Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 23.09.2016
Источник: "Политинформация" (politinform.su)

Пара слов о F-22

Для начала, какие требования предъявляют к самолетам 5 поколения?

1) Значительно сниженная инфра и радио заметность.


2)Способность к полету на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, высокая маневренность.


3) Все ракурсная информационная система позволяющая осуществлять наблюдение за окружающим пространством всеми средствами одновременно, передачу и прием информации, координацию с другими самолетами и прочими участниками информационной сети.


4)Многофункциональность-способность одновременно работать как по воздушным так и по наземным(надводным) целям с высокой эффективностью на всех диапазонах высот и расстояний.


5)Автоматизация всех функций и действий оставляя пилоту право принятия решения.

После проведенного конкурса на создание ATF( Advanced Tactical Fighter ) в 1991 победу одержал образец разработанный Lockheed/Boeing/General Dynamics а именно YF-22.

Конкурент YF-23 был более быстр, менее заметен, но значительно менее маневренный.

Вследствие высоких затрат на разработку пришлось отказаться от боковых радаров и инфракрасной системы обнаружения(с начала до одно диапазонной, а потом и вообще ее убрать), кресло катапультирования так же было заменено на предыдущую модель.

Предполагалось, что будет построен и морской вариант, но флот отказался от программы NATF.

В 1992 второй прототип разбился при взлете из-за программной ошибки.

Впоследствии самолет претерпел значительные изменения, и первый выпущенный экземпляр F-22 увидел свет только через 5 лет.

Первоначальные планы наладить выпуск самолетов к 1994 оказались сорваны : сроки затягивались,цена росла, в 1996 от предполагаемых 750 штук осталось 648.

В 1997 из-за различных проблем с финансированием число предполагаемых машин снизилось с 648 до 339.

Полномасштабное производство началось в 2001, в 2005 самолет достиг операционной готовности и с успехом прошел учения Exercise Northern Edge 2006,где 12 F-22 поразили 108 оппонентов без единой потери.

Но цена все время росла, и в 2003 году количество самолетов было снижено до 277.

В итоге производство было прекращено в 2011 году, всего было построено 195 самолетов из них серийных 187.

Конечная цена изделия с учетом всех расходов на программу составила астрономические 412 миллионов $ — это самый дорогой истребитель в мире.

Помимо того что самолет вышел крайне дорогим в производстве не менее дорогим он стал и в обслуживании.

Первоначально количество времени затрачиваемое на после полетное обслуживание составило 30 часов(из них 17 на полировку стелс обшивки) при стоимости часа полета 44 000$ ? Впоследствии цифры выросли до 43 часов обслуживания и $68,362 за час полета, что в несколько раз больше стоимости эксплуатации F-16.

После каждых 300 налетанных часов самолет отправляется на месячное обслуживание — треть из которого занимает восстановление анти радарного покрытия, также много проблем доставляют колпаки кабин их срок эксплуатации составил 40% от расчетного(был инцидент когда летчика пришлось вырезать из кабины ).

Обратите внимание на высокотехнологичный клин удерживающий колпак.

В процессе эксплуатации F-22 выяснилось, что производитель сжульничал и нанес анти-радарное покрытие в несколько слоев для прохождения тестов.

Более того при производстве этого покрытия применяются весьма вредные вещества, которые воздействуют на ремонтный персонал обслуживающий самолет.

Помимо вредности покрытие оказалось очень уязвимо к воздействию влаги,масла и бензина, что и приводит к длительным послеполетным процедурам по полировке обшивки.

К недостаткам также можно отнести очень странную особенность системы воздухоснабжения пилота — непонятно как но в кабину проникают пары сгоревшего топлива и нагретого масла.

Было замечено что иногда по возвращении на землю летчики не помнят полетного задания и что они делали в воздухе.В начале подозревали алкоголь и наркотики, но проведенное мед обследование показало их полное отсутствие и наличие других вредных примесей.Для выявления эффекта “включенной машины в гараже” несколько F-22 были выставлены на улицу где и находились достаточно длительное время, но увы эффект обнаружился и в этих машинах.

Проблема была признана только в 2010 после второй катастрофы, в которой погиб летчик (первая произошла 2009 летчик тоже погиб).

При полете на большой высоте разряженность воздуха не позволяет пилоту нормально дышать и он использует маску.Набегающие потоки воздуха поступают с систему воздухоснабжения где остужаются и далее пилот дышит кислородом.Но в следствии того что в месте с кислородом в маску поступают вредные пары...

