Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 10.12.2024
Источник: Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"

Пересборка нацпроекта, федеральный закон и амбициозный маршрут для БВС: итоги форума АЭРОНЕКСТ 2024

Национальный проект "БАС" и входящие в него федеральные проекты должны быть пересобраны на принципе экономической обоснованности всех мероприятий, а регулирование беспилотной авиации выделено в отдельный нормативный акт.
Текущее состояние развития отрасли беспилотной авиации и необходимые меры для ускорения темпов ее роста стали главными предметами обсуждения ежегодного отраслевого форума по развитию беспилотной авиации "АЭРОНЕКСТ 2024".

Как было отмечено выступавшими, гражданский сегмент беспилотной авиации начал свое зарождение в середине 2000 годов и скоро сможет отпраздновать 20-летие.

За это время гражданская беспилотная авиация обратила на себя внимание малого, среднего и даже самого крупного бизнеса во всех областях и видах экономической деятельности, как удобный и точный инструмент получения цифровых геопространственных данных, как инструмент точного земледелия, как неприхотливое средство доставки срочных грузов там, где уже тяжело курьеру, где невозможно или долго ехать автомобилю, дорого использовать пилотируемое ВС для небольшого груза в электронной коммерции, промышленной логистике и т.д.

Темпы роста российского рынка беспилотников и услуг неравномерны по годам, но, тем не менее, всегда имели положительное значение.

Однако, в 2024 году собранная статистика показывает значительный спад гражданского сегмента рынка, хотя общий объем выручки компаний гражданского сегмента вырос за счет производства продукции для задач обороны страны.

Парадоксально, но при снижении объемов выполненных работ с применением БАС, выросло число официально зарегистрированных Госкорпорацией по ОрВД полетов БВС со 105 тысяч в 2023 году до почти 137 тысяч в 2024.

Можно предположить, что увеличение числа полетов является следствием совершенствования и развития функциональности системы СППИ, что мотивирует пользователей воздушного пространства, включая физических лиц, подавать заявку и выполнять полеты легально.

И тем не менее, как отметил в своем выступлении генеральный директор Ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев, гражданский рынок в 10 раз меньше объемов производства БАС для задач обороны страны и необходимо ускорять рост рынка для избегания социальных и производственных проблем после окончания СВО.

Пересборка

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак убежден, национальный проект требуется пересмотреть с новым подходом.

По мнению замминистра необходимо решать конкретные отраслевые задачи с необходимой экономической эффективностью при помощи беспилотных авиационных систем, а не просто "производить беспилотники". Сначала надо определить сценарий использования. Потом промоделировать эти сценарии, с точки зрения экономической эффективности в отраслевом применении и лишь потом что-либо финансировать и создавать.

С позицией Минпромторга согласен и Президент Ассоциации "Аэронекст", исполнительный директор АО НПП "Радар ммс" Иван Анцев.

По его мнению, экономическая эффективность вложений - это главный критерий, который должен применяться ко всем мероприятиям, финансируемым из средств федерального или региональных бюджетов в рамках национального проекта, включая обоснованность разработки различных программ подготовки кадров, развитие инфраструктуры и даже меры и средства обеспечения безопасности.

Отдельные направления и мероприятия, по мнению участников форума, в текущем национальном проекте не подкреплены соответствующей аналитикой и могут оказаться неэффективными с точки зрения экономической отдачи от затраченных средств.

Василий Шпак также отметил, что при пересборке нацпроекта, очевидно, будут скорректированы и целевые показатели федеральных проектов.

Истинными показателями стагнации или развития отрасли являются не штуки проданных госкомпаниям за бюджетные же деньги БАС и не число обученных за бюджетные средства специалистов, а экономические показатели не субсидированной государством, т.е. реальной рыночной выручки предприятий.

Предлагаемую структурную модель национального проекта версии 2.0 наглядно продемонстрировал Директор по проектной деятельности НТИ Александр Мальков.

По мнению эксперта сейчас большинство мероприятий и показателей различных федеральных проектов в структуре нацпроекта "БАС" не имеют взаимоувязанной логики, и потому их реализация может не принести ожидаемых эффектов развития.

Например, разрыв между планируемыми к созданию перспективными технологиями и реальными потребностями индустрии, несоответствие компетентностных запросов работодателей к работникам и программ подготовки, реализуемых образовательными организациями.

Предлагаемая новая структура Нацпроекта 2.0 направлена на установление четких связей с обоснованием взаимных эффектов на расширении производства и применения БАС от реализации конкретных кадровых, инфраструктурных, технологических мероприятий и мер поддержки.

Также запланированы три новых федеральных проекта по самым "слабым" направлениям текущего нацпроекта: Безопасность, Инфраструктура, Экспорт.

Регуляторный домен

Важнейшим условием ускорения темпа развития рынка и условием эффективности государственного финансирования является быстрое и качественное совершенствование законодательства.

