Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 23.04.2025
Источник: "АвиаПорт.Ru"

Цифровые испытания: как Китай смог организовать ускоренную сертификацию авиационных беспилотников

Тяжелые беспилотные авиационные системы (БАС) и воздушные суда вертикального взлета и посадки с электрической силовой установкой (electric Vertical Take-Off and Landing, eVTOL) представляют собой новый класс авиационной техники, стремительно развивающийся в последние годы благодаря появлению новых технологий - прежде всего, электрических двигателей и аккумуляторов с высокими удельными характеристиками. Их сертификация по традиционным авиационным нормам сталкивается со значительными вызовами из-за новизны конструкций, автономности полета и, в большинстве случаев, отсутствия пилота на борту. В этих условиях все большее значение приобретают цифровые методы испытаний - компьютерное моделирование и симуляция полетов, систем и конструкций. Использование цифрового моделирования позволяет ускорить испытания в целях сертификации, снизить затраты и повысить безопасность, однако требует разработки надежных механизмов валидации и верификации моделей, чтобы регуляторы могли признать результаты того, что теперь принято называть цифровыми (виртуальными) испытаниями, наравне с натурными. При этом важна уверенность не только регуляторов - авиационных властей - но и самих разработчиков, для которых важно не только сократить временные и финансовые затраты на подтверждение соответствия нормам летной годности, но и самим быть в уверенности в адекватности цифровых моделей и возможности опираться на них при принятии конструкторских решений.
Фото: ВКонтакте
Стремясь стать лидером в этой новой области, Китай в последнее десятилетие демонстрирует самый активный подход к сертификации БАС и eVTOL. Власти этой страны, и в первую очередь Главное управление гражданской авиации КНР (Civil Aviation Administration of China, CAAC), разрабатывают правовые механизмы признания результатов цифрового моделирования при подтверждении летной годности. Уже в 2019 году CAAC выпустило руководящие указания по сертификации беспилотников на основе оценки операционного риска. Это позволило к 2023-2024 годам сертифицировать первые в мире образцы пассажирских и грузовых eVTOL-систем в Китае. Как выясняется, одним из залогов успеха стало внедрение цифровых испытаний в процессе сертификации БАС и eVTOL.

Китайских опыт сертификации тяжелых БАС

КНР стала одной из первых стран, внедривших подход к сертификации БАС, основанный на анализе операционного риска. В январе 2019 года Департамент летной годности CAAC опубликовал "Руководство по сертификации БАС на основе рисков", согласно которому началось формирование системы управления летной годностью беспилотников, основанной на риск-ориентированном подходе. CAAC привлекла пять китайских компаний в качестве пилотных для отработки стандартов и методов сертификации БАС различного назначения, включая пассажирские перевозки и транспортировку грузов. Такой подход вполне находится в духе Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO), провозгласившей принцип Performance-Based Regulation для новых типов аппаратов - регулирования, основанного на достижении целевых показателей безопасности полетов. В дальнейшем CAAC официально закрепило этот подход: была выработана новая стратегия сертификации, основанная на операционном риске - для аппаратов новых категорий разрабатываются специальные нормы летной годности и методы оценки соответствия им, учитывающие специфические особенности конструкции и предполагаемые условия эксплуатации. Данный подход был реализован, например, при сертификации двухместного пассажирского eVTOL EHang EH216-S, для которого регулятор сформировал отдельные специальные (особые) условия вместо применения существующих норм для пилотируемых воздушных судов. Это соответствует положениям ст.21.17(II) китайских Правил сертификации авиационной техники АП-21, допускающим установление отдельных норм летной годности для нестандартных категорий воздушных судов.

Несмотря на новизну сферы, к 2020 году в Китае начали оформляться нормативные документы, регламентирующие признание результатов моделирования и вообще сертификацию БАС. В частности, 20 января 2020 года CAAC утвердило "Систематический стандарт летной годности для беспилотных ЛА с высоким риском (самолетного типа)". Этот документ устанавливает требования к безопасному исполнению беспилотников соответствующей категории, что предполагает возможность обоснования соответствия как натурными, так и цифровыми испытаниями. Параллельно к марту 2020 года были разработаны проекты новых сводов правил: "Временные положения по управлению полетами БАС", "Процедуры экспертизы и одобрения летной годности БАС", "Руководство по оценке рисков в рамках экспертизы летной годности БАС". Все они учитывали не только имевшиеся к тому времени рекомендации ICAO, но и регуляторных опыт Европейского агентства авиационной безопасности (European Union Aviation Safety Agency, EASA).

