Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 05.12.2024
Источник: ТАСС

Обгоняя звук: крылатая ракета BrahMos и ее российские "друзья"

Российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace ведет обсуждение поставок многоцелевых сверхзвуковых крылатых ракет BrahMos с Вьетнамом, Индонезией, а также Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). ТАСС - о крылатой ракете, имеющей российские корни, а также о ее отечественных одноклассниках, противостоять которым практически невозможно.
Фото с сайта www1.ru
"Есть разговоры с Индонезией, с Вьетнамом, с (Объединенными Арабскими) Эмиратами. Вот эти страны, которые в первую очередь проявили интерес", - сообщил ТАСС управляющий содиректор BrahMos Aerospace Александр Максичев. Не раскрывая подробностей о стадии переговоров, Максичев дал понять, что с тремя вышеуказанными странами могут быть подписаны контракты на поставку ракет.

Предприятие BrahMos Aerospace является наиболее успешным примером военно-технического сотрудничества России с Индией. В 2023 году компания отметила четвертьвековой юбилей: 12 февраля 1998 года состоялось подписание российско-индийского соглашения о совместной разработке и производстве сверхзвуковой крылатой ракеты. Его участниками стали российское предприятие "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") и индийская Организация оборонных исследований и разработок (DRDO). Название предприятия отсылает к именам двух рек - Брахмапутры в Индии и Москвы-реки в России.

Уже в 2001 году была испытана первая ракета, их выпуск начался в 2004-м, а год спустя первые BrahMos начали размещаться на кораблях индийских военно-морских сил. Первым зарубежным заказчиком ракет стали в 2022 году Филиппины. В 2023 году в интервью ТАСС управляющий директор и главное должностное лицо совместного предприятия Атул Динкар Ране сообщил, что интерес к покупке ракет проявили пять стран. В начале 2024 года директор по экспорту BrahMos Aerospace Правин Патхак рассказал ТАСС, что компания ведет переговоры с представителями Саудовской Аравии, а в ходе оборонной выставки World Defense Show к ракетам "проявили очень большую заинтересованность".

Три среды - одна ракета

Многоцелевая крылатая ракета BrahMos может запускаться с надводных, подводных, сухопутных и воздушных носителей. Пусковые установки на кораблях могут быть как наклонными, так и вертикальными. Ожидается, что ракета станет главной ударной силой военно-морских сил Индии. Испытана версия для подводных лодок: ракета стартует из вертикальной пусковой, а после выхода на поверхность отстреливает носовой обтекатель, защищающий воздухозаборник от попадания воды, разворачивается и уходит к цели. Вертикальный пуск используют и самоходные наземные пусковые установки.

В состав сухопутной батареи BrahMos входит командный пункт и четыре-шесть пусковых по три ракеты на каждой, при этом каждая ракета может поразить свою назначенную цель. Носителем авиационной версии BrahMos является тяжелый многоцелевой истребитель Су-30МКИ.

Дальность полета ранних вариантов BrahMos - 290 км, при этом она сохраняет скорость порядка трех скоростей звука. При этом индийские вооруженные силы готовятся поставить на вооружение модификацию ракеты, дальность применения которой возросла до 450 км. Испытывается еще более дальнобойный вариант - до 800 км. Ракета способна подниматься в стратосферу на высоту до 15 км или лететь в 10 м над поверхностью в зависимости от выбранной траектории и на различных ее участках.

Крылатые ракеты против бен Ладена: когда скорость важна

Одним из примеров важности высокой скорости для крылатых ракет является неудачная попытка вооруженных сил США ликвидировать главаря запрещенной в РФ террористической организации "Аль-Каида" Усамы бен Ладена в августе 1998 года. Тогда по тренировочной базе террористов на востоке Афганистана, где предположительно находится их лидер, был нанесен удар дозвуковыми крылатыми ракетами Tomahawk. Боеприпасы запускались с кораблей ВМС США, находившихся в Персидском заливе. В ходе группового удара было выпущено до 100 Tomahawk. Однако до цели в Афганистане ракетам предстояло пролететь порядка 1 800 км - это расстояние они могли преодолеть лишь за два часа. За час до поражения лагеря бен Ладен покинул его территорию.

Крылатая ракета BrahMos была разработана на основе российской ракеты "Яхонт", являющейся экспортным вариантом универсальной противокорабельной крылатой ракеты П-800 "Оникс". Москву и Дели связывает многолетнее военно-техническое сотрудничество: республика собирает из готовых российских машинокомплектов истребители, танки, запущено совместное производство автоматов Калашникова. Однако Индия стремится из покупателя вооружений превратиться в их экспортера.