Однако сегодня состояние и темп развития законодательства является еще более серьезным барьером на пути развития отрасли БАС чем санкции.

Так и не утверждена решением Правительства разработанная в 2023 году по поручению Белоусова дорожная карта по совершенствованию законодательства в рамках механизма трансформации делового климата.

Дорожная карта по законодательству, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 03.04.2018 №576р исполнена лишь в формальных отчетах, фактически же основные цели регулирования не достигнуты.

"Регулирование традиционной авиационной деятельности осуществляется в подведомственности двух ФОИВ - Минпромторга и Минтранса России. Каждое направление регулирования в воздушном законодательстве, каждая норма законах и подзаконных актах не изолированы, а тесно взаимозависимы. Мы же постоянно решаем отдельные задачи лоскутным способом, а фактически строим отрасль без регулирования" - заявил Бабинцев.

Руководитель Аэронекст предложил обратить внимание на опыт других стран, рынок БАС которых растет с темпом 60-90 процентов ежегодно.

Лидерами роста в части БАС являются Индия и Китай, которые пошли путем создания отдельного регуляторного домена для отработки НПА с целью последующей (2030 и позже) имплементации успешных норм в общее регулирование.

Подобный подход уже обсуждался на форуме АЭРОНЕКСТ 2022, а также в мае 2024 года в Государственной Думе.

Бабинцев предложил перейти от обсуждений к реализации нормативного акта для БАС в Российской Федерации через создание специально федерального закона для БАС или акта Правительства в рамках серийного ЭПР, действующего сразу на всей территории страны.

С возможностью разработки и внедрения такой программы экспериментального правового режима согласился Директор Департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин.

По его словам подобный опыт в Российской Федерации уже имеется на примере ЭПР по телемедицинским технологиям.

Кроме того, внедрены несколько крупных ЭПР, распространяющихся сразу на несколько регионов.

О готовности начать проработку вопроса федерального закона сообщил руководитель подгруппы по БАС межфракционной рабочей группы по развитию малой авиации, Первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия - За Правду" Дмитрий Гусев.

Он предложил уже в январе 2025 года собрать все предложения для подготовки плана мероприятий по разработке такого федерального закона и, при необходимости, других нормативных актов в целях создания сбалансированного регулирования БАС.

Амбиция 2028

Большой интерес участников форума вызвал доклад об итогах технологического конкурса Аэрологистика, который в течение 3 лет готовили и проводили оператор конкурса - Фонд НТИ и субоператор - Ассоциация "Аэронекст".

В ходе двухлетних испытаний участники поэтапно приближались к преодолению сложнейшего комплексного технологического барьера.

Апогеем финального испытания стала задача автоматического уклонения БВС от встречного, галсирующего на маршруте с заранее не прогнозируемой точкой встречи.

Результаты конкурса Аэрологистика превзошли ожидания организаторов и могут по праву считаться прорывным мировым достижением!

Фактически, БВС участников многократно и автоматически уклонялись от имитатора пилотируемого ВС, передающего текущие координаты, но не передающего траекторию полета (полетное намерение).

По мнению руководителя Аэронекст, организаторы достигли всех целей конкурса и даже больше, но это лишь треть того, что еще предстоит для полноценного и масштабного запуска регулярной и бесшовной перевозки грузов на БВС.

"Теперь у нас есть амбиция запустить регулярный маршрут Москва - Санкт-Петербург, на котором будет работать группа БВС различных типов и эксплуатантов без введения ограничений на использование воздушного пространства. Если удастся стартовать следующий этап конкурса Аэрологистика, то эта амбиция будет реализована в 2028 году!" - заявил Бабинцев.

По его словам, Россия может потерять лидирующие позиции в беспилотной авиации, если мы будем ждать до 2035 года завершения НИР, предусмотренных концепцией по интеграции, или 2030 года, с которого планируется оснащать все БВС средствами автоматического предотвращения столкновений.

Участники форума отметили, что запуск регулярных перевозок грузов на маршруте Москва - Санкт-Петербург с созданием площадок в Твери и Великом Новгороде очень амбициозный проект.

Чтобы реализовать такое придется решить все технологические и процедурные вопросы, связанные с защитой от атак вражеских беспилотников, безопасностью объектов на земле при возможных отказах БВС и уклонением от столкновений БВС и ПВС в воздухе.

Однако, успех проекта будет означать эру бесшовных и безопасных полетов БВС на территории всей страны и даже за ее пределами.

О том каким будет бесшовное цифровое небо будущего, рассказал Заместитель директора направления по обеспечению технологического суверенитета АНО "Платформа НТИ" Роман Мешков.

"Именно так мы и понимаем бесшовность - возможность свободного перемещения беспилотных и пилотируемых по всем классам воздушного пространства без переоснащения и прохождения сложных процедур" - пояснил Мешков.

Форум состоялся 5 декабря 2024 года при поддержке Генерального партнера - АО НПП "Радар ммс", Фонда НТИ и Минобрнауки РФ.