Captain Jeffrey Haney надышавшись паров от двигателя не смог переключится на резервную систему воздухоснабжения при отказе основной,потерял сознание из-за кислородного голодания и пришел в себя только за несколько секунд до контакта с землей.Комиссия проводившая расследование обвинила пилота.

После данного эпизода проблема так и не была решена, промежуточным “спасением” стали угольные фильтры “удачной конструкции” вызвавшие проблемы у ряда пилотов(угольная пыль оседала в легких), посмевший об этом говорить был лишен полетов под предлогом боязни F-22.

Перейдем теперь к характеристикам самолета:

F-22 Raptor оснащен 2 мощными двигателями Pratt & Whitney F119 с тягой 116 kN / 26,000 lb / 10500 кгс на нормальном режиме и 156 кН/ 35,000 lb /15900 кгс на форсаже.

Эти двигатели позволяют самолету развивать скорость до 2400 км/ч,крейсерский сверх звук без форсажа 1900км/ч,высота полета более 21км.

Запасы топлива в 8,200 кг определяют боевой радиус в 760 км из них на крейсерском сверх звуке 180км или 850км без него,перегонная дальность около 3000км.

8 точек подвески во внутренних отсеках(из них обязательно 2 ракеты малого радиуса) и 4 на внешних что дает нам теоретическую максимальную боевую нагрузку чуть более 10 тонн.

Плоские сопла F-22 позволяют значительно снизить инфракрасный след, но также значительно режут полезную мощность двигателя.(На Т-50 проводили эксперименты с плоским соплом, но было решено отказаться).

Из-за близкого расположения двигателей и плоской формы сопел изменяемый вектор тяги эффективен только при вертикальном отклонении.

Основным средством обнаружения F-22 является радар APG-77.

Число приемно-передающих модулей 1956, максимально излучаемая мощность 16кW, диаметр полотна 0,813 м позволяет обнаруживать цели 1м 2 на дистанции до 240 км и в режиме пониженной заметности —190км с вероятностью в 86%(инструментальная дальность 525км).

Некоторое время назад появилась информация о применении новых модулей для APG-77 что позволило увеличить его эффективность (говорят о 400км но без указания типа цели — так что это вероятно бомбардировщик или 20м 2 результат достигнутый на МиГ-31 еще начале 90х).

После принятия F-22 на вооружение выяснилось что он неспособен общаться с другими самолетами, так как система передачи данных на нем была урезана для уменьшения вероятности обнаружения.

Это не сильно порадовало военных — как высказался один из них “незаметности на пени, а геморроя на фунт”.

Был разработан специальный самолет радио узел который бы позволил F-22 передавать и принимать данные от других типов самолетов стран НАТО, но проект оказался не жизнеспособен.

Это в итоге вылилось в дополнительные расходы на модернизацию значительной части F-22 первых выпусков ( к первой половине 2015 деньги на модернизацию всех самолетов так и не выделили).

Также F-22 все еще использует старые ракеты Aim-9M (производство которых началось еще в 80е) более современные AIM-9X 2 на F-22 показали более низкую эффективность в сравнении с самолетами 4 поколения и от их установки отказались начав разрабатывать более глубоко модернизированную версию увеличенной дальности( AIM-9X 20км и AIM-9X 3 35 км ).

К 2015 году F-22 наконец то обучили производить разведку наземной поверхности, а не только бомбить координаты JPS как было ранее в Ливии.

Спустя 11 лет после принятия F-22 на вооружение у него так и не появился шлем с целеуказанием.

Подведем итоги ?

1) F-22 полностью соответствует.

2) F-22 полностью соответствует.


3) F-22 не соответствует.


4) Частично
.

