Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.04.2015
Источник: Деловой авиационный портал "АТО.ру"

МС-21: выкатка в декабре

Работа над программой идет в рамках ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года", в которую вносятся изменения дополнительными постановлениями. На 2015 г. предусмотрено финансирование программы из средств федерального бюджета в размере 15,3345 млрд руб., из внебюджетных источников — 12,902 млрд руб. Сейчас готовится новое постановление правительства, сроки реализации программы подвергаются некоторой корректировке и основные вехи программы МС-21 выглядят следующим образом.

Для модификации МС-21-300 изготовление, сборка, стыковка планера, установка и монтаж систем и двигателей в объеме, достаточном для обеспечения выкатки первого летного самолета, намечены в декабре 2015 г., начало летных испытаний — в первом полугодии 2016 г. При этом первый опытный образец МС-21 полетит с двигателями Pratt & Whitney, а самолет с российскими двигателями ПД-14 планируется выпустить в 2017 г. Получение российского сертификата типа должно состояться в IV кв. 2018 г., европейского сертификата EASA — в 2019 г. Начало поставок самолетов МС-21-300 первым заказчикам запланировано в декабре 2018 г.

Для модификации меньшей вместимости МС-21-200 в 2015 г. должна завершиться разработка конструкторской документации, первый вылет намечен в октябре 2018 г., российская сертификация — в сентябре 2019 г. и европейская — в 2020 г. Первые поставки МС-21-200 запланированы в декабре 2019 — начале 2020 г.

Отметим, что относительно удлиненной версии с повышенной вместимостью — МС-21-400 пока никаких конкретных планов нет.

В целом смещение сроков выполнения работ по проектированию и подготовке производства опытных самолетов относительно утвержденных ранее сроков составляет сейчас около 12 месяцев. Это связано с проведением ряда незапланированных мероприятий и необходимостью внесения ряда изменений в конструкцию самолета, описанных в пояснительной записке к проекту нового постановления правительства.

В частности, работа по оптимизации веса привела к общему его снижению примерно на 1200 кг, однако при этом потребовалось разработать новую версию рабочей конструкторской документации на планер самолета. 

По результатам испытаний опытного отсека и хвостовой части фюзеляжа появилась необходимость внесения изменений в обводы и конструкцию отсека Ф5, включая гермошпангоут, отсек ВСУ, подкилевой отсек.

Выбранный ранее поставщик системы кондиционирования воздуха (СКВ) — НПО "Наука" — не обеспечил требуемых весовых и экономических параметров, вместо него интегратором СКВ стало ПКО "Теплообменник", что привело к изменению компоновки агрегатов СКВ и к изменению конструкции отсеков Ф2 и Ф3.

По результатам испытаний прототипов кессона крыла на статическую и усталостную прочность потребовалось уточнение расчетных характеристик и изменение схемы силовой конструкции. Это позволило добиться лучшего весового совершенства изделия и минимизировать количество зон повышенных напряжений. В частности, в конструкцию были введены дренажные короба, значительно усложнена конструкция нижней панели отъемной части крыла (ОЧК), а также был применен несоставной задний лонжерон сложной геометрии.

Усложнение конструкции и необходимость внедрения нового технологического процесса — автоматической выкладки более сложных геометрических форм (усложненная нижняя панель, несоставной задний лонжерон сложной геометрии) — привели к удлинению процесса проектирования и изготовления оснастки, а также к более длительному сроку отработки технологических процессов выкладки. Необходимость применения уникального крепежа, не имеющего аналогов, потребовала опытно-конструкторских работ по его разработке и запуску в опытное производство.

Не обошли программу МС-21 и политические санкции. Работы по двигателю PW1600G, к счастью, продолжаются, однако участники процесса предпочитают обходиться без комментариев (этот двигатель с редукторным приводом вентилятора незначительно отличается от сертифицированного FAA в декабре 2014 г. двигателя PW1100G для самолета Airbus A320NEO). Обострение политической обстановки коснулось и бортового оборудования: первоначально предполагалось, что весь комплекс авионики поставит компания Rockwell Collins, однако сейчас эти планы пересматриваются, причем, по неофициальной информации, инициатором выступила именно российская сторона, которая занялась импортозамещением.

Замена композитов

Судя по всему, больше всего санкции повлияли на поставки композиционных материалов, необходимых для изготовления планера самолета. Экспортную лицензию США на композиционный материал компании Hexcel оказалось невозможно получить в нужные сроки, из-за чего возникла необходимость в его замене. В результате в проекте нового постановления правительства предусмотрен пересмотр мероприятия "Новые полимерные композиционные материалы и технологии", причем изменения намечены двоякие.

