Салют» стартует чемпионат «Построй карьеру в ОДК» для школьников
6 дек 2024
В ЦИАМ в день рождения Института объявили имена Ветеранов труда
6 дек 2024
ГосНИИАС на XI Международной неделе авиакосмических технологий
6 дек 2024
HR-конференция КРЭТ: новые подходы к управлению кадрами в промышленности
6 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили успешный старт ракеты «Союз» с космодрома Плесецк
5 дек 2024
На заседании Совета директоров «Туполева» в Казани рассмотрели статус реализации программ
5 дек 2024
Студенты трека «Код Ростеха» изучают цифровые технологии на ОДК-Сатурн
5 дек 2024
От студента до академика: 35 лет назад Е.А. Федосов был награжден Золотой медалью имени Б.Н. Петрова
4 дек 2024
Поздравление генерального директора А. Л. Козлова с 94-й годовщиной со дня основания ЦИАМ
4 дек 2024
ОДК-Сатурн поддерживает престиж профессии контролера
4 дек 2024
Авиационное «Созвездие»: в ЦИАМ состоялась презентация книги
3 дек 2024
Поздравление генерального директора ФАУ «ЦАГИ», члена-корреспондента РАН К.И. Сыпало со 106-летием ЦАГИ
2 дек 2024
«Яковлев» разработал электронное летное руководство для SSJ-100
2 дек 2024
Двигатели ОДК вывели на орбиту радиолокационный спутник
29 ноя 2024
Интеллектуализация авиационных систем: демонстраторы интеллектуальных технологий испытаны в полете
29 ноя 2024
Конструктор ОДК: молодые ученые создадут новые двигатели для отечественной авиации
29 ноя 2024
Сотрудник СибНИА вошел в список сильнейших специалистов Новосибирской области по итогам конкурса «Флагманы образования»
29 ноя 2024
Курсанты первого курса юношеской планерной школы учатся собирать и разбирать планера БРО-11МС
28 ноя 2024
ОАК назначает руководителей авиазаводов в Казани и Луховицах
28 ноя 2024
«Яковлев» представил статистику по налету SSJ-100
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».