Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 10.12.2024
Источник: ТАСС

Гиперзвуковой "Кинжал" под крылом: с чем ОКБ Микояна встречает 85 лет

Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Микояна было основано в 1939 году. Под руководством Артема Микояна и его соратника Михаила Гуревича были разработаны истребители, быстро завоевавшие признание. Значимый успех пришел с созданием МиГ-15, который стал самым массовым реактивным самолетом своего времени. С тех пор конструкторское бюро непрерывно удивляло инновациями мировое авиастроение. О них и перспективных разработках бюро - в материале ТАСС.
Фото: dzen.ru
"ОКБ имени А.И. Микояна входит в плеяду лучших отечественных авиационных школ, сформировавших знаменитую на весь мир советскую, а теперь российскую авиапромышленность. Идеи и разработки этого КБ во многом определили пути развития военного самолетостроения на десятилетия вперед. Микояновцы стали пионерами в области создания реактивной авиации и освоения сверхзвуковых скоростей полета. На самолетах марки "МиГ" установлены 110 мировых рекордов. И в наши дни разработанные этим КБ машины вносят свой вклад в укрепление обороноспособности страны. В зоне СВО выполняет задачи МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами "Кинжал". Аналогов этому авиационному комплексу нет ни в одной стране мира. Сегодня ОКБ имени А.И. Микояна продолжает развиваться. Здесь трудятся талантливые и преданные своему делу инженеры-конструкторы, которые создают перспективные самолеты", - сказал генеральный директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

Как отмечает гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха, коллективом ОКБ за годы работы создано более пятисот проектов. "Сегодня ОКБ находится на новом этапе развития, активно внедряет передовые информационные технологии и работает над перспективными проектами авиационной техники. Инженеры-конструкторы - это ключевое звено нашего стотысячного коллектива, - считает Бадеха. - Каждый сотрудник на своем месте крайне важен, будь то рабочий, технолог или любой другой специалист. Но именно инженеры-конструкторы задают облик и философию того продукта, который корпорация выпускает. А самое главное это касается не только сегодняшнего дня, но и определяет будущее".

МиГ-1

Первый самолет марки "МиГ", истребитель И-200, был создан за рекордные 132 дня, а от начала разработки до серийного производства прошел всего один год, что стало выдающимся достижением для авиации того времени.

МиГ-9

Первый советский истребитель, открывший эру реактивной авиации в нашей стране, и он же - первый истребитель марки "МиГ", поставленный за рубеж: 372 машины были направлены в Китай в 1949 году.

МиГ-15

Первый серийный истребитель со стреловидным крылом, который стал знаменит благодаря успешным действиям в Корейской войне (1950-1953 гг.). Является самым массовым реактивным самолетом в мире с более чем 17 тыс. произведенных экземпляров.

МиГ-21

Фронтовой истребитель с треугольным крылом, рекордсмен по продолжительности серийного производства. С 1959 по 1991 год на самолетах МиГ-21 было установлено 24 мировых рекорда, включая три абсолютных.

МиГ-25

Самый выдающийся самолет-рекордсмен на сегодняшний день с 39 мировыми рекордами, включая три абсолютных. Ключевой рекорд - высота полета 37 650 м, которую удалось достичь 31 августа 1977 года.

МиГ-29

Легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, на котором установлено 18 мировых рекордов. Его отличительной чертой стала интегральная аэродинамическая компоновка. Резко возросшие маневренность, характеристики прицельного-навигационного комплекса и радиоэлектронного бортового оборудования в сочетании с оснащением новыми управляемыми ракетами обеспечили поражение воздушных целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц.

МиГ-31

На этом истребителе-перехватчике установлено 19 мировых авиационных рекордов, что делает его одним из самых скоростных и высотных боевых самолетов в мире. Он способен эффективно перехватывать воздушные цели, в том числе крылатые ракеты, на любых высотах.

МиГ-35

Современный многофункциональный истребитель поколения "4++", предназначенный для работы в условиях высокой интенсивности боевых действий. Основными отличиями МиГ-35 от предшественников стали интеграция в состав БРЭО информационно-прицельных систем 5-го поколения, возможность применения перспективных авиационных средств поражения, а также повышенная боевая живучесть за счет внедрения нового бортового комплекса обороны.

Новые горизонты

Современные реалии требуют новых подходов в разработке авиационной техники. ОКБ Микояна развивает имеющиеся компетенции в оперативно-тактической авиации, а также стремится реализовать новые проекты в условиях сложившейся конкурентной среды авиационного рынка. "В работе сейчас находятся перспективные проекты авиационной техники, а также ведется модернизация эксплуатируемых самолетов семейства 4+ для различных заказчиков. В процессе разработки мы учитываем актуальные военные угрозы и опыт специальной военной операции для реализации наиболее эффективных в боевых условиях технических решений, а также опираемся на уникальный научно-технический задел нашей конструкторской школы", - уточнил директор ОКБ Микояна Алексей Матвеев.