Указанные документы ввели риск-ориентированный механизм регуляторного зачета результатов испытаний. Было определено, что степень и формат необходимых доказательств соответствия нормам летной годности (полеты, имитационное моделирование, анализ и др.) зависят от потенциальной опасности аппарата и сценариев его применения. Таким образом, была заложена правовая основа для признания результатов цифрового моделирования - при условии достаточной достоверности модели регулятор может зачесть результаты численного эксперимента (симуляции) в доказательство соответствия тем или иным требованиям, сокращая объем физических испытаний. Данный подход согласуется с рекомендациями ICAO по применению современных методов в сертификации беспилотников. Китай не просто регулярно информирует ICAO о прогрессе в данной сфере, но и делится наработками для выработки международных стандартов.

В отсутствие готовых международных норм для пассажирских eVTOL китайский регулятор пошел по пути издания Специальных условий - дополнительных норм летной годности для конкретных проектов. Так было, например, после подачи компанией EHang заявки на сертификацию ее аппарата EH216-S - беспилотного пассажирского двухместного коптера - в январе 2021 года. Разработанные Специальные условия в целом были основаны на вертолетных нормах и охватывали требования к летным характеристикам, прочности конструкции, силовой установке, системам управления, каналам связи, наземной станции управления и т.д., при этом были адаптированы под автономный двухместный аппарат. Базируясь на принципах риск-ориентированного подхода и целевых уровней безопасности, специальные условия позволили гибко учитывать доказательства, основанные на цифровом моделировании. Аналогичным образом были сформулированы требования и для других новых аппаратов. Например, грузовой eVTOL V2000CG компании AutoFlight (максимальная масса около 2000 кг) стал первым большим беспилотным аппаратом, получившим сертификат типа в марте 2024 года - для него также были определены специальные нормы, учитывающие особенности беспилотного электрического конвертоплана. Таким образом, правовой механизм специальных условий стал в Китае ключевым инструментом для регуляторного зачета результатов новых методик испытаний.

Признание цифровых испытаний в Китае

CAAC признает результаты цифрового моделирования и симуляций при условии надлежащей валидации моделей. Процесс сертификации включает определение методов оценки соответствия (Means of Compliance) для каждого сертификационного требования. Эти средства могут быть традиционными (испытательные полеты, наземные стенды) или альтернативными (цифровые расчеты и моделирование), либо их комбинацией. Для EH216-S были заранее оговорены методы подтверждения требований, многие из которых основывались на испытательных методиках, применяющих цифровое моделирование и виртуальные среды. Верификация моделей осуществлялась поэтапно: сначала на уровне компонентов и систем в лабораториях, затем на интеграционных стендах (Hardware-in-the-Loop, программные симуляторы и пр.), и, наконец, в ходе контрольных летных испытаний проводилась корреляция результатов моделирования с фактическими полетными данными. Такой многоуровневый процесс валидации и верификации можно отнести к лучшим мировым практикам цифрового моделирования в авиации, и для Китая основополагающим в этом вопросе был опыт корпорации COMAC при реализации программы магистрального самолета C919, где широко применялся подход "виртуальная железная птица" для программно-аппаратного моделирования работы бортовых систем и авионики.

Двухместный автономный eVTOL EH216-S компании EHang стал знаковым примером "цифровой сертификации". Процесс длился около трех лет, в течение которых EHang тесно сотрудничала с CAAC, сочетая традиционные авиационные принципы сертификации с инновационным подходом. Большая часть испытательных пунктов была отработана в цифровой среде или на стендах до выхода на натурные испытания. Согласно отчетам EHang, валидация конструкции и систем EH216-S включала широкомасштабные лабораторные, стендовые и натурные испытания по более чем 500 отдельным пунктам. В их числе были расчеты прочности, огнестойкость, отказобезопасность программного обеспечения, работа наземной станции управления, аэродинамика. Цифровые модели не отменили полномасштабные летные испытания - EHang выполнила свыше 40 тыс. беспилотных полетов в рамках отработки и доводки системы. Накопленные данные послужили для уточнения цифровых моделей, которые затем использовались при финальной сертификации. В результате такой интегрированной стратегии первый в мире сертификат типа для беспилотного eVTOL был выдан именно EH216-S в октябре 2023 года, что подтвердило эффективность китайского подхода. Данный кейс продемонстрировал, что при надлежащей проработке моделей и плотном взаимодействии разработчика с регулятором, цифровые испытания могут частично заменить традиционные натурные тесты без ущерба для полноты доказательной базы.

