× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 10.10.2025
Источник: Госкорпорация Ростех

Экономика полета: почему турбовинтовая авиация до сих пор в деле. Часть I

Об устройстве и плюсах турбовинтовых авиадвигателей

30 марта этого года в воздух поднялся третий опытный пассажирский самолет Ил-114-300. Новая машина присоединилась к программе летных испытаний отечественного регионального самолета. Напомним, что Ил-114-300 разработан ПАО «Ил» Объединенной авиастроительной корпорации в сотрудничестве с ведущими отечественными разработчиками и производителями и состоит исключительно из отечественных систем и оборудования. «Сердцем» самолета является пара двигателей ТВ7-117-СТ-01 производства петербургского предприятия «ОДК-Климов», входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Двигатель этот относится к типу турбовинтовых, или ТВД.
Фото: ОАК
Казалось бы, в наше время высоких скоростей, сверхзвука и гиперзвука такой двигатель является анахронизмом и должен был уступить место более продвинутым силовым установкам. Но этого не происходит. Да, сегодня ТВД не применяется столь массово, как это было еще в 1960-х годах, но свою нишу в авиационном мире он занимает прочно и вполне заслуженно.

Разбираемся в устройстве и плюсах турбовинтовой авиации.

Что такое ТВД

Чтобы понять устройство турбовинтовой силовой установки, сравним ее с другим, более распространенным типом газотурбинных двигателей — турбореактивным (ТРД).

ТРД — это двигатель, который превращает энергию сгорающего топлива в реактивную струю. Упрощенно он состоит из четырех частей: компрессора (спереди по полету), камеры сгорания (в центре), турбины (сзади, перед реактивным соплом) и реактивного сопла. Рабочий цикл ТРД устроен так: компрессор засасывает и сжимает воздух, подает его в камеру сгорания, где к нему подмешивается топливо, и смесь воспламеняется. Горячие газы раскручивают турбину, которая вращает компрессор, а оставшаяся энергия газа преобразовывается реактивным соплом в тягу.

Как показала история авиации, такой двигатель очень хорош для самолетов, летящих на средние и дальние расстояния. Но вот на местных линиях они становятся неэффективными, и основная причина этого — повышенный расход топлива. Высокие скоростные показатели ТРД оказались как нельзя кстати для военной авиации — истребителей, перехватчиков, бомбардировщиков и ракетоносцев. Подходили такие двигатели и для средне- и дальнемагистральных многоместных пассажирских авиалайнеров.

Но помимо этих категорий существует целый класс небольших, так называемых региональных самолетов, предназначенных для грузопассажирских перевозок на относительно небольшие расстояния. Кроме того, военным требовались транспортные, патрульные, разведывательные, противолодочные самолеты, а также бомбардировщики-ракетоносцы дальнего радиуса действия, для которых основными критериями были не скорость, а дальность полета, время патрулирования и максимальный радиус действия. Для этих машин выходом оказался как раз турбовинтовой двигатель, или ТВД.

ТВД — это двигатель, который превращает энергию сгорающего топлива в механическую работу винта, создающего тягу. Упрощенно он состоит из пяти частей: редуктора, компрессора, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Рабочий цикл ТВД аналогичен циклу ТРД, но турбина также вращает и вводной вал редуктора. В редукторе частота вращения вала турбины понижается до частоты вращения вала винта, и винт, закрепленный на нем, создает тягу для обеспечения полета самолета.

Плюсы и минусы турбовинтовых двигателей

Как любое инженерное устройство и как всякая тепловая машина, ТВД имеет свои преимущества и свои недостатки. Достоинством турбовинтовых двигателей является прежде всего меньший удельный расход топлива по сравнению с ТРД, то есть ТВД более экономичен. Соответственно, отсюда и большее полетное время самолетов, оснащенных ТВД, увеличенная дальность полета и больший радиус их действия. Эти качества востребованы в дальней стратегической, военно-транспортной, противолодочной, разведывательной авиации. Вышеперечисленные качества ТВД делают их предпочтительными для установки на БПЛА различного типа, от разведывательных до ударных.

Еще одно немаловажное качество ТВД — это лучшие взлетные характеристики самолета, на котором они устанавливаются, т. к. воздушный поток от винтов ТВД идет на обдув крыла, поскольку винты находятся впереди крыла, вследствие чего подъемная сила крыла возрастает. Отметим, что такие качества необходимы именно для региональных самолетов, которые часто используют короткие взлетно-посадочные полосы (ВПП), а также для военной авиации, поскольку взлетные полосы военных аэродромов являются одними из приоритетных целей первого удара.

Что касается недостатков турбовинтовых двигателей по сравнению с турбореактивными, то это, в первую очередь, меньшая, чем у ТРД, поддерживаемая скорость полета. Турбовинтовые авиационные двигатели, в отличие от ТРД, работают лишь на дозвуковых скоростях. Связано это с тем, что эффективность воздушного винта падает с увеличением скорости полета.

Подытоживая, отметим, что самолеты с ТВД предпочтительнее использовать на региональных маршрутах, характеризующихся малым и средним пассажиро- и грузопотоком, на коротких ВПП, вне зависимости от степени развитости инфраструктуры аэродромов. Причем, ввиду высокой экономичности ТВД, диапазон расстояний, покрываемый такими самолетами, может быть весьма значительным: от нескольких сотен до тысяч километров.