На протяжении всей своей истории конструкторское бюро делало упор на создании новых технологий и методов проектирования. В последние годы особенно активное развитие получило "цифровое" направление. "ОКБ обладает современными компетенциями и технологиями проектирования, исследований и испытаний авиационной техники. Одновременно были запущены и успешно выполняются несколько новых проектов, которые потребовали от конструкторов и инженеров оперативного освоения дополнительных цифровых инструментов, а также непрерывного развития в области информационных технологий для выдерживания жестких сроков и требований завода-изготовителя", - пояснил Матвеев.

Также важными направлениями в ОКБ становятся исследования на основе искусственного интеллекта (ИИ), который, по мнению Матвеева, способен изменить традиционные методы работы. Добавив экспертную поддержку искусственного интеллекта, в частности, в систему компьютерного проектирования и систему управления жизненным циклом продукта планируется оптимизировать выполнение рутинных задач и повысить производительность труда.

"Полагаю, в скором времени будут внедрены генеративные модели. Они позволят на основе проектных параметров содействовать выбору наиболее рационального технического облика летательного аппарата. Они же будут содействовать в объединении различных технических решений из множества альтернативных вариантов, а также позволят облегчить разработку конструкции самолета", - рассказал Матвеев.

Учебный самолет будущего

ОКБ Микояна активно работает над созданием нового учебно-тренировочного самолета МиГ-УТС, который призван заменить устаревшие машины, выработавшие свой ресурс и имеющие проблемы с обеспечением запчастями. Разработка нового самолета ведется с учетом пожеланий авиационных училищ, которые нуждаются в надежной и простой технике для основной подготовки летчиков. МиГ-УТС должен предоставить оптимальные условия для обучения, включая возможность отработки техники пилотирования и маневрирования с высокими перегрузками.

"Тематика учебно-тренировочной авиации не чужда ОКБ Микояна. Еще в конце 1940-х годов был создан учебно-тренировочный вариант истребителя МиГ-15УТИ, который долгие годы служил основой подготовки летного состава вооруженных сил СССР. Самолет МиГ-15УТИ дал путевку в летную жизнь тысячам молодых ребят. Всего было построено более трех тысяч учебно-тренировочных МиГ-15, которые эксплуатировались как в частях Советского Союза, так и во многих странах за рубежом. Кое-где эти самолеты до сих пор продолжают нести свою службу. По многочисленным отзывам летчиков-инструкторов, самолет был чуть ли не самым простым в пилотировании и позволял полностью подготовить курсанта к дальнейшей службе на других типах после небольшого переучивания", - рассказал главный конструктор МиГ-УТС Алексей Шукайло.

Разработка МиГ-УТС использует передовые технологии проектирования, которые значительно упростили и ускорили процесс. По словам Шукайло, при помощи мощных цифровых систем были рассчитаны основные параметры самолета, его обтекание, нагрузки на элементы планера, конструкции и МиГ-УТС можно по праву считать "цифровым" самолетом. На различных этапах разработки принимают участие летчики-испытатели и инженерный состав, работая над формированием новых решений и проектов испытаний.

"Пока наш МиГ-УТС находится на стадии проектирования, плавно переходящей в производство первых опытных образцов. Но коллектив, создающий новою технику, несмотря на развитие беспилотных решений, не сомневается в новом МиГе. Летчики будут нужны еще долгие годы, а скорее всего десятилетия. Поэтому развитие учебной авиации нашей стране особенно необходимо", - уточнил Шукайло.

Перспективные решения для обучения летного состава

Технологии ИИ становятся ключевым элементом и в подготовке летного состава, обеспечивая увеличение эффективности и безопасности в обучении специалистов. В частности, важную роль в этом процессе играют технические направления, такие как обработка данных, распознавание речи, и поддержка принятия решений экипажем летательного аппарата. Одним из передовых решений в этой области является интеллектуальная автоматизированная система обучения (ИАСО) для подготовки курсантов к ведению радиообмена.

"Ведение радиообмена - важный элемент работы авиационных специалистов. Без него невозможно управлять полетом и обеспечивать его безопасность. Поэтому радиообмен строго регламентирован нормативными документами. Для курсантов авиационных училищ в ОКБ Микояна разработали автоматизированный учебный курс, включающий обучение, тренировку и оценку навыков ведения радиообмена. Инструктором и руководителем полета в этом курсе выступает цифровой двойник. По сути, голосовая система ведения радиообмена - это компьютерный игровой симулятор, который может использоваться как в составе учебно-компьютерного класса, так и на тренажерах", - пояснил заместитель главного конструктора ОКБ им. А.И. Микояна по техническим средствам обучения Андрей Пономаренко.

В будущем управление истребителями будет в значительной степени передано искусственному интеллекту, а контроль за выполнением поставленных задач будет осуществляться с земли с помощью информационно-управляющего поля, основанного на широкоформатных мониторах. Это нововведение существенно расширит тактические возможности истребителей, так как позволит снять ограничения, связанные с физиологическими возможностями человека. Таким образом, пилоты смогут довести скоростные и прочностные нагрузки до предельных значений, опираясь на возможности самого летательного аппарата, а не на ограничения своего организма.

