× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 07.02.2025
Источник: "Российская газета"

Форум NAIS-2025: Развитие отечественного самолетостроения теперь не остановит даже отмена санкций

Пассажирские авиаперевозки в России растут, несмотря на проблемы с запчастями и ограниченный парк воздушных судов. Сейчас перед отраслью стоят задачи сохранить авиаподвижность населения и обеспечить безопасность полетов. А перед промышленностью - обеспечить авиакомпании отечественными воздушными судами. И даже если санкции отменят, вспять уже не повернуть, потому что слишком много сил и средств вложено в возрождение самолетостроения, заверил глава Минпромторга Антон Алиханов на Национальной выставке-форуме инфраструктуры гражданской авиации (NAIS).
Фото с сайта rg.ru
Пассажиропоток отечественных авиакомпаний в прошлом году вырос на 5,9% и составил 111,7 млн человек. Планы на этот год - перевезти самолетами не менее 109,7 млн пассажиров.

"Для нас задача номер один - не только сохранить авиационную подвижность, но и обеспечить безопасность полетов. А это, в первую очередь, поддержание летной годности нашего парка", - сообщил министр транспорта Роман Старовойт.

Он признал, что загрузка самолетов выросла, но возможности для расширения пассажиропотока есть. В том числе, за счет повышения эффективности работы авиакомпаний, строительства новых аэровокзальных комплексов, работы с международными партнерами по "мокрому лизингу". Кроме того, российские предприятия сейчас активно работают над проектированием и строительством отечественных воздушных судов. Вообще, то, как сплотились в условиях санкций министерства и промышленность, говорит о полной трансформации авиапрома, отметили многие эксперты.

Со следующего года планируется начать поставки МС-21 в авиакомпании, а первые Ту-214 поступят уже в этом году

"У нас семь основных типов самолетов находятся на разных стадиях сертификационных работ. Сейчас главная задача - начать летные сертификационные испытания", - заявил Антон Алиханов. Он уточнил, что со следующего года планируется начать поставки МС-21 в авиакомпании, а первые Ту-214 поступят уже в этом году. Если судить по мировой практике, страны обычно 10 лет работают над двигателем и семь лет - над самолетом, перед Россией же поставлена задача потратить на это меньше 10 лет, рассказал министр.

"Мы готовы, у нас существенная господдержка. Помимо сертификационных работ, мы сшиваем производственные мощности. Все процессы идут параллельно. Самое главное - безопасность. Авиация - не автопром, допустить "детские" болезни здесь нельзя", - подчеркнул Алиханов.

По словам гендиректора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Вадима Бадехи, основная сложность заключалась в том, что все системы и агрегаты авиационная промышленность вынуждена была создавать практически с нуля. "В этом году предстоит наиболее сложный и ответственный этап - летные испытания. На всех предприятиях ОАК работа идет в режиме 24/7. Мы делаем все, чтобы после сертификационных испытаний началось серийное производство самолетов", - отметил он.

На выставке представлено также оборудование для аэропортов - например, турникеты для контроля выхода на посадку и прохода в чистую зону.

На пленарном заседании форума не обошли стороной и вопрос возможной отмены санкций. Многих волновало, что же тогда будет с запущенной машиной и не остановит ли ее вал самолетов из-за рубежа? Алиханов заверил - наступать на те же грабли будет неправильно. "Мы огромное количество средств потратили на возрождение отрасли авиации. Этим нельзя разбрасываться. Это то, что обеспечивает суверенитет и возможность экспорта", - отметил глава Минпромторга.

Пока же авиакомпании всеми силами поддерживают летную годность имеющихся в их распоряжении воздушных судов. По словам главы Росавиации Дмитрия Ядрова, объем выбытия самолетов нельзя назвать существенным, обслуживающим предприятиям удалось "найти подходы к ремонту". Количество авиапроисшествий хоть и выросло, но все они анализируются и делаются соответствующие выводы.

При этом основатель S7 Владислав Филев заверил авиапассажиров: "Мы свою работу делаем хорошо и свои подписи на вылет борта ставить не боимся". Он также подчеркнул, что отсутствие авиапроисшествий не является свидетельством высокого уровня безопасности полетов. События всегда будут, и если о них ничего не слышно, это скорее свидетельствует об опасности, пояснил он.