Большим плюсом ТВД также является их меньшая требовательность к чистоте взлетно-посадочной полосы, а это немаловажное качество для самолета региональной авиации.

Продолжение следует...

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
10 ноя 2025
"Рособоронэкспорт" за 25 лет поставил за рубеж 900 самолетов и 1 300 вертолетов
10 ноя 2025
Андрей Жуковский: "Ту-214 - не конкурент МС-21"
10 ноя 2025
Небесный богатырь. Как "Руслан" из Ульяновска мир покорил
10 ноя 2025
От чертежей до испытаний: студенты Луховиц пройдут полный цикл оборонного производства
10 ноя 2025
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
10 ноя 2025
Первый в мире: в чем уникальность разработок МАИ в области электроракетных двигателей
7 ноя 2025
Поправки в проект бюджета предусматривают 2,6 млрд рублей на беспилотные авиасистемы
7 ноя 2025
В НГТУ НЭТИ разрабатывают методику анализа авиационных многослойных конструкций на прочность и устойчивость
7 ноя 2025
КНИТУ-КАИ посвятил лицеистов "Галактики" в авиаинженеры
7 ноя 2025
Институт авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ отпраздновал 65-летие
6 ноя 2025
Первый полет самолета "Байкал" с российским двигателем состоится до конца года
6 ноя 2025
Россия начнет строить самолеты из термопластичных композитов: на 20% легче конкурентов
6 ноя 2025
Создание опытного образца самолета "Ладога" ожидается в 2025 году
6 ноя 2025
Роспатент отметил активное развитие беспилотных технологий в России за два года
6 ноя 2025
В России создали материал для снижения шума авиадвигателей
6 ноя 2025
"Крылья политеха": экскурсия на Иркутский авиазавод для учащихся инженерных классов
6 ноя 2025
Состоялось заседание рабочей группы по развитию беспилотных авиационных систем
6 ноя 2025
В России создали прототип электромотора для дронов среднего класса
5 ноя 2025
Подмосковный завод принимает участие в развитии российской авиационной отрасли
5 ноя 2025
В ЛИиДК состоялся облет самолета Як-40
5 ноя 2025
Карелия получит 1 млрд руб. на разработку беспилотных авиасистем
5 ноя 2025
Очередь из заказов. Минский завод гражданской авиации наращивает объемы производства
5 ноя 2025
Универсальный беспилотный вертолет испытали в Хабаровском крае
5 ноя 2025
Алан Лушников: "Досрочно выполнены государственные контракты на поставку УБ "КУБ" заказчикам"
10 ноя 2025
Новый «Суперджет» с ПД-8 успешно прошел испытания в «бассейне» на защиту двигателей от воды
10 ноя 2025
Генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов принял участие в праздновании 100-летия со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова
7 ноя 2025
ОАК поставила Минобороны России очередную партию новых Су-34
7 ноя 2025
ЦАТ и МАИ расширяют сотрудничество в сфере подготовки специалистов по аддитивным технологиям
7 ноя 2025
Новая образовательная программа «Перспективы развития современного самолётостроения» для ОАК стартует на базе Московского авиационного института
7 ноя 2025
Специалисты ЦИАМ представили на конференции конгресса «Русский инженер» возможности своего IT-продукта
7 ноя 2025
Инновационные подходы к цифровизации авиастроения: ГосНИИАС на форуме «ИТОПК-2025»
7 ноя 2025
Свыше 11 тысяч школьников и студентов побывали в ОДК-УМПО на «Неделе без турникетов»
7 ноя 2025
ОДК-Сатурн развивает инженерные навыки у молодежи
6 ноя 2025
ЦИАМ принял участие в IV Российско-Китайском научно-техническом форуме «Наукоемкие технологии: от исследований к внедрению»
6 ноя 2025
"РТ-Техприемка" обсудила с госкорпорациями России уровень готовности отечественной промышленности к роботизации
6 ноя 2025
Завершена подготовка программы конференции ICAM-2025
5 ноя 2025
ОАК передала ВКС России новую партию истребителей Су-35С
5 ноя 2025
На петербургском предприятии ОДК-Климов назначен новый руководитель
1 ноя 2025
Министерство транспорта РФ отметило вклад ЦИАМ в «экологическую» позицию России в ИКАО
1 ноя 2025
"РТ-Техприемка" представит робототехнический комплекс для 3D-сканирования на премии "Приоритет-2025"
1 ноя 2025
Циамовцы обсудили вопросы технологических возможностей создания необходимого компрессорного оборудования в г. Казань
1 ноя 2025
В ОДК-Климов обсудили обучение теории решения изобретательских задач при подготовке инженеров
1 ноя 2025
«РТ-Техприемка» объединит опыт госкорпораций на конференции по вопросам роботизации промышленных предприятий
31 окт 2025
В "ОДК-Авиадвигатель" прошла встреча начальника ОКБ с молодыми руководителями
31 окт 2025
На ОДК-Сатурн первокурсники «Крыльев Ростеха» знакомятся с процессом создания авиадвигателей
31 окт 2025
В ОДК-Климов открыта выставка к 111-летию предприятия с уникальными экспонатами
31 окт 2025
Два специалиста У-УАЗ стали лауреатами премии "Человек труда"
30 окт 2025
Дочь авиаконструктора Миля посетила Казанский вертолетный завод в честь 60-летнего юбилея Ми-8
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Анкета члена САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».