"Когда Индия приступила к выпуску BrahMos, доля ее индийских компонентов составляла 13%. В настоящее время она достигает 76%, и через три года путем импортозамещения эта ракета будет полностью оснащена оборудованием индийского производства в соответствии с госпрограммой Make in India", - сообщала в 2023 году газета Times of India, цитируя Атула Динкара Ране.

Асимметричный советский ответ Соединенным Штатам

Россия обладает передовыми технологиями и опытом в области создания сверхскоростных крылатых ракет. Советский Союз разрабатывал подобные боеприпасы как средство борьбы с авианосным флотом США, самолеты которого были способны нести ядерное оружие. После Второй мировой войны две сверхдержавы - бывшие союзники по антигитлеровской коалиции - стали соперниками. В ответ на агрессивный курс США и НАТО советские конструкторы приступили к разработке нового класса высокоточного оружия - противокорабельных самолетов-снарядов (так в то время называли крылатые ракеты). Благодаря радиолокационной головке самонаведения такой снаряд, выпущенный с самолета или небольшого ракетного катера, мог попасть точно в цель и потопить даже крупный корабль.

В советские годы крылатые ракеты "каменного" семейства - "Аметист", "Малахит", "Базальт", "Оникс" - обеспечили стране стратегическое преимущество над флотами других государств. Ими оснащают надводные корабли различного водоизмещения, подводные лодки, береговые ракетные комплексы. Примером совершенства отечественной научной, инженерной, конструкторской мысли служит крылатая ракета П-700 "Гранит". Изделие, получившее на Западе прозвище Shipwreck ("Кораблекрушение"), длиной 10 м и массой 7 т несет боевую часть массой в 1 т. Главная особенность ракеты - ее "интеллект". Ракеты, запущенные залпом, умеют выстраиваться в воздухе в плотный ордер, обмениваться между собой информацией о том, какие цели каждая из них атакует. Бортовые вычислительные машины "Гранитов" содержат электронные "чертежи" современных кораблей, сведения о возможных тактических построениях групп кораблей, поэтому отечественные ракеты умеют выявлять наиболее ценные цели и атаковать их. Благодаря высокой скорости и малой высоте полета перехватить боеприпасы очень сложно.

Новейшим представителем крылатых "минералов" является гиперзвуковая ракета "Циркон" морского базирования. Согласно заявлению президента России Владимира Путина, она разгоняется до 9 Махов (скоростей звука) и способна пролететь свыше 1 тыс. км. Ракета уже испытана в ходе специальной военной операции. Сбить российские гиперзвуковые ракеты и планирующие боевые блоки баллистических ракет современные западные средства противовоздушной обороны не в состоянии.

Малогабаритная, гиперзвуковая

Семейство ракет BrahMos также видоизменяется и совершенствуется. Как ожидается, до конца 2025 года начнутся летные испытания ракеты BrahMos-NG авиационного базирования. Она стала меньше, легче (1,33 т против 2,65 т у предыдущего варианта), имеет меньшую радиолокационную заметность, лучше противостоит средствам радиоэлектронной борьбы. Легкий истребитель Tejas индийской разработки сможет брать две такие ракеты, Су-30МКИ - целых четыре.

Помимо этого, российско-индийская компания занимается разработкой гиперзвукового варианта BrahMos. О том, что такая ракета может появиться, сообщил ТАСС в 2014 году Судхир Кумар Мишра, занимавший должность президента BrahMos Aerospace. Изучение возможности создания гиперзвуковой ракеты проводилось совместно с Московским авиационным институтом и индийским научным институтом в Бангалоре. Планировалось, что на первом этапе будет разработана ракета, разгоняющаяся до 5 Махов.

Атул Динкар Ране подтвердил работы над гиперзвуковой ракетой. НПО машиностроения, участвующее в предприятии BrahMos Aerospace, обладает необходимыми технологиями, так как является создателем и производителем ракеты "Циркон".