В рамках форума также состоялась выставочная экспозиция с продукцией предприятий индустрии беспилотных авиационных систем, в рамках которой участники моли обсудить существующие и будущие рыночные ниши для беспилотной техники и услуг, наладить новые хозяйственные связи.

Всего участие в форуме приняли более 300 гостей из различных регионов Российской Федерации.

Фотоотчет и материалы докладчиков можно найти на сайте Ассоциации "Аэронекст".

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Анонс мероприятий
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
20 янв 2025
На Иркутском авиазаводе ОАК приступил к разделке отверстий в узлах навески киля МС-21
20 янв 2025
Белоруссия выпустит первый совместный с Россией самолет "Освей" в 2026 году
20 янв 2025
Предприятия Пермского регионального отделения СоюзМаш наградили за вклад в развитие края
20 янв 2025
Высокопрочную технологическую оснастку для авиадеталей методом 3D-печати создают в ИРНИТУ
20 янв 2025
Ростех: борьба США с российским авиапромом способствовала пожарам в Лос-Анджелесе
20 янв 2025
В Петербурге открыли научно-производственный комплекс гражданских беспилотников
20 янв 2025
5-6 февраля - дни беспилотной авиации на выставке НАИС
17 янв 2025
Эксперты согласовали проект постройки инновационного авиакомплекса
16 янв 2025
Пермские ученые придумали новый тест для повышения надежности авиадвигателей
16 янв 2025
Базовый авиаперевозчик Норильска планирует приобрести 10 самолетов МС-21
15 янв 2025
В РФ запустили серийное производство дрона "Князь Вандал" с тепловизором
15 янв 2025
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
15 янв 2025
Российские ученые разработали сверхпластичные титановые сплавы для авиаотрасли и медицины
14 янв 2025
В России тестируют новые технологии для снижения аварийности самолетов
14 янв 2025
Производство самолетов Boeing за год оказалось вдвое ниже Airbus
14 янв 2025
США нарастили импорт из России комплектующих для самолетов
13 янв 2025
Ученые Пермского Политеха разработали способ обшивки авиадвигателя из температуроустойчивого материала
13 янв 2025
Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности
13 янв 2025
Airbus: заказы на лайнеры в 2024 году упали в 2,6 раза – до 878 самолетов
13 янв 2025
«Аэронекст»: жизнь разработчиков БАС упростится при прохождении независимой инспекции
13 янв 2025
Airbus в 2024 году увеличил поставки на 4% до 766 самолетов
10 янв 2025
Первые серийные учебно-тренировочные самолеты УТС-800 переданы в Минобороны России
10 янв 2025
В МАИ разработали стратегию развития университета
10 янв 2025
Новосибирск станет столицей российских беспилотников
20 янв 2025
ГосНИИАС в 2024 году: ключевые итоги и перспективы
20 янв 2025
Ко дню рождения основателя ЦАГИ Н.Е. Жуковского
15 янв 2025
Двигатели ОДК обеспечили 15 пусков ракет-носителей «Союз» в 2024 году
14 янв 2025
НЦМУ «Сверхзвук» - «Искусственный интеллект и безопасность полётов»: итоги работ специалистов ГосНИИАС за 2024 год
13 янв 2025
Губернатор Пермского края встретился с председателем Пермского регионального отделения СоюзМаш России
13 янв 2025
Дети сотрудников ОДК из новых регионов провели зимние каникулы в Москве
30 дек 2024
«Косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
28 дек 2024
Город начинается с ЦАГИ: развивая туристическую привлекательность наукограда Жуковского
28 дек 2024
Будущие инженеры ОДК изучили технологию искусственного интеллекта на стажировке в Китае
28 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС выступили на форуме "Человеческий фактор в авиации"
28 дек 2024
Авиамоделисты ЦАГИ стали лучшими на международном турнире
27 дек 2024
На НАЗ «Сокол» создается корпоративный Центр компетенций по литейному производству
27 дек 2024
ЦАГИ заключил соглашение с Санкт-Петербургским политехническим университетом П
27 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС награждены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени
26 дек 2024
ЦАГИ провел III Научно-практическую конференцию аспирантов
26 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили запуск ракеты-носителя со спутником «Ресурс-П»
25 дек 2024
Эксперты обсудили развитие авиастроительной отрасли
25 дек 2024
Технопарк ЦАГИ продемонстрировал дистанционные технологии обучения студентам РАНХиГС
24 дек 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-57 и Су-34
24 дек 2024
Мера ответственности: подразделению измерительной техники и метрологии ЦАГИ – 80 лет
23 дек 2024
Объявлены победители конкурса «Будущее авиации»
23 дек 2024
Импортозамещение авионики и создание перспективных комплексов БРЭО обсудили на Комитете СоюзМаш России
23 дек 2024
«РТ-Техприемка» обучила сотрудников «Вертолеты России» системе менеджмента бережливого производства
23 дек 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС удостоен ордена Дружбы
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».