Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 02.08.2024
Источник: Сайт "news.ru"

Самолеты вертикального взлета и посадки: нужны ли России новые Яки?

В настоящее время в мире выпускается только один самолет вертикального взлета и посадки - американский истребитель F-35B. Но недавно Ростех сообщил, что ОКБ Яковлева готово начать разработку российского истребителя пятого поколения вертикального взлета (СВВП).
Фото: Сергей Субботин/РИА Новости
Утверждается, что ОКБ Яковлева сохранило опыт создания самолетов данного класса и при получении соответствующего заказа со стороны Минобороны РФ готово приступить к разработке. ОКБ Яковлева является одним из трех авиастроителей в мире, кто смог создать самолеты вертикального взлета и посадки, к числу которых относится британская компания Hawker Siddeley, разработавшая в середине 60-х годов истребитель-бомбардировщик Harrier, и американская Lockheed Martin, создавшая F-35B.

В конце 60-х - начале 70-х годов ОКБ Яковлева разработало палубный штурмовик Як-38, который оказался во многом компромиссным самолетом и по многим показателям не удовлетворял требований военных. Поэтому ему на замену разрабатывался Як-141, работа над которым была практически завершена к началу 90-х годов, но из-за развала СССР самолет на вооружение принят не был, и в 1992 году проект закрыли. Даже несмотря на то что Як-141 был первым в мире сверхзвуковым самолетом вертикального взлета и посадки, еще будучи опытной машиной, он сумел установить 12 мировых рекордов. То есть это был весьма перспективный самолет, который однозначно пошел бы в серию, если бы не распад страны и сокращение финансирования оборонных программ.

К теме создания российских СВВП возвращались неоднократно. Так, в 2018 году заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что в России прорабатывается концепция самолета с вертикальным взлетом и посадкой и что российским авианесущим кораблям в скором времени потребуется обновлять парк летательных аппаратов. Однако эта тема не получила дальнейшего продолжения.

Зачем такие самолеты нужны сейчас? Дело в том, что в обозримом будущем Россия вряд ли начнет строительство авианосцев, предназначенных для базирования самолетов с обычным взлетом и посадкой. Зато в России ведется строительство универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев, которые вполне могут выступать как легкие авианосцы. По такому пути уже пошла, например, Япония, которая купила в США истребители F-35B и включила их в состав авиакрыла своих вертолетоносцев типа Idzumo. В США F-35B также входят в состав авиакрыла универсальных десантных кораблей типа America.

Появление F-35B привело к тому, что многие страны, которые не могли позволить себе строительство дорогих классических авианосцев, рассматривают возможность превратить в легкие авианосцы свои универсальные десантные корабли-вертолетоносцы. А корабли такого класса имеются у многих стран, начиная от США и Китая и заканчивая Турцией и Испанией. Аналогичные корабли класса "Иван Рогов" строятся и в России, но если другие страны могут договориться с США о поставках F-35B, то России приходится рассчитывать исключительно на свои силы. То есть если в обозримом будущем самолеты вертикального взлета появятся на палубах российских универсальных десантных кораблей, то это будут самолеты отечественной разработки. Причем это будут истребители пятого поколения, самолеты, созданные с применением технологий малозаметности.

Вопрос в том, насколько возможно создание таких самолетов в нынешних условиях и в какие сроки? Теоретически российским конструкторам и инженерам ничего не мешает разработать подобные самолеты. У России есть еще советские наработки по созданию СВВП Як-36 и уникального для своего времени Як-141, а технологии малозаметности давно освоены при разработке истребителя Су-57 и беспилотника С-70 "Охотник".

Однако надо помнить, что в настоящее время перед оборонкой стоит более насущный вопрос по разработке и снабжению современными образцами оружия действующей в зоне СВО армии. Это означает, что приоритет в финансировании отдается уже существующим оборонным проектам, а не перспективным. И это логично, потому что надо достигать все заявленные цели СВО, о чем неоднократно объявлялось на самом высоком уровне. Вместе с тем надо помнить, что с каждым годом некая часть авиастроительных компетенций утрачивается, так как уходят старые кадры, имеющие бесценный опыт создания уникальных боевых самолетов.

И по большому счету медлить с разработкой перспективных самолетов нельзя, иначе не будет создано никакого задела на будущее. В любом случае, если будет принято решение о разработке СВВП пятого поколения, на создание самолета могут уйти годы и даже десятилетия. Впрочем, как было сказано выше, данная задача решаема, особенно при условии хорошего финансирования.