Глава компании отметил, что односторонние западные санкции никак не повлияли на BrahMos Aerospace. "Российско-индийское партнерство между учеными в технической области столь глубоко, что его невозможно разрушить", - выразил он уверенность в интервью ТАСС.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Анонс мероприятий
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
20 янв 2025
На Иркутском авиазаводе ОАК приступил к разделке отверстий в узлах навески киля МС-21
20 янв 2025
Белоруссия выпустит первый совместный с Россией самолет "Освей" в 2026 году
20 янв 2025
Предприятия Пермского регионального отделения СоюзМаш наградили за вклад в развитие края
20 янв 2025
Высокопрочную технологическую оснастку для авиадеталей методом 3D-печати создают в ИРНИТУ
20 янв 2025
Ростех: борьба США с российским авиапромом способствовала пожарам в Лос-Анджелесе
20 янв 2025
В Петербурге открыли научно-производственный комплекс гражданских беспилотников
20 янв 2025
5-6 февраля - дни беспилотной авиации на выставке НАИС
17 янв 2025
Эксперты согласовали проект постройки инновационного авиакомплекса
16 янв 2025
Пермские ученые придумали новый тест для повышения надежности авиадвигателей
16 янв 2025
Базовый авиаперевозчик Норильска планирует приобрести 10 самолетов МС-21
15 янв 2025
В РФ запустили серийное производство дрона "Князь Вандал" с тепловизором
15 янв 2025
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
15 янв 2025
Российские ученые разработали сверхпластичные титановые сплавы для авиаотрасли и медицины
14 янв 2025
В России тестируют новые технологии для снижения аварийности самолетов
14 янв 2025
Производство самолетов Boeing за год оказалось вдвое ниже Airbus
14 янв 2025
США нарастили импорт из России комплектующих для самолетов
13 янв 2025
Ученые Пермского Политеха разработали способ обшивки авиадвигателя из температуроустойчивого материала
13 янв 2025
Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности
13 янв 2025
Airbus: заказы на лайнеры в 2024 году упали в 2,6 раза – до 878 самолетов
13 янв 2025
«Аэронекст»: жизнь разработчиков БАС упростится при прохождении независимой инспекции
13 янв 2025
Airbus в 2024 году увеличил поставки на 4% до 766 самолетов
10 янв 2025
Первые серийные учебно-тренировочные самолеты УТС-800 переданы в Минобороны России
10 янв 2025
В МАИ разработали стратегию развития университета
10 янв 2025
Новосибирск станет столицей российских беспилотников
20 янв 2025
ГосНИИАС в 2024 году: ключевые итоги и перспективы
20 янв 2025
Ко дню рождения основателя ЦАГИ Н.Е. Жуковского
15 янв 2025
Двигатели ОДК обеспечили 15 пусков ракет-носителей «Союз» в 2024 году
14 янв 2025
НЦМУ «Сверхзвук» - «Искусственный интеллект и безопасность полётов»: итоги работ специалистов ГосНИИАС за 2024 год
13 янв 2025
Губернатор Пермского края встретился с председателем Пермского регионального отделения СоюзМаш России
13 янв 2025
Дети сотрудников ОДК из новых регионов провели зимние каникулы в Москве
30 дек 2024
«Косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
28 дек 2024
Город начинается с ЦАГИ: развивая туристическую привлекательность наукограда Жуковского
28 дек 2024
Будущие инженеры ОДК изучили технологию искусственного интеллекта на стажировке в Китае
28 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС выступили на форуме "Человеческий фактор в авиации"
28 дек 2024
Авиамоделисты ЦАГИ стали лучшими на международном турнире
27 дек 2024
На НАЗ «Сокол» создается корпоративный Центр компетенций по литейному производству
27 дек 2024
ЦАГИ заключил соглашение с Санкт-Петербургским политехническим университетом П
27 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС награждены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени
26 дек 2024
ЦАГИ провел III Научно-практическую конференцию аспирантов
26 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили запуск ракеты-носителя со спутником «Ресурс-П»
25 дек 2024
Эксперты обсудили развитие авиастроительной отрасли
25 дек 2024
Технопарк ЦАГИ продемонстрировал дистанционные технологии обучения студентам РАНХиГС
24 дек 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-57 и Су-34
24 дек 2024
Мера ответственности: подразделению измерительной техники и метрологии ЦАГИ – 80 лет
23 дек 2024
Объявлены победители конкурса «Будущее авиации»
23 дек 2024
Импортозамещение авионики и создание перспективных комплексов БРЭО обсудили на Комитете СоюзМаш России
23 дек 2024
«РТ-Техприемка» обучила сотрудников «Вертолеты России» системе менеджмента бережливого производства
23 дек 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС удостоен ордена Дружбы
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».