О том, что авиаотрасль в России не просто существует, а развивается, говорят строительство новых и реконструкция старых аэропортов. По словам Старовойта, это очень хороший пример государственно-частного партнерства. Основатель "Новапорт Холдинг" Роман Троценко рассказал, что только в этом году компания запустит четыре новых терминала в аэропортах Минвод, Мурманска, Тюмени и Барнаула. "На сегодняшний день пропускная способность российских аэропортов - примерно 200 млн человек, что больше реального пассажиропотока. Это правильно, запас всегда должен быть. Но пассажира больше интересует не пропускная способность системы, а сервис, который ему оказывают", - подчеркнул он.

Министр транспорта при этом отметил, что имеющегося количества аэропортов все-таки недостаточно. Сейчас их 225 по всей стране, а к 2030 году должно стать 242. Новые воздушные гавани, в частности, появятся в Омске, Иркутске и Шерегеше.

Форум и выставка NAIS проходят в Москве накануне Дня работника гражданской авиации, который в нашей стране отмечают 9 февраля. В этом году в выставке приняли участие более 140 компаний из 20 регионов России, а также Беларуси, Китая и Ирана. Они представили современные образцы техники, оборудования и технологий для аэропортов, самолетов и организации воздушного движения. Например, компания "Инфоматика" продемонстрировала смарт-турникеты для контроля выхода на посадку и прохода в чистую зону, компания "Азимут" - устройства биометрической идентификации и аутентификации, а компания "Неоскан" - досмотровые рентгенотелевизионные установки.

На стенде концерна "Алмаз - Антей" представлен образец нового комплекса средств автоматизации управления воздушным движением "Синтез-АР3", а также макеты и образцы радиотехнического и метеорологического оборудования для обеспечения полетов. Авиакомпания S7 показала собственную разработку - четырехместный легкомоторный учебно-тренировочный самолет. S7 Tango подойдет для первоначального обучения пилотов гражданской авиации и для выполнения частных пассажирских перевозок. А Минский автозавод привез новую модель низкопольного перронного автобуса МАЗ 271Е. Он оборудован двигателем экологического класса Евро-5 мощностью 240 л. с. и шестиступенчатой автоматической коробкой передач белорусского производства. В перспективе производитель готов предложить электрическую версию автобуса.

Настоящей точкой притяжения на выставке стал новый двигатель ПД-8 для отечественного самолета SJ-100, представленный Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). "В ближайшее время ждем, что ПД-8 впервые поднимется в воздух в составе пассажирского SJ-100 для прохождения заключительного этапа - летных испытаний", - сообщил первый заместитель гендиректора "Ростеха" Владимир Артяков. На стенде ОДК помимо этого двигателя была представлена целая линейка российских силовых установок, включая ПД-14 для МС-21 и ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300, а также двигатель ВК-1600В для вертолетов среднего класса взлетной массой 5-8 тонн.

Авиационная выставка NAIS - крупнейшее мероприятие, посвященное инфраструктуре гражданской авиации. Она проходит с 5 по 6 февраля в московском "Крокус Экспо".

По данным Росавиации, пассажиропоток отечественных авиакомпаний в 2024 году вырос на 5,9% и составил 111,7 млн человек. На внутренних рейсах перевезли 84,7 млн пассажиров, что на 2% больше, чем годом ранее, на международных - 27 млн человек, при этом прирост более заметный, он составил 20,1%.

В топ-10 крупнейших российских авиаперевозчиков вошли: "Аэрофлот", "Победа", S7 Airlines ("Сибирь"), "Россия", "Уральские авиалинии", Utair, Nordwind ("Северный Ветер"), Smartavia, Red Wings и "Азимут". Суммарно в 2024 году они перевезли 97,2 млн человек: рост составил 6,9% относительно 2023 года. Процент занятости кресел в 2024 году вырос на 1,7% - с 87,6% до 89,3%.