Направленность проводимых в рамках мероприятия работ смещается в сторону создания технологического задела для будущих авиационных программ, что не позволит напрямую использовать все полученные результаты работ для извлечения коммерческой выгоды в ближайшие несколько лет. При этом предусмотренные Постановлением Правительства № 1213 объемы финансирования мероприятия из федерального бюджета не изменяются (1 млрд руб. в 2014 г. и 1,1 млрд в 2015 г.), а внебюджетное финансирование существенно сокращается (в 2014 г. вместо 1,2 млрд руб. получился ноль, а в 2015 г. — 450 млн вместо 1,1 млрд руб.).

Одновременно для обеспечения импортозамещения материалов и технологий для использования в конструкциях самолета МС-21 и перспективных отечественных летательных аппаратов, с учетом ужесточения санкций США и стран ЕС, в 2015 г. предлагается в рамках технологической платформы "Новые полимерные композиционные материалы и технологии" дополнительное финансирование в объеме 2,083 млрд руб., из которых доля федерального бюджета составит 533,4 млн руб.

В частности, бюджетное финансирование в объеме 233,4 млн руб. преду­сматривается для разработки технологий выкладки фрагментов панелей кессонов киля самолета МС-21, ожидаемым результатом станет разработка технологий изготовления препрегов для углепластиков на основе российских связующих.

Кроме того, бюджетное финансирование в объеме 200 млн руб. должно пойти на разработку технологии изготовления компонентов взамен импортных материалов фирмы Cytec (США) для получения  конструкционного углепластика с максимальной рабочей температурой не менее 120°С.

Еще 100 млн руб. предусматривается на проведение работ по импортозамещению полимерных композиционных материалов, пленочных клеев и полимерных покрытий типа SynSkin для конструкций самолета МС-21, что позволит заменить материалы фирм Hexcel и Cytec применительно к агрегатам самолета МС-21.  

Алексей Синицкий


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
10 июн 2025
Китай может опередить США в сфере истребителей шестого поколения
10 июн 2025
Катапульта учебного самолета УТС-800 успешно прошла испытания
10 июн 2025
Михаил Мишустин выступил за активное развитие технологий беспилотников
10 июн 2025
Инженеры для отрасли, которая изменит Россию
9 июн 2025
Владимир Путин призвал создавать нормативную базу для развития беспилотной авиации
9 июн 2025
Авиазавод в Саратове будет выпускать комплектующие для Як-42
9 июн 2025
Подготовка кадров для новой индустрии: Михаил Погосян поделился опытом МАИ на «Кадровом форуме БАС – 2025»
9 июн 2025
Дело за «Горизонтом»: доцент МАИ создал уникальную систему для повышения безопасности полётов
9 июн 2025
В Самарской области центр БАС выведут на мировой уровень
9 июн 2025
Порядка 5,5 тысяч школьников учатся в инженерных классах Ростеха
9 июн 2025
МГТУ ГА и «Транспорт будущего» заключили соглашение о сотрудничестве
6 июн 2025
Инженеры намерены создать в 2026 году российский бортовой комплекс для БПЛА
6 июн 2025
Проекты ульяновских авиастроителей признаны лучшими на конкурсе ОАК
6 июн 2025
Разработанный Китаем авиадвигатель AES100 получил производственный сертификат
6 июн 2025
Ростех: иностранные авиастроители вряд ли смогут вернуться на российский рынок
6 июн 2025
Ассоциация БАС, созданная в Самарской области, сформирует рынок беспилотных услуг
6 июн 2025
В Тольятти открылась выставка разработок для беспилотных систем
6 июн 2025
Германская компания Helsing приобретает производителя самолетов Grob Aircraft
6 июн 2025
Boeing выплатит $1,1 млрд для урегулирования претензий по катастрофам лайнеров 737 MAX
5 июн 2025
На Superjet проверили систему автоматического управления
5 июн 2025
Российская авиасистема "Горизонт-25" успешно испытана в небе над Подмосковьем
5 июн 2025
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров оценил производство самолетов «Байкал» и «Ладога»
5 июн 2025
Создано покрытие для самолетов, на 40% сокращающее частоту ремонта
5 июн 2025
Инженеры МАИ разработали «не устающий» дрон для осмотра объектов и видеонаблюдения
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
2 июн 2025
Самолеты А.Н. Туполева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
30 мая 2025
В ОДК-Сатурн повышают профессионализм специалистов в сфере метрологии
30 мая 2025
На предприятии "Вертолетов России" прошли сборы авиационных спасателей и поисковиков
30 мая 2025
ОДК-УМПО принимает заявки школьников на трек целевой подготовки инженеров «Крылья Ростеха»
29 мая 2025
У-УАЗ принял участие в "Технофесте"
27 мая 2025
ГосНИИАС участвует в разработке тренажеров самолета SJ-100
27 мая 2025
ОДК-СТАР – в лидерах краевого конкурса по охране труда
27 мая 2025
Самолет В.М. Петлякова: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
26 мая 2025
Специалисты ГосНИИАС приняли участие в XXII Научных чтениях по авиации, посвященных памяти Н.Е. Жуковского
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».