Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 04.10.2013
Источник: "Русская планета"

Военных самолетов у России будет меньше, а количество их типов — увеличиваться

Стратегическая авиация

Дальняя (стратегическая) авиация сегодня включает 11-13 Ту-160, около 60 Ту-95МС и немногим более 100 Ту-22М3 (последние являются бомбардировщиками средней дальности). Все эти самолеты довольно старые (либо очень старые). Необходимость создания нового стратегического бомбардировщика обсуждается уже давно, однако здесь возникает первый концептуальный вопрос — каким он должен быть? Тяжелым дозвуковым "бомбовозом", подобным Ту-95 (или В-52)? Сверхзвуковым "прорывателем ПВО" как Ту-160? Футуристическим невидимкой, как американский В-2 (хотя мы никогда не делали невидимок)?

Обсуждать его можно до бесконечности. Автор данной статьи — сторонник первого варианта. Лучше всего мы умеем строить большие и тяжелые самолеты, вот и надо сделать "бомбовоз", точнее, "извозчик крылатых ракет" (не менее 20 штук на один самолет), которые запускались бы из-за пределов действия ПВО противника. Кроме того, такой самолет мог бы быть именно "бомбовозом", то есть заниматься ковровыми бомбардировками противника, у которого предварительно подавлена ПВО. Подобные бомбардировки бывают очень эффективными не только в военном, но и в психологическом плане. Какой самолет будет создан на самом деле (и будет ли создан вообще) — пока совершенно непредсказуемо.

Фронтовая авиация

Фронтовая ударная авиация включает сегодня примерно 300 фронтовых бомбардировщиков Су-24 (из них примерно 60 прошли модернизацию до варианта Су-24М2), 24 Су-34 (поступают на смену Су-24) и примерно 200 штурмовиков Су-25 (из них до половины будут модернизированы в Су-25С). До 2020 года предполагается приобрести 124 Су-34, при этом будет списана большая часть Су-24. Здесь возникает вопрос еще более концептуальный — нужна ли вообще эта авиация в пилотируемом варианте? Впрочем, поскольку программа производства Су-34 уже запущена и понемногу выполняется, то не отменять же ее теперь. Тем более что самолеты закупаются в приличном количестве.

Что касается штурмовиков, то этот класс самолетов однозначно надо закрывать, заменяя их ударными беспилотниками. Причем последние надо делать предельно дешевыми и простыми в производстве, управлении и эксплуатации. Управление подобным аппаратом должен быстро осваивать любой человек, имеющий опыт компьютерных "леталок-стрелялок", а окупаться он должен за один боевой вылет в один конец. То есть боевой БПЛА вместе с боекомплектом должен быть дешевле любой уничтоженной им цели. Увы, пока ничего подобного у нас не просматривается, даже подобная задача, судя по всему, не ставится. Беспилотники вообще проникают в ВС РФ "со страшным скрипом", ибо очень значительная часть нашего генералитета до сих пор относится к личному составу в соответствии с бессмертным высказыванием маршала Жукова "бабы новых нарожают".

Истребительная авиация

Истребительная авиация у нас, как положено, самая большая и разнотипная. Ее основу составляют тяжелые истребители Су-27, коих имеется 250-260. Из них 55 Су-27СМ3 (как новых, так и модернизированных из обычных Су-27) и 70 Су-27УБ (двухместный учебно-боевой вариант). Кроме того, на вооружении состоят "производные" Су-27 — двухместный истребитель-бомбардировщик Су-30М2/СМ (сейчас имеется около 20 машин) и истребитель Су-35С (сейчас имеется 8-10 машин). Кроме Су-27 и его производных в классе тяжелых истребителей у нас есть 122 МиГ-31, который на самом деле является не истребителем, а перехватчиком (единственным в мире самолетом данного класса). Наконец, к тяжелым истребителям будет относиться и машина пятого поколения, сейчас известная как Т-50 (пока построены четыре экспериментальные машины этого типа). Единственный легкий истребитель ВВС РФ — МиГ-29 (примерно 250 машин).