"Для отработки будущего интерфейса "летчик - ИИ" в ОКБ Микояна проводятся эргономические исследования новых панорамных средств индикации информации. Они качественно изменяют приборную доску в кабине самолета. Это позволит по мере внедрения ИИ на борт замещать информацию о пространственном положении самолета и работе его систем на трехмерную визуализацию тактической обстановки, с тем чтобы в последствии доверить управление искусственному интеллекту. Летчик, взаимодействуя с ним, будет решать тактические задачи, контролировать их исполнение в интересах решения целевой задачи", - добавил Пономаренко.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Анонс мероприятий
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
20 янв 2025
На Иркутском авиазаводе ОАК приступил к разделке отверстий в узлах навески киля МС-21
20 янв 2025
Белоруссия выпустит первый совместный с Россией самолет "Освей" в 2026 году
20 янв 2025
Предприятия Пермского регионального отделения СоюзМаш наградили за вклад в развитие края
20 янв 2025
Высокопрочную технологическую оснастку для авиадеталей методом 3D-печати создают в ИРНИТУ
20 янв 2025
Ростех: борьба США с российским авиапромом способствовала пожарам в Лос-Анджелесе
20 янв 2025
В Петербурге открыли научно-производственный комплекс гражданских беспилотников
20 янв 2025
5-6 февраля - дни беспилотной авиации на выставке НАИС
17 янв 2025
Эксперты согласовали проект постройки инновационного авиакомплекса
16 янв 2025
Пермские ученые придумали новый тест для повышения надежности авиадвигателей
16 янв 2025
Базовый авиаперевозчик Норильска планирует приобрести 10 самолетов МС-21
15 янв 2025
В РФ запустили серийное производство дрона "Князь Вандал" с тепловизором
15 янв 2025
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
15 янв 2025
Российские ученые разработали сверхпластичные титановые сплавы для авиаотрасли и медицины
14 янв 2025
В России тестируют новые технологии для снижения аварийности самолетов
14 янв 2025
Производство самолетов Boeing за год оказалось вдвое ниже Airbus
14 янв 2025
США нарастили импорт из России комплектующих для самолетов
13 янв 2025
Ученые Пермского Политеха разработали способ обшивки авиадвигателя из температуроустойчивого материала
13 янв 2025
Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности
13 янв 2025
Airbus: заказы на лайнеры в 2024 году упали в 2,6 раза – до 878 самолетов
13 янв 2025
«Аэронекст»: жизнь разработчиков БАС упростится при прохождении независимой инспекции
13 янв 2025
Airbus в 2024 году увеличил поставки на 4% до 766 самолетов
10 янв 2025
Первые серийные учебно-тренировочные самолеты УТС-800 переданы в Минобороны России
10 янв 2025
В МАИ разработали стратегию развития университета
10 янв 2025
Новосибирск станет столицей российских беспилотников
20 янв 2025
ГосНИИАС в 2024 году: ключевые итоги и перспективы
20 янв 2025
Ко дню рождения основателя ЦАГИ Н.Е. Жуковского
15 янв 2025
Двигатели ОДК обеспечили 15 пусков ракет-носителей «Союз» в 2024 году
14 янв 2025
НЦМУ «Сверхзвук» - «Искусственный интеллект и безопасность полётов»: итоги работ специалистов ГосНИИАС за 2024 год
13 янв 2025
Губернатор Пермского края встретился с председателем Пермского регионального отделения СоюзМаш России
13 янв 2025
Дети сотрудников ОДК из новых регионов провели зимние каникулы в Москве
30 дек 2024
«Косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
28 дек 2024
Город начинается с ЦАГИ: развивая туристическую привлекательность наукограда Жуковского
28 дек 2024
Будущие инженеры ОДК изучили технологию искусственного интеллекта на стажировке в Китае
28 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС выступили на форуме "Человеческий фактор в авиации"
28 дек 2024
Авиамоделисты ЦАГИ стали лучшими на международном турнире
27 дек 2024
На НАЗ «Сокол» создается корпоративный Центр компетенций по литейному производству
27 дек 2024
ЦАГИ заключил соглашение с Санкт-Петербургским политехническим университетом П
27 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС награждены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени
26 дек 2024
ЦАГИ провел III Научно-практическую конференцию аспирантов
26 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили запуск ракеты-носителя со спутником «Ресурс-П»
25 дек 2024
Эксперты обсудили развитие авиастроительной отрасли
25 дек 2024
Технопарк ЦАГИ продемонстрировал дистанционные технологии обучения студентам РАНХиГС
24 дек 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-57 и Су-34
24 дек 2024
Мера ответственности: подразделению измерительной техники и метрологии ЦАГИ – 80 лет
23 дек 2024
Объявлены победители конкурса «Будущее авиации»
23 дек 2024
Импортозамещение авионики и создание перспективных комплексов БРЭО обсудили на Комитете СоюзМаш России
23 дек 2024
«РТ-Техприемка» обучила сотрудников «Вертолеты России» системе менеджмента бережливого производства
23 дек 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС удостоен ордена Дружбы
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».