Александр Плеханов

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
6 сен 2024
Владимир Путин потребовал ускорить создание пассажирской версии самолета "Байкал"
6 сен 2024
Денис Мантуров заявил, что планы выпуска самолетов в России будут пересмотрены в 2025 году
6 сен 2024
Мантуров объяснил сдвиг сроков по самолету "Байкал" задачами импортозамещения двигателя и винта
6 сен 2024
Многоцелевой вертолет Ми-8АМТ представили на Восточном экономическом форуме
6 сен 2024
Ростех окажет финансовую поддержку инновационным проектам
6 сен 2024
Юрий Трутнев предложил заменить подрядчика самолета «Байкал»
6 сен 2024
Дрон, который «дойдет до Москвы», представили на оборонной выставке в Польше
5 сен 2024
Антон Алиханов: русифицированная версия SJ-100 может выйти на зарубежные рынки
5 сен 2024
В два винта: в России разрабатывают всепогодный дрон
5 сен 2024
Антон Алиханов: сертификация двигателя ПД-8 в составе SJ-100 ожидается до конца 2025 года
5 сен 2024
В Бурятии разработали дрон-носитель "Буря-20"
5 сен 2024
Минпромторг и Ростех прорабатывают меры для экспорта российской авиатехники в будущем
5 сен 2024
Все для МС-21. Число рабочих на иркутском авиазаводе хотят увеличить почти в полтора раза
5 сен 2024
В РОСНАНО разработали концепцию первого в России защищенного дрона
4 сен 2024
Глава Минпромторга России Антон Алиханов ознакомился с производством Иркутского авиационного завода
4 сен 2024
Испытания российских двигателей для МС-21 и Superjet займут не меньше пары лет
4 сен 2024
В Комсомольске-на-Амуре завод по выпуску самолетов "Байкал" достроят в 2025 году
4 сен 2024
Кабмин Индии одобрил закупку 240 авиадвигателей для Су-30МКИ ВВС страны
4 сен 2024
АО «ГЛОНАСС» разработало устройство для мониторинга и управления БПЛА с использованием SIM-карты
4 сен 2024
В Петербурге создали компактный БПЛА с "компьютерным зрением"
3 сен 2024
Ростех расширяет производство бортовой электроники для гражданских авиалайнеров
3 сен 2024
Китайский самолет-амфибия AG600 завершил первый этап сертификационных летных испытаний после получения TIA
3 сен 2024
«Рособоронэкспорт» организует российскую экспозицию на дебютной выставке Egypt International Airshow 2024
3 сен 2024
В МГТУ ГА начался учебный год
6 сен 2024
Авиакомпания «ИрАэро» и ОАК договорились о поставке 37 отечественных самолетов
6 сен 2024
ОАК, «Яковлев» и Правительство Иркутской области подписали соглашение о партнерстве в интересах региона и Иркутского авиационного завода
6 сен 2024
Авиакомпания «Аврора» и «Яковлев» подписали соглашение на поставку отечественных самолетов
6 сен 2024
«Яковлев» поставит 45 самолетов МС-21 «Смартавиа»
6 сен 2024
НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» принял участие в заседании руководящей группы САЕР ICAO
5 сен 2024
Самолет Ил-114-300 продолжает программу летных испытаний в новой ливрее ОАК
5 сен 2024
ГТЛК и ОАК подписали соглашение о намерениях поставки 238 самолетов
5 сен 2024
Образовательно-производственный кластер «Радиоэлектроника» открылся на базе ульяновского Политеха при поддержке КРЭТ
5 сен 2024
Более 3 000 целевых студентов ОДК-УМПО приступят к занятиям в новом учебном году
5 сен 2024
ГосНИИАС — участник Международного технологического конгресса
5 сен 2024
В ОДК-Сатурн завершилось обучение новой категории наставников
5 сен 2024
Сотрудники ПК «Салют» познакомили детей с производством авиадвигателей на «ДАКС — 2024»
4 сен 2024
ОАК представляет свою продукцию на выставке Egypt International Airshow-2024
4 сен 2024
ОДК-Сервис открыл новый центр подготовки кадров для авиастроения
3 сен 2024
ОАК передала очередную партию самолетов Су-34 в войска
3 сен 2024
ОДК-Кузнецов представил научно-образовательные проекты в Самарском университете
3 сен 2024
Студенты колледжей и вузов прошли летнюю практику на КВЗ
3 сен 2024
ОДК-Кузнецов в День знаний передал опорной школе агрегаты ракетного двигателя
3 сен 2024
На ОДК-СТАР открыли двери для первоклассников
2 сен 2024
Окрыляя идеями новое поколение: Демонстрационный центр ЦАГИ на ДАКС-2024
2 сен 2024
ОДК-Кузнецов увеличит объемы производства комплектующих газотурбинных двигателей
2 сен 2024
Специалисты ГосНИИАС примут участие в семинаре «Авиация. Квалификация. Надежность»
2 сен 2024
От студента до академика: 28 лет назад научный руководитель ГосНИИАС Е.А. Федосов признан заслуженным деятелем науки Российской Федерации
30 авг 2024
ЦАГИ продолжает исследования по формированию облика перспективного самолета региональной авиации
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».