Перспективы истребительной авиации крайне неоднозначны, здесь хаос особенно заметен. С одной стороны, списываются выработавшие ресурс МиГ-31, Су-27, МиГ-29. С другой стороны, часть МиГ-31 (примерно 60) модернизируется в МиГ-31БМ, а Су-27 - в Су-27СМ3. Кроме того, производятся новые Су-27СМ3 (впрочем, их планировалось приобрести всего 12 и эта программа, видимо, уже завершена), Су-30М2/СМ (всего может быть выпущено до 80 единиц) и Су-35С (всего будет 48 или 96 самолетов). Предполагалось также приобрести 37 МиГ-35 (глубокая модернизация МиГ-29), но эта программа отложена (не исключено, что навсегда), вместо них, видимо, будут куплены уступающие им МиГ-29СМТ в совсем микроскопическом количестве — 16 единиц.

Планируется также купить от 60 до 150 Т-50 (очевидно, если они дойдут до серии, то получат какое-то другое название). Как несложно догадаться, ни одна страна в мире не производит одновременно шесть типов (с учетом Су-34) боевых машин, мы в этом умудрились обойти даже Китай. Правда, по количеству производимых самолетов (а не их типов) мы, разумеется, отстаем как от Китая, так и от США.

По поводу истребителей концептуальных вопросов очень много. Например, до каких пор можно "выжимать соки" из Су-27? А с другой стороны, если "соки" все-таки "выжимаются", не лучше ли продолжать строить производные этого самолета (только в гораздо больших количествах, чем запланировано сейчас), чем возиться с сомнительным Т-50, которому еще очень далеко до того, чтобы действительно стать самолетом пятого поколения? Тем более даже если он им таки станет, а будет ли он иметь по-настоящему принципиальное превосходство по своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) над Су-27? Здесь просто нельзя не провести прямые аналогии с ситуацией в США, где совершенно неочевидно, что F-22 лучше, чем F-15.

Далее, что делать с МиГ-31? Это ведь по-настоящему уникальный самолет, который, вполне вероятно, достоин "реинкарнации" с еще более мощной РЛС и еще более дальними ракетами "воздух - воздух" (тем более что такие ракеты уже есть, они известны как РВВ-БД). Сочетание нового МиГ-31 и Су-35С, возможно, было бы гораздо эффективнее Т-50. Наконец, каким должно быть соотношение тяжелых и легких истребителей? Тяжелые истребители заведомо имеют более высокие ТТХ, но и более высокую цену. Легкий истребитель должен быть гораздо более дешевым и, соответственно, массовым. У нас пока единственным претендентом на эту роль является МиГ-35. Однако совершенно не факт, что этот самолет будет дешевым. В таком случае у него нет особых шансов стать массовым.

Вышеупомянутая отмененная программа закупки 37 самолетов этого типа — откровенное издевательство (а 16 МиГ-29СМТ вообще "за гранью добра и зла"). Для России таких машин надо приобретать на порядок больше. Либо не закупать совсем. Но и оставаться совсем без легкого истребителя — плохо. Совершенно очевидно, что в руководстве ВВС и министерства обороны в целом нет ответа ни на один из этих вопросов, поэтому в полном соответствии с национальными традициями делается все одновременно.

Возможно, легким истребителем мог бы стать одноместный вариант учебного самолета Як-130 (их сейчас поступило в ВВС примерно 25 единиц, а всего планируется иметь 65). Такой вариант даже прорабатывался, но дальше дело не пошло. Возможно, зря.

Военно-транспортная авиация

Военно-транспортная авиация (ВТА) ВВС РФ включает до 50 совсем старых средних Ан-12 и тяжелых Ан-22, до 100 также далеко не новых легких Ан-24/26/30/32, от 7 до 14 сверхтяжелых Ан-124 и около 100 тяжелых Ил-76 и созданных на их базе заправщиков Ил-78. ВТА устарела даже сильнее, чем боевая авиация, при этом она гораздо более интенсивно эксплуатируется. Вполне очевидно, что ВВС России должны иметь весь спектр транспортных самолетов, от сверхтяжелых до легких.

Но здесь возникает масса вопросов, какие конкретно самолеты должны закупаться. Вопросы усугубляются тем, что ВТА является "полугражданской", соответственно, возникают разные проблемы коммерческого характера. Кроме того, в отличие от боевых самолетов, полностью производимых в России, значительная часть транспортных машин производится за рубежом, либо совместно.