Еще одним примером служит грузовое воздушное судно V2000CG разработки крупной китайской компании AutoFlight. Этот электрический конвертоплан массой 2 тонны в марте 2024 года получил первый в мире сертификат типа для тяжелой грузовой беспилотной авиационной системы самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой. Сертификационные испытания также проводились с широким применением моделирования. Примечательно, что параллельно с беспилотной сертифицировалась пилотируемая модификация этого воздушного судна, что свидетельствует о гибкости разработанного авиационными властями Китая сертификационного базиса: цифровые модели, валидированные на беспилотной версии, могут послужить основой для сертификации пилотируемого варианта с минимальным дополнительным набором испытаний.

Ключевое значение для регулятора имеет достоверность математических моделей. Залогом успеха китайского подхода является постоянная "перекалибровка" цифровой модели по данным предыдущего шага - то, что можно назвать "цифровым двойником". Китайский авиационный регулятор учредил несколько испытательных лабораторий и сертификационных центров совместно с научными институтами (например, в г. Сиань), где могут проводиться независимые экспертизы моделей, предложенных производителями. Такая институциональная база повышает доверие к цифровым методам и создает единые критерии приемлемости моделей.

Выводы

Опыт Китая демонстрирует, что испытания с применением численного моделирования и цифровой симуляции могут стать полноценным элементом системы подтверждения соответствия требованиям летной годности. В сжатые сроки в стране была сформирована нормативная и организационная основа для регуляторного признания результатов моделирования, применяемого в процессе сертификации беспилотных воздушных судов и воздушных судов вертикального взлета и посадки.

Ключевым элементом китайского подхода стало внедрение риск-ориентированной стратегии: объем и методы испытаний, включая допустимую долю цифровых средств подтверждения, определяются в зависимости от уровня потенциального риска, связанного с конструкцией и предполагаемыми условиями эксплуатации воздушного судна. Получение первых сертификатов типа (EH216-S, V2000CG) стало возможным благодаря активному привлечению научно-исследовательских организаций и институтов в процессы валидации цифровых моделей и методов.

Сертификация БАС в Китае была не только включена в стратегические приоритеты национальной авиационной политики, но и обеспечена прямым участием авиационного регулятора CAAC на всех этапах - от формирования особых условий до выбора средств подтверждения. Такой подход позволил оперативно адаптировать регуляторную базу к новым категориям воздушных судов и обеспечить системное внедрение инновационных технологий в процессы подтверждения соответствия.

С учетом отсутствия единых международных норм по сертификации тяжелых БАС и eVTOL, китайская модель может послужить основой для формирования новых глобальных стандартов. Создание инфраструктуры цифровых испытательных полигонов, интеграция лабораторных, стендовых и численных методов, а также институционализация процессов верификации моделей позволят ускорить допуск перспективных воздушных судов к эксплуатации без ущерба для безопасности полетов.

Для Российской Федерации данный опыт представляет значительный интерес. Правовых запретов на использование цифрового моделирования в доказательной документации при сертификации авиационной техники нет, однако в широкую практику данные методы пока не вошли. Возможно, их более широкое применение не только поможет в более оперативной сертификации и скорейшем начале эксплуатации тяжелых БАС, но и обеспечит технологический суверенитет в области сертификации перспективной авиационной техники, как беспилотной, так и пилотируемой.

