Самолеты вертикального взлета и посадки: нужны ли России новые Яки?
В настоящее время в мире выпускается только один самолет вертикального взлета и посадки - американский истребитель F-35B. Но недавно Ростех сообщил, что ОКБ Яковлева готово начать разработку российского истребителя пятого поколения вертикального взлета (СВВП).
Фото: Сергей Субботин/РИА Новости
Утверждается, что ОКБ Яковлева сохранило опыт создания самолетов данного класса и при получении соответствующего заказа со стороны Минобороны РФ готово приступить к разработке. ОКБ Яковлева является одним из трех авиастроителей в мире, кто смог создать самолеты вертикального взлета и посадки, к числу которых относится британская компания Hawker Siddeley, разработавшая в середине 60-х годов истребитель-бомбардировщик Harrier, и американская Lockheed Martin, создавшая F-35B.
В конце 60-х - начале 70-х годов ОКБ Яковлева разработало палубный штурмовик Як-38, который оказался во многом компромиссным самолетом и по многим показателям не удовлетворял требований военных. Поэтому ему на замену разрабатывался Як-141, работа над которым была практически завершена к началу 90-х годов, но из-за развала СССР самолет на вооружение принят не был, и в 1992 году проект закрыли. Даже несмотря на то что Як-141 был первым в мире сверхзвуковым самолетом вертикального взлета и посадки, еще будучи опытной машиной, он сумел установить 12 мировых рекордов. То есть это был весьма перспективный самолет, который однозначно пошел бы в серию, если бы не распад страны и сокращение финансирования оборонных программ.
К теме создания российских СВВП возвращались неоднократно. Так, в 2018 году заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что в России прорабатывается концепция самолета с вертикальным взлетом и посадкой и что российским авианесущим кораблям в скором времени потребуется обновлять парк летательных аппаратов. Однако эта тема не получила дальнейшего продолжения.
Зачем такие самолеты нужны сейчас? Дело в том, что в обозримом будущем Россия вряд ли начнет строительство авианосцев, предназначенных для базирования самолетов с обычным взлетом и посадкой. Зато в России ведется строительство универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев, которые вполне могут выступать как легкие авианосцы. По такому пути уже пошла, например, Япония, которая купила в США истребители F-35B и включила их в состав авиакрыла своих вертолетоносцев типа Idzumo. В США F-35B также входят в состав авиакрыла универсальных десантных кораблей типа America.
Появление F-35B привело к тому, что многие страны, которые не могли позволить себе строительство дорогих классических авианосцев, рассматривают возможность превратить в легкие авианосцы свои универсальные десантные корабли-вертолетоносцы. А корабли такого класса имеются у многих стран, начиная от США и Китая и заканчивая Турцией и Испанией. Аналогичные корабли класса "Иван Рогов" строятся и в России, но если другие страны могут договориться с США о поставках F-35B, то России приходится рассчитывать исключительно на свои силы. То есть если в обозримом будущем самолеты вертикального взлета появятся на палубах российских универсальных десантных кораблей, то это будут самолеты отечественной разработки. Причем это будут истребители пятого поколения, самолеты, созданные с применением технологий малозаметности.
Вопрос в том, насколько возможно создание таких самолетов в нынешних условиях и в какие сроки? Теоретически российским конструкторам и инженерам ничего не мешает разработать подобные самолеты. У России есть еще советские наработки по созданию СВВП Як-36 и уникального для своего времени Як-141, а технологии малозаметности давно освоены при разработке истребителя Су-57 и беспилотника С-70 "Охотник".
Однако надо помнить, что в настоящее время перед оборонкой стоит более насущный вопрос по разработке и снабжению современными образцами оружия действующей в зоне СВО армии. Это означает, что приоритет в финансировании отдается уже существующим оборонным проектам, а не перспективным. И это логично, потому что надо достигать все заявленные цели СВО, о чем неоднократно объявлялось на самом высоком уровне. Вместе с тем надо помнить, что с каждым годом некая часть авиастроительных компетенций утрачивается, так как уходят старые кадры, имеющие бесценный опыт создания уникальных боевых самолетов.
И по большому счету медлить с разработкой перспективных самолетов нельзя, иначе не будет создано никакого задела на будущее. В любом случае, если будет принято решение о разработке СВВП пятого поколения, на создание самолета могут уйти годы и даже десятилетия. Впрочем, как было сказано выше, данная задача решаема, особенно при условии хорошего финансирования.
Александр Плеханов