Причем радости от этого никакой нет, поскольку наши бывшие соотечественники деградировали несравненно сильнее, чем Россия. В частности, Узбекистан успешно загубил Ташкентский завод, выпускавший Ил-76, но России все же удалось перетащить производство этого самолета в Ульяновск, где предполагается выпускать его новую модификацию Ил-476.

Следующей целью, гораздо более сложной, видимо, станет полный отъем производства Ан-124 у Украины. Совместный с этой страной Ан-70 сам по себе, наверное, является хорошим самолетом, но работать совместно с Украиной практически невозможно. Мнение о том, что в России все ужасно, очень распространено среди ее граждан, причем иногда не без оснований. Но на самом деле у нас ужасно, но не все. Чтобы это понять, надо познакомиться с украинской реальностью, ибо все познается в сравнении.

Кстати, Украина сделала весьма неплохой легкий транспортный самолет Ан-140, который, возможно, и станет заменителем Ан-24 и его производных. Сейчас ВВС РФ имеют в своем составе четыре таких самолета. Данная машина формально производится и эксплуатируется в трех странах — Украине, России (в Самаре) и Иране. Но на самом деле Украина, создавшая самолет, не способна его ни производить, не эксплуатировать, поэтому сейчас он фактически стал российско-иранским.

Внутрироссийским конкурентом Ан-140 в качестве легкого самолета является Ил-112, разработка которого уже несколько раз прекращалась и возобновлялась. Средним самолетом может стать Ил-214, который, возможно, будет выпускаться совместно с Индией. Более подробно рассматривать данную проблему сложно именно потому, что в нее слишком сильно вторгается гражданско-коммерческая составляющая.

Очень хорошим дополнением, а отчасти и заменителем авиации, причем не только транспортной, но, возможно, и боевой, могли бы стать дирижабли, но и это большая отдельная тема. Пока никаких движений в данном направлении в наших "верхах" не просматривается.

Армейская авиация

Пребывание армейской авиации в составе ВВС является абсолютным абсурдом, который продолжается 10 лет и до сих пор, увы, не отменен. Она на то и армейская, чтобы находиться в составе сухопутных войск. В ее составе до 400 боевых вертолетов (более 300 Ми-24/35, не менее 40 Ка-50/52, не менее 50 Ми-28Н) и свыше 400 транспортных и многоцелевых (более 30 Ми-26, около 400 Ми-8/17 всех модификаций).

При этом в производстве находятся одновременно все (за исключением Ка-50, которых так и останется 10 единиц)! Это тоже мировой рекорд. Причем если производство одновременно Ми-26 и Ми-8/17 понять можно, это все же совершенно разные по предназначению машины, то выпуск сразу трех типов боевых вертолетов кажется некоторым излишеством. Но во всех случаях находится обоснование: Ми-35 хорошо освоен в производстве и эксплуатации, Ка-52 очень мощный, ну и Ми-28Н не бросать же (хотя именно он является главным претендентом на роль "третьего лишнего"). Отсутствие концепции и давление лоббистов не дают возможности командованию сделать выбор, поэтому, как в советское время, выпускается сразу все.

Нет особых сомнений, что ВВС РФ и дальше будут развиваться по тому же принципу "Всего понемногу". Количество машин в них будет уменьшаться, а количество типов при этом увеличиваться. Для локальных войн этого вполне хватит, а вот к большой войне авиация может оказаться абсолютно не готова как из-за недостаточного количества машин, так и из-за хаотичности и разнотипности боевого состава. Ну да нам же не впервой.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин
Фото: Сергей Мамонтов



Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
17 июл 2025
"Ростех": 14 самолетов МС-21 уже собраны в рамках серийного производства
17 июл 2025
Третий летный экземпляр ЛМС-901 "Байкал" собирают на нижегородской площадке АО "УЗГА"
17 июл 2025
Инженеры МАИ создали испытательные стенды для сокращения сроков разработки БПЛА
17 июл 2025
"Туполев" готов на новые контракты по Ту-214 с поставкой не ранее 2027 года
17 июл 2025
Прототип малошумного сверхзвукового самолета НАСА испытали в Японии
17 июл 2025
Антон Алиханов призвал удвоить возможности производства Ил-76 в течение 2,5 лет
17 июл 2025
Titra представляет модернизированный беспилотный вертолет ALPİN-2
16 июл 2025
Михаил Мишустин призвал установить сроки запуска в серию разрабатываемых воздушных судов
16 июл 2025
Состоялся первый полет летающей лаборатории с двигателем ВК-800 разработки УЗГА
16 июл 2025
Ростех начал прием заявок на соискание Премии имени Макаровца
16 июл 2025
Кабмин направит 765 млрд рублей на развитие авиапрома в следующие шесть лет
16 июл 2025
Мишустин: серийный выпуск МС-21 и "Байкал" намечен не позднее конца 2026 года
16 июл 2025
Михаил Мишустин: комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года нуждается в обновлении
16 июл 2025
БПЛА Supercam S350 нового поколения будут применять для обучения курсантов в Адыгее
16 июл 2025
В Красноярске разработали дроны для работы в условиях отсутствия связи
16 июл 2025
"Русские витязи" выступят в Уфе на 100-летии завода ОДК-УМПО
15 июл 2025
В Жуковском протестировали работу бортового радиоэлектронного оборудования МС-21
15 июл 2025
Мишустин распорядился провести авиасалон МАКС в 2026 и 2027 годах
15 июл 2025
"Русавиапром" планирует возобновить в Саратове авиастроение
15 июл 2025
Система беспилотной доставки грузов от МАИ и ООО "БАС Глори Эйр" успешно прошла испытания
15 июл 2025
Мэр Новосибирска поздравил авиазавод Чкалова с получением ордена
14 июл 2025
Ростех в рамках арт-проекта ТехнофаунаРостеха сделал из Superjet роботизированного стерха
14 июл 2025
Росатом почти вдвое увеличит объем производимых для авиаотрасли композитов
14 июл 2025
Франция захотела большую долю в европейском проекте истребителя FCAS
17 июл 2025
ГосНИИАС – участник проекта eMAKS-2025
16 июл 2025
ОДК-СТАР и Пермский Политех выпустили первых студентов проекта «Крылья Ростеха»
16 июл 2025
В НПК «Пермские моторы» приходят на работу инженеры нового времени
16 июл 2025
Команда Казанского вертолетного завода победила в "Гонке Героев"
15 июл 2025
На ОДК-Сатурн студенты получают практические навыки создания авиационных двигателей
14 июл 2025
Сергей Чемезов посетил Иркутский авиационный завод
14 июл 2025
ГосНИИАС представил авиационные подходы к созданию программного обеспечения и систем на ЦИПР-2025
14 июл 2025
На ОДК-Климов студенты «Крыльев Ростеха» получили дополнительную профессию
14 июл 2025
Более 300 выпускников-целевиков трудоустроены в ОДК-УМПО
11 июл 2025
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
11 июл 2025
В СибНИА проходят испытания двигателя ВК-800
11 июл 2025
Специалист ЦИАМ занял призовое место в конкурсе «Московские мастера»
10 июл 2025
СибНИА принял участие в первых в мире испытаниях интеллектуальных технологий бортового оборудования перспективного сверхзвукового гражданского самолета
10 июл 2025
Учебный центр ЦИАМ и исследовательский центр "Динамика, прочность, надежность" провели образовательный курс
10 июл 2025
«РТ-Техприемка» представляет высокотехнологичный роботизированный комплекс 3D сканирования на выставке «Иннопром-2025»
9 июл 2025
ОДК расширит производство авиационных двигателей при поддержке Москвы
9 июл 2025
ОДК и китайские компании разработают совместные газотурбинные решения для экспорта
9 июл 2025
Студенты ведущих российских вузов прошли стажировку на казанском предприятии «Вертолетов России»
8 июл 2025
Термопласты в авиадвигателях: ОДК покажет технологии будущего на «Иннопроме»
7 июл 2025
ОДК представит современные решения для энергетики на выставке «Иннопром»
7 июл 2025
«Вертолеты России» стали лидером форума «Инженеры будущего»
7 июл 2025
Работникам предприятий НПК "Пермские моторы" вручены дипломы выпускников Президентской программы
7 июл 2025
ОДК-Климов получил правительственную награду за инновации в подготовке кадров
7 июл 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к Международной космической станции
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».