Также в прошлом году отечественные авиакомпании перевезли почти 489,4 тыс. тонн почты и грузов - на 4,7% больше по сравнению с 2023 годом.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
10 ноя 2025
"Рособоронэкспорт" за 25 лет поставил за рубеж 900 самолетов и 1 300 вертолетов
10 ноя 2025
Андрей Жуковский: "Ту-214 - не конкурент МС-21"
10 ноя 2025
Небесный богатырь. Как "Руслан" из Ульяновска мир покорил
10 ноя 2025
От чертежей до испытаний: студенты Луховиц пройдут полный цикл оборонного производства
10 ноя 2025
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
10 ноя 2025
Первый в мире: в чем уникальность разработок МАИ в области электроракетных двигателей
7 ноя 2025
Поправки в проект бюджета предусматривают 2,6 млрд рублей на беспилотные авиасистемы
7 ноя 2025
В НГТУ НЭТИ разрабатывают методику анализа авиационных многослойных конструкций на прочность и устойчивость
7 ноя 2025
КНИТУ-КАИ посвятил лицеистов "Галактики" в авиаинженеры
7 ноя 2025
Институт авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ отпраздновал 65-летие
6 ноя 2025
Первый полет самолета "Байкал" с российским двигателем состоится до конца года
6 ноя 2025
Россия начнет строить самолеты из термопластичных композитов: на 20% легче конкурентов
6 ноя 2025
Создание опытного образца самолета "Ладога" ожидается в 2025 году
6 ноя 2025
Роспатент отметил активное развитие беспилотных технологий в России за два года
6 ноя 2025
В России создали материал для снижения шума авиадвигателей
6 ноя 2025
"Крылья политеха": экскурсия на Иркутский авиазавод для учащихся инженерных классов
6 ноя 2025
Состоялось заседание рабочей группы по развитию беспилотных авиационных систем
6 ноя 2025
В России создали прототип электромотора для дронов среднего класса
5 ноя 2025
Подмосковный завод принимает участие в развитии российской авиационной отрасли
5 ноя 2025
В ЛИиДК состоялся облет самолета Як-40
5 ноя 2025
Карелия получит 1 млрд руб. на разработку беспилотных авиасистем
5 ноя 2025
Очередь из заказов. Минский завод гражданской авиации наращивает объемы производства
5 ноя 2025
Универсальный беспилотный вертолет испытали в Хабаровском крае
5 ноя 2025
Алан Лушников: "Досрочно выполнены государственные контракты на поставку УБ "КУБ" заказчикам"
10 ноя 2025
Новый «Суперджет» с ПД-8 успешно прошел испытания в «бассейне» на защиту двигателей от воды
10 ноя 2025
Генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов принял участие в праздновании 100-летия со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова
7 ноя 2025
ОАК поставила Минобороны России очередную партию новых Су-34
7 ноя 2025
ЦАТ и МАИ расширяют сотрудничество в сфере подготовки специалистов по аддитивным технологиям
7 ноя 2025
Новая образовательная программа «Перспективы развития современного самолётостроения» для ОАК стартует на базе Московского авиационного института
7 ноя 2025
Специалисты ЦИАМ представили на конференции конгресса «Русский инженер» возможности своего IT-продукта
7 ноя 2025
Инновационные подходы к цифровизации авиастроения: ГосНИИАС на форуме «ИТОПК-2025»
7 ноя 2025
Свыше 11 тысяч школьников и студентов побывали в ОДК-УМПО на «Неделе без турникетов»
7 ноя 2025
ОДК-Сатурн развивает инженерные навыки у молодежи
6 ноя 2025
ЦИАМ принял участие в IV Российско-Китайском научно-техническом форуме «Наукоемкие технологии: от исследований к внедрению»
6 ноя 2025
"РТ-Техприемка" обсудила с госкорпорациями России уровень готовности отечественной промышленности к роботизации
6 ноя 2025
Завершена подготовка программы конференции ICAM-2025
5 ноя 2025
ОАК передала ВКС России новую партию истребителей Су-35С
5 ноя 2025
На петербургском предприятии ОДК-Климов назначен новый руководитель
1 ноя 2025
Министерство транспорта РФ отметило вклад ЦИАМ в «экологическую» позицию России в ИКАО
1 ноя 2025
"РТ-Техприемка" представит робототехнический комплекс для 3D-сканирования на премии "Приоритет-2025"
1 ноя 2025
Циамовцы обсудили вопросы технологических возможностей создания необходимого компрессорного оборудования в г. Казань
1 ноя 2025
В ОДК-Климов обсудили обучение теории решения изобретательских задач при подготовке инженеров
1 ноя 2025
«РТ-Техприемка» объединит опыт госкорпораций на конференции по вопросам роботизации промышленных предприятий
31 окт 2025
В "ОДК-Авиадвигатель" прошла встреча начальника ОКБ с молодыми руководителями
31 окт 2025
На ОДК-Сатурн первокурсники «Крыльев Ростеха» знакомятся с процессом создания авиадвигателей
31 окт 2025
В ОДК-Климов открыта выставка к 111-летию предприятия с уникальными экспонатами
31 окт 2025
Два специалиста У-УАЗ стали лауреатами премии "Человек труда"
30 окт 2025
Дочь авиаконструктора Миля посетила Казанский вертолетный завод в честь 60-летнего юбилея Ми-8
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Анкета члена САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».