 Алексей Дмитриевич Рогозин, председатель Правления АНО "Центр развития транспортных технологий"

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
19 мая 2025
ОАК планирует начать серийное производство беспилотника C-76 в 2028 году
19 мая 2025
НОВИКОМ расширяет сотрудничество с КнААЗ им. Ю.А. Гагарина
19 мая 2025
Создан стенд для испытания гибридных авиадвигателей будущего
19 мая 2025
ПИШ КАИ представила авиационные разработки на KazanForum 2025
19 мая 2025
ZALA представила обновленные версии своих БВС, предназначенных для воздушного мониторинга территорий
19 мая 2025
КЭМЗ представил на международной выставке HeliRussia-2025 собственный вертолет АП-55
19 мая 2025
Дональд Трамп мог ошибиться, заявляя о модернизации F-35 до F-55
16 мая 2025
Владимир Путин отметил стратегически важное значение беспилотной авиации
16 мая 2025
Самолет SJ-100 испытают при критически низких температурах и аномальной жаре
16 мая 2025
"Аэрокомпозит" направит 1,8 млрд рублей на пополнение станочного парка ульяновского филиала
16 мая 2025
В России объявили конкурс на разработку нового двигателя для Ан-2
16 мая 2025
МАИ представил на выставке HeliRussia-2025 отечественное решение для управления беспилотниками
16 мая 2025
США модернизируют истребитель F-35
16 мая 2025
Проект по созданию самолета "Байкал" идет по графику
16 мая 2025
Дональд Трамп: новые истребители F-47 будут выполнять боевые задачи в сопровождении БПЛА
16 мая 2025
ГТЛК начала контрактацию беспилотников по ГГЗ-2025
15 мая 2025
Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21
15 мая 2025
Денис Мантуров: проект создания самолета "Байкал" будет реализовываться
15 мая 2025
"Калашников" покажет дрон-камикадзе "КУБ-2" на выставке в Белоруссии
15 мая 2025
Глава региона и директор филиала ПАО "Ил" - Авиастар обсудили развитие предприятия
15 мая 2025
Минвостокразвития: самолеты "Ольхон" и "Легенда" не заменят самолет "Байкал"
15 мая 2025
Производство самолета "Байкал" приостановлено из-за увеличения длины пути, необходимого для взлета и посадки
14 мая 2025
Создан первый в мире универсальный модульный беспилотник
14 мая 2025
«Калашников» значительно увеличил срок эксплуатации беспилотника СКАТ 350 М
19 мая 2025
Генеральный директор КРЭТ принял участие в заседании Бюро Союза машиностроителей России
19 мая 2025
Самолеты С.В. Ильюшина: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
19 мая 2025
«Пермские моторы» открыли историческую выставку о героях фронта и тыла
16 мая 2025
«ОАК» представит беспилотную транспортную систему внеаэродромного базирования на выставке в МВЦ «Крокус Экспо»
16 мая 2025
«РТ-Техприемка» отметила лучших участников «Студенческой научной весны» в области машиностроения
16 мая 2025
Инженер ЦИАМ победила в конкурсе
15 мая 2025
Демонстратор интеллектуальных технологий для перспективного сверхзвукового гражданского самолета показан в программе «Военная приемка»
15 мая 2025
Токарь ОДК-СТАР занял призовое место на краевом этапе конкурса "Лучший по профессии"
15 мая 2025
На КнААЗ выросли стипендии
13 мая 2025
ОАК поставила Минобороны России новые самолеты Су-35С
13 мая 2025
«РТ-Техприемка» провела для студентов Московского Политеха «Неделю без турникетов»
13 мая 2025
С мая 2025 года на КнААЗ вновь выросла заработная плата
13 мая 2025
На Казанском вертолетном заводе прошел праздничный митинг в честь 80-летия Великой Победы
12 мая 2025
МС-21 прибыл в Жуковский для проведения сертификационных испытаний
12 мая 2025
В ЦАГИ прошёл митинг, посвящённый Дню Великой Победы
12 мая 2025
Сын Героя Советского Союза Михаила Девятаева посетил Казанский вертолетный завод
12 мая 2025
Победная летопись ЦАГИ: ветеранов Великой Отечественной войны наградили юбилейной медалью
12 мая 2025
В ОДК-УМПО прошли торжественные мероприятия в честь 80-летия Победы
12 мая 2025
Около тысячи школьников и студентов побывали в цехах ОДК-СТАР в рамках "Недели без турникетов"
7 мая 2025
«Яковлев» переоборудовал девять SSJ-100 авиакомпании «Россия»
7 мая 2025
«Вертолеты России» впервые провели акцию «Бессмертный полк» в небе
7 мая 2025
На ПК "Салют" отметили 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне
7 мая 2025
Студенты-целевики получили первые профессии на предприятии ОДК-Сатурн
7 мая 2025
ОДК-УМПО посетили почти 12 тысяч школьников и студентов в рамках акции «Неделя без турникетов»
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».