5)Частично
.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
20 июн 2025
Годовое общее собрание членов Союза авиапроизводителей России, пресс-релиз
20 июн 2025
ТАНТК выполняет ремоторизацию Бе-200 на российские двигатели ПД-8
20 июн 2025
Алиханов: пассажирский Ил-96-400М дополнит линейку гражданских самолетов ОАК
20 июн 2025
ОАК раскрыла детали развития "гражданского беспилотья"
20 июн 2025
Ассоциация «АЭРОНЕКСТ» разработает механизм тестирования потребительских свойств БАС
20 июн 2025
В Подмосковье построят завод по выпуску авиадеталей для гражданских самолетов
20 июн 2025
Будущее инженерной элиты России: НОВИКОМ и МГТУ им. Н.Э. Баумана обсудили на ПМЭФ совместные проекты
19 июн 2025
"Дронономика" может стать темой одного из следующих ПМЭФ
19 июн 2025
В МАИ разработали литий-ионные аккумуляторы нового поколения для увеличения дальности полёта БЛА
19 июн 2025
Создан хорошо обрабатываемый тугоплавкий сплав для авиапромышленности
19 июн 2025
Глава "Русавиапрома" рассказал о планах выпуска 10-15 самолетов ТВС-2МС в год
19 июн 2025
«Газпром нефть» создаст в России индустрию производства экологического биотоплива
19 июн 2025
Роман Старовойт: российские авиакомпании готовы заключить контракты на 200 самолетов МС-21
18 июн 2025
Владимир Путин: Boeing понес ущерб, уйдя с российского рынка
18 июн 2025
Производство самолетов Ту-214 планируется нарастить до 20 штук к 2027-2028 годам
18 июн 2025
В Новгородской области создадут центр коллективного пользования БАС
18 июн 2025
На Смоленщине утвердили программу производства беспилотников до 2030 года
18 июн 2025
ФЛА: у нас все летает
17 июн 2025
Задача № 1 для самолета МС-21-310: сбросить лишний вес
17 июн 2025
Шведским истребителем Gripen E впервые поуправлял искусственный интеллект
17 июн 2025
Иркутские политеховцы предлагают решения для авиационной отрасли
17 июн 2025
"Калашников" предложил свои БЛА учебным заведениям
11 июн 2025
Страны NATO не готовы к модернизированному российскому бомбардировщику Ту-160
11 июн 2025
Новый ZALA Т-20
20 июн 2025
«Ростелеком» и ОАК договорились о развитии технологического партнерства
20 июн 2025
ОДК-Кузнецов и Самарский университет организовали международную научно-техническую конференцию двигателестроителей
20 июн 2025
ОАК и МГТУ им. Н.Э. Баумана договорились готовить инженеров нового формата
20 июн 2025
ОДК модернизирует ИТ-инфраструктуру предприятий
20 июн 2025
ОДК и Сбер развивают сотрудничество в сфере искусственного интеллекта
20 июн 2025
Трансмашхолдинг и ОАК договорились о сотрудничестве в интересах авиастроения
18 июн 2025
У-УАЗ поставил "Газпром авиа" три вертолета Ми-8АМТ для обслуживания труднодоступных объектов
18 июн 2025
ОДК-Сатурн поделился опытом привлечения школьников и студентов в двигателестроение
18 июн 2025
ЦИАМ объявил прием в аспирантуру на 2025-2026 учебный год
10 июн 2025
Региональные отделения Союзмаша Челябинской и Ярославской областей обмениваются опытом в ОДК-Сатурн
10 июн 2025
Первая группа школьников получила рабочие профессии в Производственно-учебном центре "Вертолетов России"
9 июн 2025
ЦАГИ примет участие в форуме «Инженеры будущего – 2025»
9 июн 2025
ОДК-Кузнецов – двойной эколидер Самарской области
9 июн 2025
Инженер ЦИАМ стал победителем Гагаринских чтений
6 июн 2025
«Яковлев» назвал опытные «Суперджеты» в честь их создателей
6 июн 2025
На самарском предприятии ОДК открыта крупнейшая лаборатория для проверки двигателей
6 июн 2025
ОДК-Сатурн отметил победителей чемпионата «Построй карьеру в ОДК»
5 июн 2025
Молодые ученые ГосНИИАС – призеры «Гагаринских чтений»
5 июн 2025
ОДК-Сатурн привлекает молодых сотрудников к поиску инновационных решений
5 июн 2025
ОДК-Кузнецов присоединился к благотворительному проекту «Ракета Мечты»
4 июн 2025
В ОДК спроектировали детали для ПД-14 с помощью российского ПО
4 июн 2025
«Пермские моторы» награждены за внедрение новых мероприятий по охране труда
3 июн 2025
Продлен прием заявок на участие в XVIII Всероссийской мультиконференции по проблемам управления (МКПУ-2025)
3 июн 2025
На ПК «Салют» преподаватели колледжей освоили приёмы бережливого производства
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».